1. Пленум Центрального Комитета КПСС признает целесообразным внести изменения в установки реформы образования, имея в виду:
385
- формирование и реализацию концепции всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов, всестороннего развития личности;
- масштабное техническое переоснащение общеобразовательной, профессиональной и высшей школы, применение, начиная с тринадцатой пятилетки, в планировании развития народного образования научно обоснованных нормативов;
- устранение ведомственных перегородок и проведение на деле единой государственной политики в области народного образования, прочное взаимодействие всех типов учебных заведений, научных и производственных коллективов;
- всемерную демократизацию народного образования, повышение самостоятельности и ответственности коллективов учебных заведений;
- преобразование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, коренное улучшение научно-исследовательской работы в области народного образования.
В профессиональной и средней специальной школе развивать подготовку рабочих и специалистов преимущественно на базе среднего образования, сохранив возможность для молодежи получать профессиональное образование после окончания неполной средней школы. В общеобразовательной школе обучение рабочим профессиям осуществлять по желанию учащихся и родителей по мере создания необходимых условий.
2. Переход ко всеобщему среднему образованию молодежи радикально изменил социальную роль общеобразовательной школы в обществе, резко повысил ее ответственность за эффективность обучения и воспитания, выдвинул требование - наполнить современным содержанием ленинские принципы социалистической школы как школы единой, трудовой, политехнической.
ЦК КПСС придает принципиальное значение тому, чтобы наша школа, являясь единой, давала всем своим выпускникам полноценное среднее образование и открывала перед ними равные возможности. Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания.
Следует уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии с их запросами и склонностями. Развивать сеть специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов.
Школа призвана способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений,
386
давать им разнообразные трудовые навыки. Труд учащихся должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости.
Необходимо последовательно углублять политехнизацию школы, давать основные представления о новых технологиях, современные экономические, правовые, экологические знания, обеспечивать постоянное соответствие уровня среднего образования требованиям научно-технического и духовного прогресса. Следует ускорить создание разветвленной государственной службы профессиональной ориентации молодежи, важным звеном которой должна выступать общеобразовательная школа.
Общеобразовательная, трудовая, общекультурная и нравственная подготовка в школе призвана помочь молодым людям осознанно, с учетом потребностей общества выбирать профессию, сферу труда, пути продолжения образования, деятельно участвовать в общественно-политической жизни.
3. Важнейшим условием ускорения социально-экономического развития являются обеспечение высокого качества профессиональной и общеобразовательной подготовки рабочих кадров, рост политического и гражданского сознания молодого пополнения рабочего класса. На решении этой важной задачи необходимо сконцентрировать внимание системы профессионально-технического образования, учебно-производственной сети отраслей народного хозяйства. Следует и дальше развивать профессионально-технические училища при базовых предприятиях, а также межотраслевые специализированные училища, способные готовить квалифицированных рабочих по сложным и интегрированным профессиям. Всемерно расширять практику подготовки и переподготовки рабочих кадров по договорам с объединениями и предприятиями. Усилить государственный контроль за качеством подготовки рабочих кадров во всех формах профессионального обучения.
4. Партийные, государственные и хозяйственные органы, общественные организации обязаны наращивать усилия по перестройке высшей и средней специальной школы. Пленум Центрального Комитета КПСС подчеркивает, что намеченная программа преобразований должна осуществляться комплексно. Задачи коренного повышения качества подготовки специалистов, их рационального использования в народном хозяйстве, дальнейшего развития научных исследований необходимо решать на основе укрепления связей высшей школы с производством, с практикой. В этих целях:
- формировать гибкую систему подготовки кадров, обеспечивающую своевременное удовлетворение потребностей общества в специалистах различного профиля и отвечающую требованиям научно-технического прогресса, радикальной реформы экономики, демократизации и развития самоуправления. Поднять качество подготовки специалистов во всех учебных заведениях, укреплять, а при необходимости преобразовывать слабые в кадровом и материально-техническом отношении вузы в филиалы ведущих университетов и институтов;
387
- энергично внедрять эффективные формы интеграции высшего образования с производством и наукой, совершенствовать организационно-экономический механизм взаимодействия высшей школы с отраслями народного хозяйства; создавать совместные учебно-научно-производственные комплексы вузов и предприятий, научно-исследовательские институты и лаборатории двойного подчинения (академий наук и Минвуза). Развивать договорные отношения вузов с предприятиями и объединениями, предусмотрев возможность направления выпускников на работу по прямым договорам вузов с предприятиями;
- обеспечить существенное увеличение вклада ученых высшей школы в разработку проблем общегосударственной значимости. Госплану СССР, Государственному комитету СССР по науке и технике совместно с Минвузом СССР и Академией наук СССР при разработке концепции экономического и социального развития СССР на период 1991 - 2005 годов предусмотреть увеличение доли государственных ассигнований на развитие научных исследований в высшей школе.
Минвузу СССР, отраслевым министерствам и ведомствам предстоит вывести на качественно новый уровень среднюю специальную школу, своевременно вносить изменения в структуру и содержание подготовки кадров, в формы организации учебно-воспитательного процесса. Следует полнее ориентировать деятельность этих учебных заведений на подготовку организаторов первичных трудовых коллективов, специалистов по новейшим направлениям техники и технологии.
5. Пленум ЦК КПСС обязывает министерства и ведомства, партийные организации уделить особое внимание реализации разработанных Политбюро ЦК КПСС мер по созданию государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Необходимо завершить формирование соответствующей сети учебных заведений, максимально используя возможности высшей и средней специальной школы, профессионально-технических училищ, всемерно развивая различные формы массового производственного обучения.
6. Поручить Совету Министров СССР с учетом обсуждения на Пленуме ЦК КПСС внести предложения об изменениях и дополнениях в ранее принятые документы по реформе общеобразовательной и профессиональной школы, перестройке высшего и среднего специального образования.
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС
17 - 18 февраля 1988 года. - М., 1988. - С. 63-67.
388