Иван Александрович Ильин (1883 - 1954) - православный философ и педагог. Золотой медалью были отмечены его успехи при обучении в классической гимназии. Затем - магистерские экзамены и звание приват-доцента (1909), научная командировка в западноевропейские университеты (1910 - 1912), преподавание на юридическом факультете Московского университета.
В 1918 г. Иван Александрович представил в университетский совет диссертацию "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", и ему были присуждены сразу две ученые степени: магистра и доктора наук. В том же 1918 г. И.А. Ильин трижды подвергается аресту и суду революционного трибунала (оправдан "за недоказанностью обвинения").
В сентябре 1922 г. И.А. Ильин вместе с другими выдающимися учеными и деятелями культуры был выслан из России за "непризнание Советской власти". Шестнадцать лет эмиграции. Он - профессор Русского научного института в Берлине и редактор журнала "Русский колокол". С приходом нацистов к власти И.А. Ильину грозит тюрьма или концлагерь. В 1938 г. ему удается вырваться из фашистской Германии. С помощью друзей, в частности - композитора и пианиста С.В. Рахманинова, И.А. Ильин смог обосноваться в пригороде Цюриха (Швейцария), где жил и трудился последние 16 лет своей жизни.
В настоящее время в России осуществляется многотомное издание трудов этого выдающегося русского православного философа, в которых есть немало пророческих страниц о жизни России постсоветского периода.
И.А. Ильин
В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, - ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
323
Образование, само по себе, есть дело формальное. Оно дает формальные умственные умения - сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей. Философ Гераклит был прав: никакое "многознание не научает иметь Ум". Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, придавая ему самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бога. Беспринципность ведет на службу к дьяволу.
Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя - преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства - выдвинуть кадр народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только "обучать", но и духовно воспитывать, и спаянных единством национально-патриотической убежденности. Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этим кадром.
Русский учитель должен прежде всего продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не "спец" "ликбеза"), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
Воспитать и подготовить народного учителя значит сделать его живым мастером этого дела. К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое обучение должно происходить на духовно-воспитывающем материале сведений и фактов. Самая идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново.
Все что воспитывает духовный характер человека, - все хорошо для России все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами.
Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. -
М., 1993. - С. 196.
324