ПОСЛАНИЕ ГЕННАДИЯ

Архиепископ Геннадий правил Новгородской епархией в течение двадцати лет (1484 - 1504). Его послание адресовано Московскому и всея Руси митрополиту Симону. Жалуясь на недостаток грамотных людей, которых можно было бы поставить в священники, и на распространение еретических учений во вверенной ему епархии, архиепископ настойчиво предлагает открывать училища.

Господину отцу моему Симону митрополиту всея Руси, сын твой архиепископ Великого Новагорода и Пскова, владыка Генадей челом биет...

Да бил семи челом государю великому князю, чтобы велел училища учинити; а ведь яз своему государю воспоминаю на его же честь да и на спасение, а нам бы простор был1: занеже ведь толко приведут кого грамоте горазда, и мы ему велим одны октении учити, да поставив его да отпущаю боржае2, и научив как ему божественная служба совершати: ино им на меня ропту3 неть. А се приведут ко мне мужика, и яз велю ему апостол дати чести и он не умеет ни ступити, и яз ему велю псалтырю дати и он и по тому одва бредет, и яз его оторку4 и они извет творят5 "земля, господине, такова, не можем добыта кто бы горазд грамоте"; ино де ведь-то всю землю излаял6, что нет человека в земле, кого бы избрати на поповство. Да мне бьют челом: "пожалуй деи7, господине, вели учити"; и яз прикажу учити их октении, и он и к слову не может пристати, ты говоришь ему то, а он иное говорит; и яз

41

велю ему учити азбуку, и он поучився мало азбуки да просятся прочь, а и не хотят ее учити. А иным ведь силы книжные немощно достати, только же азбуку границу и с подтительными словы выучить1, и он силу познает в книгах велику; а они не хотят учитись азбуке, да хотя и учатся, а не от усердия, и он живет долго; да тем-то на меня брань бывает от их нерадения, а моей силы нет, что ми их не учив ставити. А яз того для бью челом государю, чтобы велел училища учинити, да его разумом и грозою, а твоим благословеньем, то дело исправится; а ты бы, господин отец наш, государем нашим, а своим детем великим князем, печаловался2, чтобы велели училища учинити... А се мужики невежи учат робят да речь ему испортит, да первое изучит ему вечерню, ино то мастеру принести каша да гривна денег, а завтреня также, а и свыше того, а часы то особно, да те поминки опроче могорца3, что рядил от него; а от мастера отидет, и он ничего не умеет, только-то бредет по книге, а церковнаго постатия4 ничего не знает. Толко же государь укажет псалтырю с следованием изучити да и все, что выше писано, да что от того укажет имати, ино учащимся легко, а сяк не смеют огурятися5. А чтобы и попов ставленных велел учити, занеже то нерадение в землю вошло6, и толко послышат то учащийся, и они с усердием приймут учение.

Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. - СПб., 1841. - Т. 1. - С. 146-148.

42


1 Напоминаю для его же славы и благополучия, а нам было бы попросторнее (пошире, посвободнее).
2 Тотчас же.
3 Ропота, жалобы.
4 Откажу ему.
5 Извещают, сообщают.
6 И то всю страну изругал (исхулил, охаял).
7 Деи - де (непереводимо).
1 Азбука граница - азбука с акростихами; подтительные слова - слова под титлами, например, бг (бог), стый (святый), члк (человек) и т. п.
2 Не переставал делать представлений своим духовным детям, великим князьям.
3 Подарки, кроме платы.
4 Порядка.
5 Противиться.
6 Поскольку это нерасположение к учению укоренилось в стране.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.