7.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актам по охране труда. Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований - важная государственная задача. Поэтому статьей 3 Основ законодательства РФ об охране труда одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда предусмотрено установление единых нормативных требований для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ" обязывает все федеральные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда соблюдать единые нормативные требования по охране труда, содержащиеся в нормативных актах, предусмотренных в прилагаемом к постановлению перечне. На правительственном уровне, пожалуй, впервые так поставлена задача.

Этим постановлением Правительства РФ предусматривается система формирования в Министерстве труда РФ банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, в том числе и указанные в прилагаемом к постановлению перечне Госстандарт России, Минстрой России, Госкомсанэпиднадзор России и другие федеральные органы надзора, должны представлять в Министерство труда РФ утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда.

Таким образом, Министерство труда РФ становится координационным центром нормативного обеспечения по охране труда, а созданная при этом Министерстве Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) согласно Положению об этой инспекции, утвержденному

295

Указом Президента РФ, обязана обеспечить надзор и контроль за соблюдением нормативных требований по охране труда и за реализацией в целом постановления Правительства РФ, используя предоставленные инспекции полномочия.

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ" нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды (табл. 7.1).

Таблица 7.1. Правовые акты по охране труда

Наименование нормативного правового акта Органы, утверждающие нормативные правовые акты
полное сокращенное
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ З ССБТ Госстандарт России, Минстрой России
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности ОСТ ССБТ Федеральные органы исполнительной власти
Санитарные правила СП Госкомсанэпиднадзор РФ
Санитарные нормы СН  
Гигиенические нормативы ГН  
Санитарные правила и нормы СаНПиН  
Строительные нормы и правила СНиП Минстрой РФ
Правила безопасности ПБ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Правила устройства и безопасной эксплуатации ПУБЭ  
Инструкции по безопасности ИБ  
Правила по охране труда межотраслевые ПОТ М Минтруд РФ
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)   Минтруд РФ, Федеральные органы надзора
Правила по охране труда отраслевые ПОТ О Федеральные органы исполнительной власти
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ Федеральные органы исполнительной власти
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)   »

Государственные стандарты по охране труда. В ГОСТ 1.26-77 установлен порядок разработки и согласования требований безопасности в стандартах и технических условиях. Задачей ССБТ является стандартизация требований безопасности труда и включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия.

Структура ССБТ включает пять подсистем стандартов (12.0 - 12.4).

296

  1. Организационно-методические стандарты основ построения системы устанавливают структуру, задачи, цели и области распространения ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, методы оценки безопасности труда.
  2. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров (вид, характер действия, предельно допустимые значения, методы контроля), а также требования безопасности при работе с вредными веществами. Они содержат также стандарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и биологической безопасности, а также требования к защите от шума, инфра-и ультразвука, электромагнитных полей, вредных веществ. В этих стандартах рассмотрены требования к освещению и воздушной среде.
  3. Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают общие требования безопасности по всем группам производственного оборудования, а также к отдельным группам оборудования, обладающим повышенной опасностью (разрабатываются в первую очередь). В них определены требования безопасности к конструкции оборудования в целом и его компонентам в отдельности, а также методы контроля выполнения требований безопасности.
  4. Стандарты требований безопасности к производственным процессам устанавливают общие требования к производственным процессам и конкретные к отдельным группам технологических процессов, к размещению оборудования и организации рабочих мест, режимам работы технологического оборудования, рабочим местам и режимам труда, системам управления, требования к применению защитных средств, а также к методам контроля за выполнением требований безопасности.
  5. Стандарты на требования к средствам защиты работающих классифицируют все средства защиты и устанавливают требования безопасности к эксплуатационным, конструктивным и гигиеническим показателям отдельных классов и видов защитных устройств, а также методам их контроля и оценки защиты. В эти стандарты входят требования к вспомогательным устройствам, защитным и предохранительным ограждениям, блокировке, сигнализации, надежности и прочности, к средствам защиты рук, головы, органов дыхания и слуха и т.д., к цветам и знакам сигнализации и др.

Вопросы безопасности обязательно входят в технические условия, в которых в разделе "Требования безопасности" необходимо регламентировать следующие вопросы: требования безопасности к конструкции; требования по созданию санитарно-гигиенических условий; требования электро-, пожаро- и взрывобезопасности; эргономические

297

требования; требования к методам контроля опасных и вредных факторов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Если Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ, содержащий главу X "Охрана труда", являются чисто правовыми нормативами охраны труда, то приведенные в перечне нормативы конкретизируют и детализируют требования этих актов к конкретным предприятиям, производственным процессам, среде, оборудованию, лицам, определяют обязанности, права и ответственность за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Порядок разработки, учета, издания, распространения и отмены правил и инструкций по охране труда определен Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 1 июля 1993 года № 129, с последующими изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 28 марта 1994 года № 27.

В настоящее время действует около трех тысяч нормативных правовых актов по охране труда. Процесс перехода к единым нормативным требованиям по охране труда, пересмотр действующих и создание новых нормативных правовых актов по охране труда длительный и требует значительных материальных средств для его реализации. Нормативные правовые акты по охране труда, утвержденные постановлением Министерства труда РФ, а также информация об утверждении и издании других нормативных правовых актов по охране труда направляются министерством в федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры) и органы исполнительной власти по труду субъектов РФ для руководства и доведения их до подведомственных предприятий, организаций.

298

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41-1, 41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ.

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам - в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с измененной редакцией статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров

299

оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ законодательства РФ об охране труда, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ РФ). Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работником требований и норм охраны труда.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством РФ и республик в составе РФ.

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 23 Основ.

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 23 Основ законодательства РФ).

300

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.