Создание балок с перфорированной стенкой, образуемых из прокатных заготовок путем роспуска стенки по ломаной линии с последующей сборкой и сваркой образованных тавров (см. п.5.9 [1]), позволило применить этот принцип и в рамных конструкциях. Отличительной особенностью рамной конструкции, в которой ригель жестко соединен со стойками, является перераспределение части пролетного момента на карнизный узел. При этом оптимальной будет конструкция, у которой значения карнизного и пролетного моментов равны или, по крайней мере, близки между собой.
Высота развитого двутавра постоянного сечения с перфорированной стенкой Нсоп будет больше высоты исходной балки h на величину d/2 =
199
= h - 2z0, где z0 - минимально допустимое по технологическим требованиям расстояние между внешней гранью двутавра и кромкой реза. Следовательно, эта высота будет равна Нсоп = 2(h - z0).
Степень развития прокатного профиля Нсоп / h рекомендуется принимать в пределах до 1,5. Большая степень развития требует дополнительных мероприятий по усилению сечений в районе отверстий и обеспечению устойчивости сплошных участков стенки, которые должны отвечать требованиям hef / t ≤ 2,5 √E / Ry.
Увеличение высоты перфорированного двутавра по сравнению с исходным прокатным профилем, а также перераспределение части пролетного момента в карнизные узлы позволяет использовать сравнительно небольшие исходные прокатные профили для перекрытия пролетов 18...24 м.
Возможные технические решения рамных каркасов с использованием в качестве ригеля перфорированных балок показаны на рис. 3.6.
Работа ригеля в составе рамы отличается от работы шарнирно опертой балки, что прежде всего относится к зонам, прилегающим к карнизным узлам, где действуют максимальная поперечная сила и большой изгибающий момент. В рамах с перфорированным ригелем, у которого стенка ослаблена, это проявляется в еще большей степени. Не забывайте об этом при чтении п. 5.9 [1].
Рис. 3.6. Рамы с ригелями из перфорированных двутавров
200