12 февраля 1933 г.
В своих постановлениях о начальной и средней школе от 5 сентября 1931 г. и от 25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) подчеркнул, что коренным недостатком школы является то, что
350
"Обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)".
Непременным и решающим условием проведения в жизнь обоих постановлений ЦК как в отношении устранения отмеченного коренного недостатка школы, так и в отношении перехода всего обучения на новые устойчивые программы и методы преподавания является наличие по всем предметам стабильных учебников, призванных ликвидировать существующий "метод" нескончаемого "проектирования" учебников.
Между тем в результате неправильной линии Наркомпроса и его органов в настоящее время не только отсутствует в советской школе стабильный, общепринятый и удовлетворяющий требованиям науки учебник, но подобный пробел считается, оказывается, в руководящих кругах Наркомпроса РСФСР признаком "революционных достижений" последнего.
Признавая такое положение совершенно нетерпимым, ЦК ВКП(б) постановляет:
- Признать линию Наркомпроса РСФСР и ОГИЗа по созданию учебников неправильной.
- Осудить и отметить как противоречащие решениям ЦК ВКП(б):
- а) циркулярное письмо отдела единой школы Наркомпроса РСФСР от августа 1918 г., указывавшее, что "учебники вообще должны быть изгнаны из школы";
- б) постановление коллегии Наркомпроса от 28 марта 1930 г., признававшее "невозможным в настоящий момент придерживаться принципа стабилизации учебников";
- в) резолюцию Всероссийской конференции по учебной книге от 16 мая 1930 г., одобренную и рекомендованную местам коллегией Наркомпроса (см. циркулярное письмо НКП от 30/VI 1930 г.), в которой говорится: "...Учебник ни в коем случае не должен быть стабильным... Конференция решительно отвергает принцип стабилизации учебников";
- г) решение Президиума ЦК профсоюза работников просвещения от 3 марта 1932 г., признававшее решение о стандартизации учебников на три года "неправильным и политически вредным".
- Немедля прекратить издание так называемых "рабочих книг" и "рассыпных учебников", подменяющих действительные учебники и не дающих систематических знаний по проходимым в школе предметам.
Поручить Наркомпросу и ОГИЗу обеспечить на деле издание стабильных учебников, рассчитанных на применение их в течение большого ряда лет (родной язык, математика, география, физика, химия, естествознание и т.д.), приурочив их издание к 15 июля 1933 г. с тем, чтобы ввести их в дело с начала учебного года - 1 сентября 1933 г.
351
- Установить, как правило, что каждый учебник должен утверждаться коллегией Наркомпроса после предварительного тщательного его рассмотрения с тем, чтобы никаких изменений не могло быть внесено в учебник без специального на то постановления коллегии Наркомпроса.
- Отменить существующий порядок издания учебников самостоятельно каждой областью, краем и автономной республикой РСФСР. Установить, что по каждому отдельному предмету должен существовать единый обязательный учебник, утверждаемый Наркомпросом РСФСР и издаваемый Учпедгизом.
- Предоставить право каждому краю и области, с разрешения Наркомпроса и с его утверждения, издавать краевую учебную книгу для начальных школ на базе местного краеведческого материала.
- Обязать ОГИЗ добиться стандартизации учебников в отношении их технического оформления (формат, переплет, шрифты, бумага, брошюровка, обложка, рисунки и т.д.) и безусловного улучшения бумаги, шрифта, рисунков, чертежей, таблиц и т.д. для учебников.
- Поручить ЦК КП(б)У, ЦК КП(б) Б, Закавказскому крайкому и Средазбюро ЦК принять соответствующие решения, вытекающие из настоящего постановления.
Справочник партийного работника. - М., 1934. - Вып. 8. - С. 359-360.
352