Царь Иван Васильевич (Грозный), преследуя цели укрепления централизованной власти, в 1551 г. собрал представителей высшей церковной власти с участием Боярской думы. Сборник решений, которые были приняты собором, состоял из ста глав. Отсюда название "Стоглавый собор". В решениях собора говорилось о том, что прежде "в российском царствии на Москве, и в великом Новгороде, и по иным городам многие училища бывали, грамоте, и писати, и пети, и чести учили". Для изучающего историю отечественной педагогики особый интерес представляет то постановление Стоглавого собора, которым
42
предусматривалось создание в стране училищ. (У "священников, и у дьяконов, и у дьяков учинити в домах училища".)
Глава 35. О дьяцех, хотящих в дьяконы и в попы ставитися. О ставленикех хотящих в дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют; и святителем их поставити - ино противно священным правилом, а не поставити - и святыя церкви без пения будут, а православные християне учнут без покаяния умирати. И святителем избирати по священным правилом - в попы ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет; а грамоте бы умели, чтобы могли церковь божию здержати и детей своих духовных православных крестьян, управити могли по священным правилом. Да о том их святители истязуют с великим запрещением: почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мыдеи у своих отцов учимся или от своих мастеров, а инде деи нам учитися негде; сколько отцы наши умеют и мастеры, по тому и нас учат, а отцы их и мастеры и сами потому же мало умеют, и силы в божественном писании не знают; а учитца им негде. А прежде сего в российском царствии на Москве, и в великом Новеграде, и по иным городом многие училища бывали, грамоте, и писати, и пета, и чести гораздых много было. Но певцы, и чтецы, и доброписцы славны были по всей земли и до днесь.
Глава 36. О училищех книжных по всем градом. И мы о том по царскому совету соборне уложили: в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и дьяконы, коиждо во своем граде по благословению своего святителя, - избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков, женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх божий, могущих иных пользовати, и грамоте и чести, и писати горазди. И у тех священников, и у дьяконов, и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы, и все православные християне в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте, и на учение книжнаго писма, и церковного пения псалтырного, и чтения налойного, и те бы священники, и дьяконы, и дьяки избранные учили своих учеников страху божию, и грамоте, и писати, и пети, и чести со всяким духовным наказанием. Наипаче же всего учеников бы своих брегли и хранили во всякой чистоте, и блюли их от всякого растления. А учили бы есте своих учеников грамоте довольно, сколько сами умеете, и силу бы им в писании сказывали, по данному вам от бога таланту, ничтоже скрывающей; чтобы ученицы ваши все книги учили, которые соборная святая церковь приемлет, чтобы потом и впредь могли не токмо себе, но и протчих пользовати и учити страху божию о всех полезных; так же бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами умеют, ничтоже скрывающе, но от бога мзды ожидающе, а и зде от иже родителей дары и почести приемлюще по их достоинству.
Труды Новгородской Губернской Ученой Архивной комиссии. - Новгород, 1912. - Вып. 1. - С. 60-62.
43