Большая часть берестяных грамот обнаружена в Новгороде. Начиная с первых, проводившихся под руководством А.В. Арциховского раскопок, и до настоящего времени их найдено более шестисот. По предположениям историков и археологов, "Новгород таит в своих недрах многие тысячи берестяных документов, которым еще предстоит войти в фонд первоисточников нашей истории" (Путешествие в древность / Под ред. В.Л. Янина. - М., 1983. - С. 163).
Орнаментированная дощечка XII в. для писания по воску. Оборотная сторона
этой же дощечки: воском заполнена четырехугольная выемка
38
В берестяных грамотах получили отражение многообразные стороны жизни и быта средневекового Новгорода. Здесь воспроизводятся прориси нескольких берест, дающих представление об обучении детей в Древней Руси: фрагменты азбук, упражнений в письме, счете.
Так, грамота № 199 принадлежала мальчику Онфиму и представляет собой овальное дно берестяного туеса. На донышке сосуда были набиты крест-накрест, для прочности, две берестяные полосы, которые и заполнены записями ученика. Текст верхней полосы - упражнения в написании алфавита - 36 букв. Дальше - склады от "ба" до "ща", всего 20, и от "бе" до "ще", тоже 20. На нижней полосе склады
Прорись грамоты № 199, внутренняя сторона донца туеса
Прорись грамоты № 199, внешняя сторона донца туеса
Прорись грамоты № 201
Прорись грамоты № 204
39
Прорись грамоты № 207, внешняя сторона коры
Грамота № 342
Прорись грамоты № 46
от "би" до "си". Грамота № 201 - школьное упражнение: алфавит и склады; грамоту № 204 можно рассматривать как продолжение 201-й. Бессвязность текста грамоты № 207 указывает на то, что мальчик не понимал смысла церковных текстов и поэтому сделал много ошибок в записи. В грамоте № 342 содержится перечень русских цифр. Почти все эти грамоты принадлежат Онфиму, возраст которого А.В. Арциховский определял в 4-5, самое большое 6 лет.
Грамота № 46 представляет собой школярскую шутку. Если читать текст последовательно по вертикали, то получим фразу: "Невежа пи-са, не дума каза, а хто се цита..." В оторванной части бересты, очевидно, были ругательные слова, предназначавшиеся адресату бересты.
40
В.Л. Янин, предпринявший попытку на основе анализа берестяных грамот раскрыть методы обучения грамоте того времени, говорит: "Уже сейчас, когда мы убедились, что методы обучения грамоте в древнем Новгороде были в общем такими же, какими они были в XVI - XVII вв., мы гораздо яснее представили себе тот способ, при помощи которого грамотность в Новгороде сделала поразительные успехи в эпоху, в которой прежние исследователи видели только дикость и невежество"1.
41
1
Янин В.Л. Я послал тебе бересту... - М., 1965. - С. 58. Подробнее см.:
Арциховский А.В. Новгородские грамоты на бересте: из раскопок 1952 г. - М., 1954;
Арциховский А.В.,
Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте: из раскопок 1956 - 1957 гг. - М., 1958;
Арциховский А.В. Берестяные грамоты мальчика Онфима // Советская археология. - 1957. - № 3.