Екатерина Романовна Дашкова (1743 - 1810) - выдающийся деятель русской культуры, директор Петербургской академии наук, президент Российской академии (Академия русского языка и словесности). Стремилась к объединению ученых и писателей в целях развития русского языка и отечественной культуры.
Отцы наши воспитать уже нас желали как-нибудь, только чтоб не по-русски и чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян. В их век просвещение, дошедшее к нам от французов, казалось им, так изобильно водворилось в отечестве нашем, что знатный один господин в тысяча семьсот пятьдесят, не помню, котором-то году, с восторгом
93
Е.Р. Дашкова
говоря приехавшему вновь сюда, доказывал ему о просвещении тогдашнем, тем что завелись уже в России французские обойщики, швейцары и, наконец, о дивное дело! что установлена и лотерея, хотя барыш, с оной получаемый, не в помощь бедных, больных или престарелых употребляем был. Тогда танцмейстеры, французские учителя или мадамы, по их мнению, все воспитание совершали, хотя с улиц парижских без пропитания шатающиеся или от заслуженного в отечестве своем наказания укрывающиеся оными воспитательницами по большой части бывали.
Нередко случалось слышать особливо в Замоскворецких съездах или беседах, как-то на родинах, именинах или крестинах: "Что ты, матушка, своей мамзели даешь?" "Дарага, праклятая, дарага! Да что делать; хочется воспитать детей своих благородно: сто восемьдесят рублей деньгами, да сахару по пяти и чаю по одному фунту на месяц ей даю". - "И матушка! Я так своей больше плачу: двести пятьдесят рублей на год, да домашних всяких припасов даю довольное число. Правду сказать, за то она уже моет кружево мое и чепчики мне шьет, да и Танюшу выучила чепчики делать. Нынче, матушка, уж и замуж дочери не выдашь, коли по-французски она говорить не умеет; а постричь ее вить нельзя же. Как быть! Да я и сама-таки люблю французское благородство и надеюсь, что дочь моя в грязь лицом не ударит". - Учителями же бывали не только парижские лакеи, но и таковые, которые уже и в России ливрею носили.
Воспитание сие не только не полезным, но и вредным назваться может: ибо лучше было бы Танюше не уметь чепчиков шить, кружева мыть и по-французски болтать, да не иметь и тех гнусных в голове и сердце чувствований, кои подлая и часто развратная французская девка ей впечатлевает. Она бы могла быть лучшею женою, матерью и госпожею, если бы, не зная худо чужого языка, природному своему языку выучена была и если бы она имела любовь к отечеству вместо пренебрежения, кое мамзелюшки к оному детям вперяют; почтение к родителям; любовь к порядку, скромности и хозяйству, а не роскошь, ветреность и небрежение в себе показывала; тогда бы можно было заключить, что родители ея правильное о слове "воспитание" понятие имели, нежели Танюшино поведение подает повод думать.
94
Воспитание, которое мы детям своим даем, еще более разнствует с воспитанием, кое прапрадеды дедам нашим давали. Мы еще более удалились от справедливого смысла, заключающегося в слове "воспитание", прибавя к разврату, который учителя и мадамы в сердца детей наших сеют, разврат, которому предаются дети наши, путешествуя без иного намерения, окроме веселья, без рассудка, без нужного примечания и погружая себя в Париже или в Страсбурге только в праздность, роскошь и пороки, с истощенным телом, с истощенным смыслом и кошельком домой беспоправочны возвращаются. А как пребывание в Париже, по их мнению, им дает поверхность над теми, кои в нем не были, и как притом число небывших в Париже почти можно считать как 1 против 1000, то по мере сей пропорции и высокомерятся, во всяком случае отличаются такой надменностию, что и в собраниях, для коих они только себя и прочили, несносными себя делают. Не в поле, не в совете или служении отечеству они себя отличить и посвятить хотят: танцы, клавикорты или скрипка, разговоры о театрах и действующих на оных - вот благородное и пространное поле, которое наши дети выбрали и на коем отличиться желают. Наглость и надменность, обыкновенные спутники незнания, и в сообществах быть вожделенными им препятствуют, ибо они так надоедают, перебивая у всех речь, говоря о всем решительным образом, пренебрегая все то, что здесь видят, а решения свои свыше всякой апелляции считая, для того что они были в Париже, почему, обнажив, наконец, свою ветреность и ничтожество, перестают скоро быть зваными или желаемыми и в самых тех собраниях, где, кажется, другого намерения нету, как только время проводить, или, лучше сказать, потерять оное. Дочери наши стараются мотовством своим прославиться... Романы читать, на клавикортах и арфе бренчать есть главное их упражнение. Родители хороших правил детям своим не вперяют, к размышлению их не приучают; чему же дивиться, когда так мало браков совершаются или что совершившиеся скоро разрываются. Основательно мыслящий молодой человек для того жениться опасается, чтоб с женою он не получил и долгов, на оплату коих имения его недостаточно быть может; легкомысленный парижский россиянин не женится для того... что не хочет умножить трудностей, коими он уже обременяется, увертываяся и обманывая своих кредиторов. И наконец, для того, чтоб не терять на воспитание детей и домостроительство своего времени, которое он на театральные действия употребляет; оного бы недоставало ему для учения роли, кои он в комедии или драме с такою славою и с собственным удовольствием представляет, если б он должность мужа женатого на себя предпринял.
Но сколь ни велико усердие мое, чтоб слову "воспитание" прямой смысл здесь вывесть, а чрез то самое внимание родителей к полезному
95
воспитанию детей обратить, прибавлю здесь только некоторые аксиомы, коих, по мнению моему, всякому родителю... знать надлежит.
Воспитание более примерами, нежели предписаниями, преподается.
Воспитание ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще думают.
Воспитание не в одних внешних талантах состоит: украшенная наружность вкусом или действиями, кои от танцмейстера, от фехтмейстера и пр. получаются, без приобретения красот ума и сердца есть только кукольство, кое становится с летами не нужным, и конечно, мужу зрелого ума не инако, как для редкого употребления в сообществе пригодным.
Воспитание состоит не в приобретении только чужих языков, ниже в науках одних; ибо и ремесленный человек, определяя сына своего к какому-нибудь также ремеслу, если только что оному его выучит, а не даст ему чрез воспитание крепости и силы, могущей переносить труды телесные, и не вперит ему как поучениями, так и примером своим любви к трудам, к трезвости, верности и порядку, он не может надеяться зреть его благополучным: ибо он не влил в сердце сына своего того основания, на коем единственно благосостояние созидаться может, и не доставил ему также той бодрости тела, которая для трудов весьма нужна. Кольми паче возвышенное состояние, которое с собою приносит власть и способы добродетельствовать и силу делать притеснение и обиды зависимым и подчиненным, требует такового воспитания, в коем бы человеколюбие, справедливость и добродетель твердое основание имели, а здоровье, утвержденное благоразумным физическим воспитанием, соделовало питомца храбрым, к войне и трудам способным и во нраве своем благоприятным и равным.
По чему заключить можно, что слово "воспитание" прямого, к несчастию нашему, определенного смысла у нас еще не имеет. Разум оного обширен, пространен и содержит в себе три главные части, которых союз выполняет его существо, то есть совершенное воспитание состоит из физического воспитания, из нравственного и, наконец, из школьного, или классического. Первые две части всякому человеку необходимо нужны, третья же некоторого звания людям нужна и прилична, но притом нелишняя никому и украшает и самую высшую степень знатности, в коей таковые преобретенные красоты ума с большим блеском оказываются и сияют. Просвещение в вельможе несчетную пользу обществу приносит, поелику подчиненные ему будут им отличаемы не за подлые от них к нему услуги или таканье, но за достоинства и за исправность в возложенном на них служении.
Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. - М., 1986. - С. 183-187.
96