Что же, наконец, в моем идеале воспитания выражают слова отца (сыну): "ищи быть и будь человеком"? Конечно, не новое; напротив, старое и очень старое, но истинное. Конечно, не легкое, но достижимое. Значат ли эти слова действительно, что я добиваюсь невозможнаго, что я ищу в человеке земного совершенства, мечтательнаго гражданина вселенной, или тому подобнаго? Нет, человеком, как я его понимаю, может быть каждый, в своем роде, приучившись с ранних лет хорошо пользоваться различными свойствами души, которыми каждаго из нас наделил Бог в известной мере. В деле воспитания главное - намерение и убеждение; они зависят от воспитателей; успех - от Бога. Все мы, к какой бы нации ни принадлежали, можем сделаться чрез воспитание настоящими людьми, каждый различно, по врожденному типу и по национальному идеалу человека, нисколько не переставая быть гражданином своего отечества и еще рельефнее выражая, чрез воспитание, прекрасныя стороны своей национальности.
Но все эти идеалы человека, и следовательно идеалы воспитания, как бы различно ни проявлялся в них национальный тип, должны иметь одну исходную точку - Откровение. Итак, словами: "ищи быть и будь человеком" - выражается одна главная мысль воспитания: научите детей, с ранних лет, подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Итак, если отец, сознавая вполне значение этой мысли, скажет сыну: "будь человеком", то это значит - он решается воспитать сына без всякой задней мысли, и отдает его в школу из одного глубокаго убеждения, что образование необходимо, как пища. Это значит, что отец, готовый всем жертвовать для нравственно-жизненной необходимости сына, твердо уверен, что все прочее в жизни должно придти само собою; а если и не придет, то он все-таки ничто не потеряет в сущности.
Сын, помня слова отца, с ранних лет приучается видеть в образовании нравственную необходимость и ценить его, как самую жизнь. Наставник, говоря: "я хочу сделать людьми моих питомцев", значит, решается предпочитать форме дух, мертвой бумаге живую мысль; значит, в науке он видит не просто один сборник знаний, а мощное средство действовать на нравственную сторону ребенка. Исполняя эти слова, учитель уже не заставит ребенка изучать науку одними устами, но направит ее на развитие той или другой душевной способности детей, и каждый учитель вместе сделается и воспитателем. Наконец, если целое общество повторит эти многозначительныя слова всем и каждому из своих сочленов, то оно выразит, что воспитание для всех,
171
без различия сословий и состояний, так же необходимо, как хлеб и соль, и, при таком убеждении, не пощадит никаких издержек для достижения цели, соберет капиталы, учредит компании для распространения просвещения, обяжет всех содействовать по мере сил, сделает для всех и каждаго просвещение обязательным, говоря всем и каждому: "будь человеком". Вот смысль моего идеала, не новаго, но и не недос-тижимаго. Для достижения нужны: серьезный взгляд на жизнь, полное сознание нравственной необходимости воспитания, содействие духовное и материальное, теплая вера в вечную истину и добро.
Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. -
М., 1898. - С. 194-195.
172