Раздел III

XVIII - СЕРЕДИНА XIX ВЕКА.
ДВОРЯНСКО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА

Ни за что на свете я не хотел бы переменить
Отечество или иметь другую историю,
кроме истории наших предков.

А.С. Пушкин

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше
настоящее и намекнуло нам о нашем будущем.

В.Г. Белинский

Введение

В этом разделе помещены материалы, отражающие развитие школы и педагогической мысли с начала XVIII в. до 60-х гг. XIX в. Это было время, когда в ответ на все усиливающийся гнет крепостников-помещиков то здесь, то там вспыхивали бунты, вылившиеся в последней трети XVIII в. в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева.

При Петре I укрепляется дворянское землевладение, формируется чиновная бюрократия с ярко выраженным сословным характером ("Табель о рангах", "Указ о землепользовании" и др.). Одновременно принимается ряд мер в интересах буржуазии: организация торгово-промышленных предприятий, строительство заводов и фабрик.

Петр I стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления.

Среди потока указов Петра I было немало и таких, которые относились к просвещению.

В самом начале XVIII в. открывается школа математических и навигацких наук, в которой в основном изучались математические науки, навигация, астрономия, а также некоторые общеобразовательные

66

дисциплины. Вскоре открываются школы инженерные, артиллерийские, горные, иностранных языков и некоторые другие. Суровые дисциплинарные меры должны были обеспечивать успешность обучения. Петр I, утверждая инструкцию для Морской академии, сделал к ней весьма красноречивую приписку: "Для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, и быть им по человеку во всякой каморе во время учения, и иметь хлыст в руках, и буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, несмотря, какой бы он фамилии ни был..."

Вся система учебно-воспитательных учреждений в эти полтора столетия развивается как сословная. Для дворян открываются шляхетские корпуса, дающие своим воспитанникам широкий круг общеобразовательных знаний: шляхетский инженерный корпус, морской, артиллерийский и др. Кроме того, дети дворян, в том числе и девочки, могли получать образование в частных пансионах. Финансовую поддержку правительство оказывало прежде всего и главным образом дворянским учебным заведениям закрытого типа.

В 1724 г. учреждается Академия наук с университетом при ней, а в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при содействии графа И.И. Шувалова был открыт Московский университет, сыгравший выдающуюся роль в развитии российского просвещения.

В народных училищах и цифирных школах обучались дети городских низов, дети мещан, солдат и матросов. Ни обязательных для всех программ, ни твердо установленных сроков обучения в школах не было. Вместе с тем в это время во все больших количествах издавались учебники и учебные пособия как русских, так и иностранных авторов. Среди этих книг выделялся вышедший в 1707 г. учебник, автором которого был русский ученый, в прошлом воспитанник Славяно-греко-латинской академии Л.Ф. Магницкий. Учебник назывался "Арифметика", однако представлял собой своеобразную энциклопедию начальных сведений из разных разделов математики: арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии. М.В. Ломоносов позднее называл "Арифметику" Л.Ф. Магницкого наряду с "Грамматикой" М.Смотрицкого "вратами своей учености". С 1710 г. учебную литературу начинают печатать гражданским шрифтом, а славянский шрифт оставляется для книг богослужебных. Для числовых обозначений вместо букв вводятся арабские цифры.

При преемниках Петра I усиливается влияние дворянства, принимаются новые меры к развитию образования дворян. Открытые при Петре I народные школы приходят в упадок.

Екатерина II в своих первых манифестах выступает в духе просвещенного абсолютизма, желая прослыть "рыцарем свободы и законности", покровительницей философии и этим расположить к себе "общественное мнение" Европы. Однако вопреки этим декларациям ее правление

67

отличалось беспощадной эксплуатацией крепостного крестьянства. Разыгрывая перед Западной Европой роль просвещенного монарха, философа на троне, Екатерина II в то же время говорила своим приближенным: "Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той же мере, в какой повинуется теперь" (из письма П.С. Салтыкову).

Но развивавшиеся экономические отношения были мощным фактором, определявшим все возраставшую потребность в таких профессиях, как агроном, инженер, врач, юрист, педагог и др., и царское правительство было вынуждено идти навстречу этой потребности. В последней четверти XVIII в. был разработан Устав народных училищ. В начале XIX в. проводится реформа просвещения, в результате которой формируется новая, более цельная по структуре система образования, состоявшая из четырех типов, или ступеней: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Эта система закреплялась "Уставом учебных заведений, подведомых университетам" (1804).

К середине XIX в. в стране насчитывалось уже 8 университетов и 4 лицея. Если в XVIII в. образование было в основном привилегией дворянства, то в 30-х и 40-х гг. XIX в., как отмечал В.Г. Белинский, "просвещение и образованность заметно распространились не только между средним сословием, но и между низшими классами: по крайней мере, теперь не редкость образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия..." (Полн. собр. соч. - М., 1955. -Т. 6. - С. 620).

XVIII и начало XIX в. часто называют "веком просвещения". При этом следует заметить, что развитие просвещения характеризовалось, с одной стороны, ростом количества учебно-воспитательных учреждений, а с другой - ослаблением влияния на образовательный процесс религии и национальных культурных традиций. И это несмотря на то, что в 1819 г. в Московском университете учреждается кафедра "богопознания и христианского учения". В инструкции для Казанского университета говорилось: "Те только теории философские основательны и справедливы, кои могут быть соглашаемы с учением евангельским..." Николай I указывал министру просвещения П.А. Ширинскому-Шихматову: "Преобразовать преподавание в наших университетах таким образом, чтобы впредь все положения и выводы науки были основываемы не на умствованиях, а на религиозных истинах, в связи с богословием". Однако подобные меры не давали желаемых результатов. Развитие естествознания сопровождалось появлением сомнений в истинности православного вероучения.

Процессы развития просвещения, роста числа учебно-воспитательных учреждений и практическая деятельность последних требовали теоретического осмысления. Начало ему положили сочинения, подобные

68

"Разговору двух приятелей о пользе наук и училищ" В.Н. Татищева. В этом сочинении отражались взгляды на школу и науку той части среднего дворянства, которая при Петре I занимала руководящие позиции в области просвещения.

В Санкт-Петербурге и Москве открывались воспитательные дома, училища, другие воспитательные заведения по проектам И.И. Бецкого, который развивал утопические идеи воспитания "новой породы людей". Но в то время как дворянское общество занимала идея воспитания человека "новой породы", дети крестьян, самого многочисленного сословия Российской империи, не имели возможности обучаться хотя бы элементарной грамоте. А между тем уже в первой четверти XVIII в. "купецкий человек" Иван Посошков говорил о необходимости образования для третьего сословия и даже для крестьянских детей. А в последней трети XVIII в. требования крестьян "учинить детские школьные учения" прозвучали в "Комиссии для сочинения проекта нового Уложения", созванной по указу Екатерины II в 1766 г. В составе комиссии были и депутаты от государственных крестьян. Выступления крестьянских депутатов, говоривших о непомерных повинностях и требовавших школ для народа, были актом большого гражданского мужества.

Для развития демократических тенденций в области образования огромное значение имела деятельность М.В. Ломоносова.

Русские ученые, продолжавшие его традиции, в частности профессора Московского университета, видели в распространении просвещения путь к гуманным социальным преобразованиям. Ими было сделано немало. Переводились на русский язык труды западно-европейских ученых и философов. В типографии Московского университета печатались "Мысли о воспитании" Д. Локка, "Эмиль, или О воспитании" Ж.-Ж. Руссо, труды Я.А. Коменского. Не менее важно, чем практическая учебная и издательская деятельность последователей М.В. Ломоносова, было то, что обучение и воспитание становились объектами научного изучения. В университете учреждается кафедра педагогики. К проблемам воспитания обращаются члены Академии наук - И.И. Давыдов, С.П. Шевырев, Н.И. Лобачевский, а также другие ученые, психологи и философы. Идеи, которые они развивали, находили отражение в нормативных документах.

Школьной реформой и Уставом 1804 г. школа была объявлена бессословной; устанавливалась преемственность между приходскими, средними училищами и гимназиями. Однако после восстания декабристов Устав 1804 г. был заменен Уставом 1828 г., в основу которого легли принципы сословности, православия, строгой регламентации.

Помещенные в данном разделе хрестоматии избранные труды выдающихся ученых-педагогов, деятелей российского просвещения, философов, а также документы, характеризующие школу того времени

69

(уставы, инструкции и др.), свидетельствуют, что их авторы были хорошо знакомы с западноевропейской и мировой педагогической мыслью. Развитие русской педагогики не было ограничено узконациональными рамками, она накапливала знания о закономерностях обучения и воспитания вместе с мировой наукой того времени. Это обстоятельство с одной стороны и внутренние закономерности развития педагогического знания с другой обусловили достижения русской педагогической мысли к концу данного периода и подготовили ее блестящий взлет в 60-е гг. XIX в.

70

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.