Раздел II

XI - XVII ВЕКА.
ПЕДАГОГИКА ПРАВОСЛАВИЯ

Успехи разума и способностей его, необходимое
следствие гражданского состояния
людей, были ускорены в России Христианскою
Верою.

Н.М. Карамзин

Христианство коренным образом изменило
природу человека и отношение человека
к человеку... несколькими словами,
понятными для народа, ставило оно дикаря
выше образованнейших и мудрейших людей
классического мира.

К.Д. Ушинский

Введение

В IX - X вв. на Руси происходят процессы созревания новых общественно-экономических отношений. Князь и его родственники, дружина, бояре и купечество - вот наиболее богатые и влиятельные слои общества той поры. Время княжения Владимира (978 - 1015) было кульминационным. Вводившееся при Владимире христианство (988) должно было укреплять связи между отдельными частями Киевского государства, а школа - служить средством христианизации народа.

Как об этом свидетельствуют древнерусские летописи, князья и церковь, заботясь об "учении книжном", имели своей целью распространение нового мировоззрения. Со времени принятия христианства потребность в образованных людях начала возрастать. Такие люди стали нужны и для переписки книг.

Есть основания предполагать, что известная по летописям школа для "нарочитой чади", т.е. для детей придворной знати, приближенных князя, бояр, дружинников являлась дворцовым учебным заведением,

24

готовившим будущих деятелей государства. Ее целью было не обучение грамоте, известной на Руси задолго до князя Владимира, а подготовка государственных служащих.

В Киевской школе при храме - резиденции митрополитов, служившем при Ярославе центром русской культуры и просвещения, получали образование и многие знатные иностранцы: венгры, норвежцы, шведы, англичане.

Колыбель трех братских народов - русского, украинского и белорусского - Киевская Русь была государством высокоразвитой культуры. Современники-иностранцы называли Киев "соперником Константинополя", "украшением Востока".

Киевская Русь представлена таким уникальным памятником педагогики, как "Поучение детям" Владимира Мономаха. Владимир Мономах - первый правитель Руси, сочинения которого дошли до нас. Его "Поучение" содержится в "Повести временных лет", наиболее известном из летописных сводов. Создателем свода считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Исследователи истории Киевской Руси предостерегают нас от упрощенного толкования этого документа, поскольку ко времени его написания княжеские дети были уже людьми взрослыми и в поучениях вряд ли нуждались. Энергичный и мудрый государственный деятель Владимир Мономах в своем "Поучении" провозглашал нравственные принципы, которых сам придерживался далеко не всегда. Однако это обстоятельство отнюдь не умаляет достоинства замечательного памятника древнерусской педагогики. Напротив, оно дает основание рассматривать этот памятник не только как явление единичное, произведение личностное, но и как выражение нравственных принципов русского человека того далекого от нас времени.

В нем отражены педагогические идеалы Древней Руси, представляющие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной религией - с другой. Эти идеалы послужили краеугольным камнем практической образовательной и воспитательной деятельности в России на многие века.

О достижениях педагогики XI - XIII вв. свидетельствует распространение грамотности в этот период. Сенсационные результаты археологических экспедиций в Новгороде, раскопки в Пскове, Витебске, других городах, все возрастающее число найденных берестяных грамот неопровержимо доказывают, что грамотность не была исключительно церковной и княжеской привилегией - она была доступна простым горожанам, посадским людям, ремесленникам, торговцам. Широкому распространению грамотности во многом способствовало такое важное обстоятельство, как единство народного и государственного языков. Если, например, на Западе, путь к овладению грамотой лежал через изучение латыни - языка, чуждого многим европейским народам

25

по лексике, фонетическому и грамматическому строю, артикуляции, то русскому человеку, для того чтобы научиться читать и писать, достаточно было знания азбуки.

Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный ущерб русскому просвещению. Но уже в XIV в. и особенно в первой половине XV в. оно делает новые впечатляющие успехи. Если до татаро-монгольского нашествия матерью русских городов был Киев, то теперь собирателем русских земель выступает Московское княжество.

Во второй половине XV - начале XVI в. грамотность вновь стала довольно распространенным явлением среди русских людей. Не только у митрополитов, но и у бояр и епископов были специальные лица, главной обязанностью которых являлась переписка книг. Грамотные люди встречались и среди демократических слоев населения. Зажиточные горожане, как фиксирует это "Домострой", вели в своем хозяйстве "письменный учет". Об этом же свидетельствуют различного рода надписи на изделиях ремесленников (оружие, колокола, печати и др.).

Но общественные потребности диктовали необходимость создания устойчивых форм просвещения. В послании митрополиту Симону новгородский епископ Геннадий говорит о необходимости открытия новых школ. В 1551 г. Стоглавый собор признает необходимым открывать училища при всех приходских церквах, в домах священников и дьяконов.

В XIV - XVI вв. широкое хождение имели рукописные сборники афоризмов философского, этического и педагогического содержания. В сборниках типа "Пчелы" предлагались многочисленные советы по воспитанию детей.

XVI в. был отмечен таким выдающимся событием в области просвещения, как появление книгопечатания. В 1564 г. дьякон одной из московских церквей Иван Федоров издает свою первую печатную книгу "Апостол", а ровно через десять лет - печатный букварь "для пользы русского народа".

Развитие педагогики и школы в XIII - XVII вв. шло параллельно с распространением технических и научных знаний, естествознания, астрономии, медицины, философии, а также знаний прикладного характера. Этому способствовали оживленные связи с зарубежными странами. К концу XVII в. школа и просвещение обслуживали все усиливающиеся связи России с заграницей. Издаются иностранные словари и разговорники, практикуется обучение детей в частных школах учителями-иноземцами.

История сохранила наибольшее количество сведений о школах второй половины XVII в. Тогда возникает ряд училищ: греко-латинская школа Чудова монастыря, "школа для промышленного ученья" при Спасском монастыре, училище словесных наук и греческого языка Ф.М. Ртищева и др. Процесс создания учебных заведений

26

венчала открывшаяся в 1687 г. высшая школа - Славяно-греко-эллинская академия, ученики которой внесли большой вклад в дальнейшее развитие просвещения в России.

До нашего времени сохранились учебные руководства XVII в. по арифметике и грамматике. В это же время создавались своеобразные справочно-энциклопедические издания - азбуковники, содержавшие сведения из естествознания и гуманитарных наук.

Развитие русской педагогической мысли в XVI - XVII вв. отмечено борьбой с католицизмом. Угроза католической экспансии порождала в ряде славянских стран братские школы, главной целью которых были сохранение в чистоте православия и его защита. В XVII в. в Москву прибывают западнорусские просветители Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий.

Для педагогики православия вторая половина XVII в. стала периодом критическим. Собор 1666 г. не только осудил противников никонианских реформ в русской церкви, но и устранил, сместил с патриаршего престола главного "реформатора" русской церкви - мордвина Никона. Но, конечно, раскол русского общества своими корнями уходил в далекое прошлое. В ряду других трагических последствий татаро-монгольского ига важнейшим было разделение Руси на Западную, Юго-Западную и Восточную, что в последующие периоды оказывало глубинное негативное влияние на развитие просвещения и духовной культуры.

В сложных и противоречивых условиях второй половины XVII в., под воздействием различных социальных, экономических, религиозных и политических факторов формировались предпосылки для просветительских реформ в России начала XVIII в.

27

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.