Александр Алексеевич Мусин-Пушкин (1855-?) - деятель просвещения и педагог. Занимал ряд высоких должностей в административных органах образования начала XX в.: попечителя Нежинского лицея, затем Одесского, а после революции 1905 г. - попечителя С.-Петербургского учебного округа. Высоко ценил педагогические убеждения Н.И. Пирогова и считал, что они могут быть положены в основу российского образования. А.А. Мусин-Пушкин предостерегал от опасностей тех требований общественности, которые повели бы к дезорганизации образовательного процесса (отмена оценки знаний, предоставление каждой школе права составления учебных программ и т.п.). Качество школьного образования он ставил в зависимость от традиций национального воспитания и "будущего состояния России".
Главное и самое существенное зло нашей современной русской школы, и это на всех ступенях ее, начиная от начальной народной школы и кончая нашими университетами и специальными высшими учебными заведениями, заключается, по глубокому моему убеждению, в крайне выраженном ее космополитизме. Она прежде всего "не национальна".
Наше русское юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие - образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями.
313
Такая школа неизбежно теряет под собой твердую почву, обращается в международную, космополитическую школу, лишенную твердых, незыблемых устоев.
Не будучи воспитана с молодости в принципах, составляющих неотъемлемую собственность, отличительную особенность русского народа, наша молодежь, кончая среднюю школу и переходя в высшие учебные заведения, представляет из себя весьма шаткий по своим убеждениям, неустойчивый и легко поддающийся пагубному постороннему влиянию элемент.
Этот, к сожалению, весьма многочисленный контингент студентов, не получая в настоящее время в средней школе ни привычки к систематическому труду, никакой выдержки, ни умственной, ни нравственной, ни патриотического, ни национального образования, при почти полном, к сожалению, отсутствии всякого воспитательного влияния семьи и школы и при свойственной в особенности русской молодежи идейности, естественно, весьма легко, незаметно для себя поддается злокачественному влиянию гораздо более опытных товарищей, сознательно увлекающих менее опытных и более идейных в противозаконные сообщества.
Такова крайне печальная картина, наблюдаемая нами в настоящее время почти повсеместно в России...
...Позвольте мне вернуться к рассмотрению коренных недостатков нашей современной русской школы, являющихся причиной столь плачевных результатов.
К числу этих коренных недостатков нашей современной школы я отношу:
1. Крайнюю сухость и безжизненность преподаваемых в ней предметов, зависящие, конечно, главным образом от плохих методов преподавания, неудовлетворительно подготовленных преподавателей, являющихся в класс в большинстве случаев прямо со студенческой скамьи, с одними теоретическими знаниями и без всякой предварительной методической подготовки, от плохих руководств и пособий, обладающих всеми данными, чтобы не только не возбуждать в ученике живого интереса к преподаваемому ему предмету, а, скорее, напротив, внушить ему непреодолимое к нему отвращение.
2. Многопредметность и излишняя обширность курса. Первая из них не позволяет ученику сосредоточиться на известной группе предметов, а, напротив, заставляет его разбрасываться, переходя от одной связи идей к совершенно другой, от одной учебной дисциплины к другой, не имеющей ничего с ней общего, и тем мешая ему вдумываться и углубляться во внутреннее содержание изучаемого предмета. Это пагубное отсутствие привычки к концентрации мысли у ученика в школе дает себя чувствовать далеко за пределами школьного обучения и отзывается часто на всем складе ума человека, на всей его последующей умственной деятельности.
314
Излишняя же обширность курса отдельных предметов также влечет за собой для ученика нежелательные последствия, так как загромождает его память совершенно ненужными подробностями, нисколько не влияющими на развитие его ума и способностей, а только излишне обременяющими его память.
3. Вообще один из самых существенных недостатков современной нашей школы заключается в том, что все внимание почти исключительно обращено на развитие памяти ученика в ущерб всему прочему, например уму, чувству.
4. Современная наша школа слишком отвлеченна; она держит своих учеников слишком далеко от действительной жизни и ее потребностей; она навязывает им несколько готовых, не проверенных ими формул и с этим скудным нравственным багажом выпускает их в жизнь; отсюда понятно, почему они так легко поддаются дурному чужому влиянию, почему они являются так плохо вооруженными против пагубного для них образа мыслей, против попыток со стороны всевозможных социалистических течений свести их с правильного пути.
Школа не подготовляет ученика к дальнейшей, ожидающей его самостоятельной работе, не вырабатывает и не выработала в нем цельного, самостоятельного характера.
Между тем школа должна была бы, напротив, научить ученика, что жизнь - тяжелый, упорный труд, и к этому труду постепенно и заблаговременно готовить ученика, дабы он в исполнении выпавшей на его долю повседневной задачи нашел нравственное удовлетворение и сознание исполненного долга.
5. Излишняя регламентация, бюрократизм и формализм представляют также существенное зло современной нашей школы. Учебное окружное начальство, не доверяя учительскому персоналу и самим директорам средних учебных заведений, донельзя стеснило все их действия, опутало их такой непроходимой сетью всевозможных циркуляров, инструкций и учебных планов, предусматривающих каждый малейший случай их преподавательской и воспитательской деятельности, что лишило их всякой здравой и полезной инициативы на пользу вверенного им юношества; отсюда неизбежны и последствия.
В высшей степени живое дело - педагогика, воспитание и образование юношества - обратилось в механическое ремесло, лишилось самого главного своего фактора - возможности проявить живую любовь к юношеству, непосредственное чутье детской природы, а потому и понятно, почему наша современная школа так мало в состоянии воспитать молодое поколение.
6. Сравнивая нашу школу с немецкой, мы еще наталкиваемся на одно существенное обстоятельство, свидетельствующее далеко не в пользу нашей русской, - я имею в виду полную, к сожалению, отчужденность нашей школы от семьи.
315
Наша семья не только не поддерживает авторитет школы в глазах детей, но, скорее, еще возбуждает их против нее, часто даже глумится над ней, совершенно не сознавая образовательной пользы тех знаний, которые дети выносят из нее...
7. Далее, нежелательным и в высшей степени безнравственным явлением представляется нам современное недоверчивое отношение начальства и вообще учебного персонала школы к ученикам, основывающееся на лжи и обмане, проявляемых, к сожалению, весьма часто учениками на экзаменах, выпускных и переводных, при исполнении ими предложенных письменных работ. Эта ложь и обман, в которых ухищряются ученики, чтобы провести своих учителей, и, естественно, возникающее вследствие этого со стороны последних недоверие к ним, конечно, имеют самое пагубное влияние на общий строй школы в педагогическом отношении и действуют на обучающееся в ней юношество прямо деморализующе.
Какое возможно воспитательное влияние школы при подобных ненормальных условиях у нас?..
9. Современная наша русская школа страдает еще одним важным недостатком - она не старается развивать в ученике здоровой идеализации; она не раскрывает перед ним сокровищницы возвышающих душу, светлых, величавых, художественных образов, встречающихся в нашей литературе, в родной истории; недостаточно останавливается на рассмотрении положительных типов родной словесности, разбор которых мог бы благотворно действовать на молодое, неокрепшее воображение юноши и влиять на выработку всего миросозерцания его в желательном с воспитательной точки зрения направлении.
Напротив, она слишком часто подчеркивает и выставляет на первый план исключительно отрицательные стороны литературного типа, разбирая особенно подробно темную, неприглядную сторону современной жизни и нашего исторического прошлого, и тем совершенно не затрагивает и даже заглушает патриотическую струну у нашей русской молодежи, не развивая в ней любви к родной стране, к родным идеалам, которые между тем, если бы были освещены в должном свете, представлялись бы нашему юношеству полными обаяния и прелести.
Но таково уже, к сожалению, господствующее у нас в настоящее время направление в литературе, в прессе; таково направление самого нашего русского общественного мнения...
...У нас существующее направление преподавания с самого школьного возраста чисто критическое. Оно критически относится к историческому прошлому родного народа, выставляя на первый план преимущественно и даже исключительно одни только отрицательные художественные типы родной литературы, родного искусства, и таким образом действует на ученика деморализующим образом, отнимает у него всякую столь свойственную юноше, имеющему впереди всю
316
жизнь, здоровую бодрость и уверенность в его физических и нравственных силах, все убеждение в конечном торжестве добра над злом, в благотворном и живительном результате упорного добросовестного труда вообще, всю веру в нравственное значение этого труда; другими словами, это пагубное отрицательное направление всего преподавания у нас гуманитарных предметов нашей среднеобразовательной школы подрывает все этическое значение нашей школы и все культурное, образовательное ее влияние.
Сборник статей по вопросам образования на Западе и в России. -
СПб., 1912. - Т. 2. - С. 327-352.
317