25 августа 1931 г.1
Идя по пути осуществления Программы Коммунистической партии, согласно которой "школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм" (Программа ВКП(б)), пролетарское государство добилось огромных успехов в деле расширения школьной сети и перестройки школы. Число учащихся в начальной и средней школе возросло с 7800 тыс. в 1914 г. до 20 млн. в 1931 г. Коренным образом изменился социальный состав школы: дети рабочих и широких масс трудящихся в деревне, не имевших ранее возможности обучать своих детей в школе, являются теперь основным контингентом школы. Обучение на родном языке охватило самые отсталые в культурном отношении народы Советского Союза и проводится на 70 языках.
Принципиально иным стало содержание всей работы школы.
Советская школа, ставящая своей задачей "подготовлять всесторонне развитых членов коммунистического общества", дает детям несравненно более широкий общественно-политический кругозор и общее развитие, чем дореволюционная и буржуазная школа. За последние годы возрос уровень общего образования детей в советской школе.
Особенно значительные успехи достигнуты школой после исторического постановления XVI съезда партии о введении всеобщего начального обучения. Только за последний год число учащихся в начальной и средней школе возросло с 13,5 до 20 млн. Сверх этого ФЗУ и техникумами охвачено 1400 тыс. учащихся.
Наряду с решающими шагами по осуществлению обязательного обучения детей школьного возраста школа значительно продвинулась
349
вперед по пути соединения школьного обучения с производительным трудом и общественной работой, благодаря чему заложены основы перестройки школы на базе политехнизма.
Увеличение числа мастерских, хотя недостаточных по количеству и технически еще слабо оборудованных, в сочетании с проводимым прикреплением школ к заводам, совхозам, МТС и колхозам, позволяет развертывать все более широко и ускоренно политехнизацию школы.
Однако, несмотря на все эти достижения, ЦК констатирует, что советская школа далеко еще не соответствует тем огромным требованиям, какие предъявляются к ней современным этапом социалистического строительства. ЦК считает, что коренной недостаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык, география и др.). В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер и не подготовляет детей как всесторонне развитых строителей социализма, увязывающих теорию с практикой и владеющих техникой.
Всякая попытка оторвать политехнизацию школы от систематического и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, преподавание которых должно быть поставлено на основе строго определенных и тщательно разработанных программ, учебных планов и проводиться по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшие извращения идей политехнической школы. "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество"1.
В основу всей дальнейшей работы школы ЦК предлагает положить указания Ленина, данные им еще в 1920 г.
Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа:
Сб. документов 1917 - 1973 / Сост. А.А. Абакумов и др. -
М., 1974. - С. 156-157.
350
1
Во многих изданиях данное постановление датировалось по времени опубликования - 5 сентября.
(Сост.)
1
Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 41. - С. 35.