Знать обращение в свете и обхождение, сходственное рождению Их Высочеств, и чем отличиться для них пристойно: вот в чем их знание быть долженствует.
И для того наивящшее дело приставников есть питомцам дать обращение учтивое, здравое понятие о вещах, поваживать их к обычаям добрым при всяком случае, вложить в них правила добродетели, послушание к Нам, почтение к родителям, любовь к истине, благоволение к роду человеческому, снисхождение к ближнему; исподоволь показывать им вещи, каковы суть и каковы быть должны. Поощрять в них охоту перенимать лучшее, любить достойное, почитать заслуживающее почтение, вселять в них стремление и прилежание, нужное к получению успехов и к преодолению препятствий, без чего счастливо достигнуть ни до чего не можно.
Учение же, или знание да будет им единственно отвращением от праздности и способом к спознанию естественных их способностей и дабы привыкли к труду и прилежанию.
Буде в детях способность духа не будет угнетаема приставниками, то от игры к учению приступать они будут столь же охотно, как к игре, и для того отнюдь Их Высочеств не принуждать к учению, но представлять им, что учатся ради себя и для своей пользы. Буде неприлежно пишут, читают, или иному учатся, тогда отобрать на тот час перья, чернила, бумагу, книги и прочее; то сами уже просить будут, чтоб возратили.
Когда учиться будут непринужденно, но добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть.
Не принуждая Их Высочеств к учению, сами просить будут и приходить к учению, как к игрушкам.
Буде к которой новой науке охоты не имеют, тогда при них посадить учить приставленных к ним молодых людей, Клавдия с товарищами, как и по сию пору в них заведено.
Когда к какому учению, в которое время, или часы, охоты не имеют, тогда Их Высочеств к тому не принуждать; но прилежно избирать иной час, или время, когда охоту к тому иметь будут.
При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.
Детям трудно иметь прилежание.
Страхом научить нельзя: ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
108
Об учении. Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением; учение их первое: читать, писать, рисовать, арифметике; продолжать не худо учиться и писать под титлами или abreviation. За сим: география, начав с России, астрономия, хронология, математика.
Искуство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и научение облегчить ученикам колико возможно.
Виршам и музыке учить не для чего, тем и другим много времени теряется, дабы достигнуть искуства.
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет; ибо добрая память от добраго сложения, а не от инаго чего происходит.
Наизусть вытвердить разве выбранныя краткия правила из писателей, кои служить могут детям для украшения ума и основанием в поведении.
Потом следовать может история, нравоучение, правила закона гражданскаго. К сему служить может Наказ Коммиссии Уложения и Учреждения для управления губерний Российской Империи, законы Российские, ибо, не знав оных, и порядка, коим правится Россия, знать не могут.
На каждом языке для чтения избрать книги, писанныя лучшия, и из них выбрать то, что детям читать, или перед ними читать, то есть, все то, что может умножить в них знание и просвещение то, которое им нужно; например: естественная история, математика, художества, как снять чертежи, или делать разные опыты.
Всеобщая история, древность, мифология, география, генеалогия о России и ея производствах, торговля и прочее, также физика и история художеств, которая воспитанников водила-бы от легкаго до искуснейшаго, доказав опытами.
Русское письмо и язык надлежит стараться, чтоб знали как возможно лучше.
В тоже время могут прилежать к учению правил верховой езды, фехтования, волтижирования, плавать, бороться, ружьем метать, из лука стрелять и всему тому, что телу придает силу и поворотливость.
Желательно, чтоб военной, сухопутной и конной, также и морской службы все части от нижней службы до верхняго искуства прошли, дабы основательное понятие о тех частях получить могли... Предписывается от одиннадцати лет до пятнадцати употреблять по нескольку часов в день для спознания России во всех ея частях. Сие знание столь важно для Их Высочеств и для самой Империи, что спознание оной главнейшую часть знания детей занимать должно; прочил знания, лишь применяясь к оной, представлять надлежит, и для того приказать по временам составить таблицы частей, водя Их Высочества от части до части.
109
Карта всея России и особо каждой губернии с описанием, каковы присланы от Генерал-Губернаторов, к тому служить могут, чтоб знать слой земли, произрастения, животных, торги, промыслы и рукоделия; так же рисунки и виды знаменитых мест, течение рек судоходных с назначением берегов, где высоки, где поемны, большия и проселочныя дороги, города и крепости и строения знаменитыя, описание народов, в каждой губернии живущих, одежду и нравы их, обычаи, веселия, веры, законы и языки.
При истории естественной делать опыты и примечания, какия употребления, ремеслы и рукоделия делать можно из произрастении и естественных производств.
Не долго детей останавливать при всех тех знаниях, для которых только единая память надобна, и которыми лишь память отягощается.
Мифологию и древность им не более знать нужно, как только чтоб не могли сказать, что о том несведущи.
Историю Российскую им знать нужно и для них сочиняется.
Познание человека еще нужнее.
А за сим:
Законы своей земли и правосудие, употребление доходов, военное искусство в защищении и наступлении, о переходе рек и гор, собрание войск, учение, движения, прокормление, содержание, попечение о больных, дряхлых и неимущих.
Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. - М., 1890. - С. 78-86.
110