М.И. ДЕМКОВ

Михаил Иванович Демков (1859 - 1939) - русский педагог. После обучения в Киевском университете преподавал естествознание и физику в Черниговской женской гимназии и Глуховском учительском институте. С 90-х гг. в "Русской школе", "Вестнике воспитания", "Педагогическом сборнике" и многих других журналах печатаются его статьи по теории педагогики, дидактике, методике. М.И. Демков - автор первых в России учебников по педагогике для институтов, семинарий и педагогических классов женских гимназий. Трудами М.И. Демкова разрабатывалась история педагогики в качестве относительно самостоятельной научной дисциплины. После 1917 г. он преподаватель Прилукского педагогического техникума.

Педагогические правила и законы

Создание прочных, незыблемых законов, приведение их в систему и взаимную связь есть идеал всякой науки. И чем наука совершеннее, тем строже ее система, тем лучше формулированы ее законы. В этом отношении образцом и предметом, достойным подражания для всех наук, являются науки математические, опирающиеся на немногие аксиомы и из них выводящие свои теоремы и положения...

Однако если мы с этой точки зрения взглянем на современную науку воспитания, то должны будем признать, что ее положение принадлежит к числу шатких. Она все еще стоит на низкой ступени развития, вращаясь в области положений и правил, часто оспариваемых и подвергаемых сомнению, и ей далеко еще до состояния, когда она могла бы быть причислена к разряду точных наук.

Имея твердое намерение выделить в педагогике все важное и существенное, оставить второстепенное и неважное, мы и желали бы здесь пересмотреть вопрос о педагогических правилах и законах.

317

Давно уже в педагогике установлено, что тело и дух есть два объекта воспитания.

Человеческое тело, как и всякий организм, растет, его органы и ткани развиваются, усовершенствуются, и их рост и развитие следуют определенным законам; дух человеческий точно так же растет и развивается; поэтому закон развития есть тот непреложный закон, которому подчиняются как тело, так и дух человека. Можно в выводах и крайностях не соглашаться с эволюционной теорией, можно оспаривать положения Дарвина и Спенсера, но нельзя оспаривать закона развития тела и духа, нельзя отрицать, что это есть основной закон жизни... Под развитием разумеется ряд метаморфоз, или изменений, которые всякий организм переживает последовательно во время своего существования, пока не достигнет относительного совершенства. Но подлежит развитию только то, что скрыто в зерне или зародыше, развития из ничего не происходит. Если мы станем культивировать какое-либо растение, то мы вправе от него ожидать всего того, на что способен растительный организм, но каких-либо других требований к нему предъявлять мы не можем. Так точно и к человеку мы можем предъявлять только такие требования, которые могут быть выполнены его физической и духовной природой. Поэтому закон развития в применении к педагогике может быть формулирован так:

1) все физические и духовные силы человека подлежат развитию сообразно индивидуальным его особенностям (природосообразно).

Подобно тому как не все люди в равной мере обладают острым зрением, тонким слухом, быстрой походкой, так и в умственном и нравственном отношении не все могут достигать одинаковых результатов... Дело педагога в том и заключается, чтобы подметить зародыши физического и духовного богатства и дать им подходящее воспитание.

...Мы не имеем возможности заботиться о возможно полном развитии всех телесных и душевных сил человека, нельзя, значит, думать о гармоническом развитии их в каждом человеке. Даже у людей гениальных одни душевные силы развиваются за счет других, порой даже их подавляют. Великие математики нередко бывают плохими филологами, а великие философы - посредственными естествоиспытателями. Поэтому и греческая теория гармонического развития, заключающая зерно истины, и новая теория стремления к идеалам истины, добра и красоты должны быть заменены более отвечающей научным требованиям теорией полноты развития сил и нравственного совершенствования. Под этой полнотой мы будем разуметь не то, что всех можно учить всему, и не то, что каждый должен готовиться быть великим человеком, но то, что все зародыши физических и духовных сил, данных человеку от природы, должны получить развитие, причем человек должен постоянно и неуклонно стремиться к нравственному совершенствованию.

318

Эта формула имеет общемировое, общечеловеческое значение, и она равно применима как к немцу и англичанину, так и к русскому и французу.

Из закона развития следует непосредственно другой: 2) для достижения полноты развития физических и духовных сил необходимы упражнения. На основании этого закона следует, что ни одна духовная сила, ни один телесный орган не могут развиваться без упражнения.

Упражнение равно необходимо как для развития мышц, легких, рук, ног, органов голоса, так и для развития ума, воли, любви и пр. При этом необходимо, чтобы упражнения телесные и духовные правильно чередовались и сменяли друг друга...

В заключение перечислим педагогические законы:

  1. Все физические и духовные силы человека подлежат развитию сообразно индивидуальным его особенностям (закон природосообразности).
  2. Для достижения полноты развития физических и духовных сил необходимы упражнения.
  3. Тело посредством воспитания и упражнения должно сделаться органом духа.
  4. Упражнению подлежат по преимуществу органы движения и органы чувств, а затем и все другие органы.
  5. Упражнения естественные должны быть предпочитаемы искусственным.
  6. Упражнения должны быть направлены к равновесию и гармонии телесных и душевных сил.
  7. Учи сообразно природе.
  8. Частое повторение и упражнение есть могучее средство культуры ума.
  9. Обучение должно быть интересно.
  10. Образование ума должно стоять в тесной связи с воспитанием воли и чувства (закон воспитывающего обучения).
  11. Воля подлежит воспитанию.
  12. В деле воспитания воли пример есть могучее средство, на нем должна быть построена вся система нравственного воспитания.
  13. Воля организуется и укрепляется только тогда, когда создаются хорошие и прочные привычки.
  14. Воспитание должно быть народным.
  15. Воспитание чувства любви важнее всего среди других чувствований.
  16. Любовь достигается только любовью. Люби детей искренно, и дети полюбят тебя.
  17. Надо развивать предпочтительно чувствования положительные, возвышающие человека, а не отрицательные, его принижающие и подавляющие.

319

  1. Те чувствования прочнее, которые могут соединяться с идеями, и те из них важнее и сильнее, которые сочетаются со сложными идеями.

Приведенными нами законами далеко не исчерпывается содержание науки воспитания; есть целый ряд законов, вращающихся в виде правил и покамест не поддающихся точной формулировке и ясному доказательству, есть целый ряд второстепенных, вытекающих из основных, заниматься которыми мы не считали здесь удобным и возможным. Стараясь точнее формулировать педагогические законы и выделить их из груды эмпирических правил, мы имели в виду дать более прочные точки опоры научной системе воспитания, которая все еще до сих пор составляет дело будущего.

Педагогический сборник. - СПб., 1899. - Кн. 392. - С. 87-113;
Кн. 393. - С. 167-183.

320

Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru