Раздел I

ДО КОНЦА X ВЕКА.
НАРОДНАЯ ДОХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Ныне довольно явствует, коль велико было Словенское племя уже в первые веки по Рождестве Христове.

Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели.

М.В. Ломоносов

Введение

Многие историки прошлого века считали, будто "русская педагогика начинается со времени христианизации Руси" (988). До этого "древние славяне воспитывали своих детей, но это воспитание носило тот характер", какой оно носит "у всех диких народов": физический уход был единственной заботой со стороны родителей. Однако современная наука установила бесспорный факт, что до принятия христианства на Руси жили земледельческие племена. Если о них кто-то говорит как о "диких", то это слово следует понимать не в буквальном смысле, а в метафорическом, иносказательном. Достаточно вспомнить письменные свидетельства о славянских племенах византийских писателей VI в.: императора Маврикия, Прокопия Кесарийского и др. Из их сочинений мы узнаем, что наши далекие предки, жившие еще в середине первого тысячелетия, отличались удивительным гостеприимством, доброжелательным отношением к иноземцам, в том числе к пленникам. Последних они не обрекали на рабство, а предлагали им после определенного времени выбор: возвратиться за какой-то выкуп в свою землю или остаться на Руси в положении "свободных и друзей".

Эти племена не управлялись одним человеком, а жили в "народоправстве" (демократии), и потому чье-то счастье или несчастье считалось у них общим.

Скромность их женщин "превышала всякую человеческую природу" (см.: История СССР. - М., 1966. - Т. 1. - С. 344-345).

5

I
Памятники письменности восточных славян I. Азбука конца IX в. Обнаружена С.А. Высоцким на стене киевского Софийского собора. II. Хозяйственный сосуд, на котором сохранилась надпись середины X в. "гороухша" или "горушна" (т.е. горчица, горчичное семя) близкая по графике кириллице. Обнаружен в 1949 г. археологом Д.А. Авдусиным в Гнездово возле Смоленска.
II
Памятники письменности восточных славян
I. Азбука конца IX в. Обнаружена С.А. Высоцким на стене киевского Софийского собора.
II. Хозяйственный сосуд, на котором сохранилась надпись середины X в. "гороухша" или "горушна" (т.е. горчица, горчичное семя) близкая по графике кириллице. Обнаружен в 1949 г. археологом Д.А. Авдусиным в Гнездово возле Смоленска.

Отношение древних славян к соседям, к военнопленным, практика демократического самоуправления в славянской общине, нравственность ее женщин, "превышающая человеческую природу", - все это говорит отнюдь не в пользу версии тех, кто рассуждает о "дикости дохристианской Руси".

Сказанное выше дает основание заключить, что происхождение русской народной педагогики гораздо более древнее, чем христианизация восточных славян, крещение Руси.

Об этом же говорит история письменности на Руси. Ученые-историки, филологи, археологи утверждают, что факт существования письменности на Руси до официального принятия христианства не вызывает сомнений. Он подтверждается не только ранее известными текстами договоров русских князей с Византией (907, 911 и 944) и археологическими данными (гнездовский сосуд с надписью "горухша", писало (орудие письма на бересте) из раскопок в Новгороде, датируемое 953-972 гг.), но и прямыми свидетельствами мусульманских писателей и путешественников: Эль-Массуди, Ибн-Фаддана и других о русских письменах.

До начала X в. восточно-славянские этносы прошли длительный путь своего развития. Таким же длительным было и развитие воспитания. Этим фактом в значительной степени объясняется пресловутая "живучесть языческих верований", которые продолжали бытовать в средние века, а в измененном виде - и в новейшее время.

6

К сожалению, от древнейших времен до нас дошло мало прямых свидетельств об укладе жизни и быта наших предков, а тем более о методах обучения детей. Но современная археология, история, языкознание, лингвистика, этимология располагают достаточным материалом, для того чтобы представить в общих чертах процесс передачи жизненного и социального опыта, знаний, умений и навыков от старшего поколения младшему.

В те времена, как и в последующие исторические эпохи, общие цели, задачи обучения и воспитания подрастающих поколений определялись общественно-экономическими факторами, мировоззренческими идеями, анимистическим (анимизм - от лат. anema - дух, душа - вера в существование души и духов) восприятием явлений окружающей природной среды. Когда славяне жили первобытной общиной, в детях нужно было воспитывать качества, необходимые человеку для его нелегкой трудовой деятельности, для непрерывной борьбы с враждебными силами природы, а также для отражения набегов чужеземных племен.

Задолго до того как на территории будущей Руси в недрах племенных союзов начали кристаллизоваться институты государственности, народом уже был накоплен опыт воспитания. Этот опыт находил отражение в устном народном творчестве, во всех неисчерпаемо разнообразных жанрах фольклора.

Первой естественной воспитательницей ребенка была мать. От нее дитя воспринимало мелодику и слова колыбельной песни, а вместе с тем, исподволь, - обычаи, традиции рода. Бесконечно разнообразные в своей конкретике пестушки, потешки, запреты (запуки) служили для ребенка источником знаний о ближайшем окружении, о предметах обихода, о животных, птицах и др. От матери ребенок получал знание языка, представления о явлениях природы, а затем учился заклинкам, для того чтобы воздействовать на природу ("мороз прогонять", "весну призывать" с ее "великими милостями", светом, теплом, будущим урожаем). Загадки служили средством умственного развития. Поговорки, пословицы, хороводы, игры приобщали отрока к заботам старших членов семьи, к трудовой деятельности и жизни, отвечающей принятым в общине и племени нравственным законам.

С незапамятных времен формировались способы и средства устного предания, чрезвычайно эффективные для сохранения накапливаемого опыта и передачи его новым поколениям. Тогда же складывались методы народной педагогики, которые во все последующие века служили корректным противовесом педагогике церковной, государственной, а в новейшее время - партийной и экстремистской.

Примеры устного народного творчества более поздней записи, помещенные в разделе I хрестоматии, имеют целью напомнить читателю об исключительно важной роли, которую играл фольклор в воспитании. При этом следует иметь в виду, что отнесение фольклора к древнейшему

7

периоду условно, ведь и позднее, вплоть до нашего времени, произведения устного народного творчества продолжают выполнять важные воспитательные функции. Но совершенно очевидно, что в древности, особенно до появления письменности, фольклор играл несравненно большую роль. Он служил учебником жизни в самом истинном значении этого слова, составляя неотъемлемую часть тогдашнего бытия, с его мудростью и предрассудками, вечными истинами и грубыми заблуждениями. Великий русский ученый-педагог К.Д. Ушинский имел все основания сказать об одном из жанров устного народного творчества - сказке: "Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа" (Собр. соч. - М., 1949. - Т. 6. - С. 300). Бесспорно также и то, что данную оценку следует отнести не только к сказке, но и к лучшим образцам всех других жанров устного народного творчества.

В хрестоматии фольклорный материал представлен не только произведениями русского устного народного творчества, но и народов Украины и Белоруссии. Фольклор этих регионов с его законами нравственности представляет собой одно из свидетельств единства корней русского, украинского и белорусского народов.

8

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.