Раздел V

1917 - 1987 гг.
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ,
СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА

История советской школы и педагогики этого периода получила отражение в большом количестве диссертаций, монографий, книг, статистических материалов, обобщающих многотомных изданий, огромном количестве статей и других работ самых разнообразных жанров. Этот пласт литературных и статистических источников основывается на материалистической марксистско-ленинской методологии; едва ли не каждая из работ начинается и кончается классовыми, партийными оценками и характеристиками историко-педагогических явлений. Но вместе с разрушением СССР начали звучать другие, часто диаметрально противоположные оценки как итогов, так и самого процесса развития общеобразовательной школы России как одной из бывших социалистических республик Советского Союза. Совершенно очевидно, что в ближайшем будущем история советской школы и педагогики станет предметом исследований с более строгих научно-объективных позиций, чем до настоящего времени. Однако уже и сегодня можно обратить внимание на те факты и явления, которые имеют основание претендовать на историческое значение и без которых невозможно представить объективную и полную картину развития образования в России.

Многие черты советской общеобразовательной школы принципиально отличали ее от школы дореволюционной. В первые десятилетия были окончательно устранены сословность и частное предпринимательство на ниве просвещения. Не стало тупиковых учебных заведений: в системе образования реализовался принцип преемственности школ различных ступеней. Образование стало доступным детям беднейших слоев населения. Неуклонно ширился охват детей школьного возраста обязательным обучением. За планом всеобщего начального обучения последовал и план всеобщего неполного, а затем и план всеобщего среднего образования. При этом "единая трудовая политехническая школа", по идеологическому и административному определению, во многом оставалась на целые десятилетия единой по главной

332

цели ее деятельности - цели, поставленной теми, кто в 1917 г. насильственным путем пришел к власти в России.

Партийная педагогика представляла собой часть коммунистической идеологии с ее учением о классовой борьбе, о разрушении "старого мира" и построении бесклассового общества. В соответствии с этим сформировавшаяся к началу XX в. система российского образования с ее иерархией ценностей подлежала разрушению. Ее место должна была занять советская школа как "проводник принципов коммунизма", целью которой было воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм. Коммунистическое воспитание объявлялось главной целью деятельности всех звеньев системы образования вообще - начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями и университетами. Эта цель прокламировалась во всех партийно-государственных документах по народному образованию на протяжении семи десятилетий советской власти.

Советское правительство запретило возникшие в России в начале XX в. политические партии и движения, в том числе те, которые имели собственные программы развития российского образования. Течения педагогической мысли, в чем-то противоречившие коммунистическим идеям, деятели партийной педагогики объявляли "ненаучными", "реакционными". Народная педагогика принималась в усеченном виде. Православие, церковь, религия клеймились как "враги просвещения". Государственное начало в системе образования подчинялось принципам большевистской партийности. Общественная педагогика с ее установками на гуманизацию образования была объявлена порождением буржуазного индивидуализма.

Радикальным образом отличались в советское время от прошлого научно-педагогические исследования. Если до революции их проводили отдельные ученые и немногочисленные кафедры педагогики, то в советской России наука о воспитании человека стала делом государственной важности. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны (1943) была образована Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная затем (1966) во Всесоюзную академию педагогических наук.

Сравнивая, например, научные исследования дошкольного детства или проблемы дефектологии советского периода с аналогичными научными исканиями педагогов-энтузиастов конца XIX в., убеждаешься в превосходстве организации науки на государственной основе.

С годами, по мере развития образования и культуры в советском обществе влияние партийности ослабевало, хотя внешние признаки ее всесилия сохранялись. Важнейшие цели коммунизма: равномерное распределение материальных благ, воспитание нового человека, соединявшего в себе физическое, интеллектуальное и нравственное совершенство, - оставались нереализованными.

333

При господстве коммунистической идеологии (ведущим пропагандистом которой в школе являлась Н.К. Крупская) проходила деятельность известных советских педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других.

334

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.