Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) был вместе с тем и выдающимся педагогом, борцом против существовавшей в то время системы школьного обучения, подавлявшей личность ребенка.
232
Л.Н. Толстой
Педагогической деятельностью Л.Н. Толстой начал заниматься в 60-е гг. Он открыл в Ясной Поляне школу, издавал педагогический журнал "Ясная Поляна". В 70-е гг. им были созданы "Азбука", "Новая азбука", "Русские книги для чтения". В течение всей своей жизни Л.Н. Толстой писал для детей и принимал участие в издании детских книг.
Л.Н. Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанному на интересе. Он детально разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися.
Толстой подверг уничтожающей критике школу и воспитание в современных ему буржуазных странах за ничтожно малый объем научных знаний, за преклонение перед денежным мешком и духовенством. Он считал, что русская школа не должна копировать образовательные системы Запада, что работа школы станет лишь тогда плодотворной, когда все дело народного образования будет находиться в руках самого народа.
Толстой подчеркивал, что развитие является процессом спонтанного развертывания качеств, заложенных в ребенке от природы, и что задача воспитателя сводится к тому, чтобы осторожно помогать этому развитию. Эти положения затем истолковывались отдельными педагогами в духе теории "свободного воспитания". Теоретики "свободного воспитания" (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов) считали Л.Н. Толстого своим предшественником. Однако было бы неправильным на этом основании рассматривать Л.Н. Толстого только как сторонника "свободного воспитания". Педагогические воззрения Л.Н. Толстого не укладываются в рамки теории "свободного воспитания", они гораздо шире и содержательнее.
Л.Н. Толстой убедительно показывал бесплодность умозрительных построений педагогов, оторванных от практики воспитания и обучения. "Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, - писал он, - но терпеливыми и упорными повсеместными опытами". Как бы откликаясь на призыв К.Д. Ушинского узнать воспитуемого "во всех отношениях", Л.Н. Толстой настойчиво изучал личность ребенка в бесконечно многообразных ее
233
проявлениях и раскрывал эту личность как в художественных произведениях, так и в учебных книгах для школы.
234