МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ

Дети, школьники, учащиеся являются обязательно членами какого-нибудь коллектива (группы, класса, школы, кружка, секции), а подчас и не одного. В коллективе ребенок включается в общественную жизнь, совершает первые шаги социализации.

36

Вопрос отношения личности и коллектива занимает и педагогов и психологов и в разные времена, в разных государственных системах он решался по-разному - от пропаганды индивидуализма в раннекапиталистйческом обществе до полного подчинения личности государству в тоталитарных системах.

Советской педагогикой была поставлена цель всестороннего воспитания развитой личности, нового человека (в первую очередь коллективиста), строителя коммунизма. Но практика показала, что нового человека не получилось, точно так же как 200 лет назад не удалось Екатерине II и И.И. Бецкому в закрытых учебно-воспитательных заведениях создать "новую породу людей". Хорошая идея была доведена до абсурда. От воспитания, отодвигалась семья, "материнская школа", которая является первостепенной в воспитании ребенка.

Однако не следует отбрасывать все то, что накоплено в практике отечественной школы. В опыте коллективистского воспитания много ценного, того, что никоим образом не противоречит, а более того, способствует развитию личности ребенка. Замечательный советский педагог А.С. Макаренко говорил о единстве коллектива и индивидуальности воспитанника, о равной их ценности для воспитателя. Его идея "педагогического проектирования" опиралась на творческие возможности как того, так и другого.

Особая роль в коллективистском воспитании отводилась труду. Опыт Макаренко показал, что труд (как сельскохозяйственный в колонии им. Горького, так и в мастерских и на заводе в колонии им. Дзержинского) способен преобразовать человека.

Социальному педагогу полезно обратиться к опыту замечательного отечественного педагога В.Н. Сороки-Росинского, описанному в повести Л. Пантелеева "Республика ШКИД". В школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудновоспитуемых труд был основным методом нравственного и общественного воспитания. Главной особенностью и принципом этого труда были его добровольность и полезность для всех. Ребята создавали артели по ремонту и пошиву одежды, починке валенок и др.

"Доброе дело по секрету" было одним из принципов скаутских и тимуровских отрядов.

Важным направлением работы социального педагога с коллективом является организация самоуправления как один из методов влияния коллектива на личность.

В статье А.С. Макаренко "О моем опыте" этот метод характеризуется исчерпывающе. Приведем отрывок из этой статьи.

Переход от коллективного воздействия, от организации коллектива к личности, к организации личности особым способом мною в первые годы моего опыта был понят ошибочно. Я полагал, что нужно иметь в виду воздействие на целый коллектив, во-первых, и воздействие на отдельную личность как корректив к развитию коллектива, во-вторых.

37

Было подтверждено практикой, что непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход посредством первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях.

Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Это тот коллектив, который одно время наша педагогическая теория предлагала назвать контактным коллективом.

Коллектив, составленный из ребят одного возраста, всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста и уходить и от меня, руководителя, и от общего коллектива. Если все малыши увлекаются, допустим, коньками в зимнее время, то это коньковое увлечение, естественно, их замыкает в чем-то отдельном, обособленном. Но если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организуется более сложно, требует больше усилий от отдельных его членов, и старших и молодых, предъявляет к тем и другим большие требования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект.

Такой коллектив, составленный из разных возрастов, я организовывал в последнее время по принципу "кто с кем хочет". Сначала я сам испугался этого принципа, а потом увидел, что это наиболее естественная и здоровая постановка, при том условии, что в таком естественном первичном коллективе у меня будут представители разных групп и разных школьных бригад.

Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела.

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдельная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12-15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизненные впечатления1.

Для социального педагога представляют интерес обозначенные А.С. Макаренко этапы развития детского коллектива.

На первом этапе главную роль играет воспитатель, идет процесс создания социальной и психологической общности.

На втором этапе появляется актив, который выражает мнение коллектива, возникает коллективное единство, и задача педагога - воспользоваться этим единством. Здесь часто возникают противоречия между коллективом и личностью.

38

На третьем этапе достигается высокая требовательность членов коллектива друг к другу и к самим себе, причем преобладают нравственные требования. Педагог влияет на личность воспитанников опосредованно, через коллектив, на этом этапе воспитание переходит в самовоспитание.

Теория перспективных средних и близких целей А.С. Макаренко была направлена на вовлечение личности в общественную деятельность, решение проблемы "личность и коллектив". На третьем этапе развития коллектива перспективы усваиваются воспитанниками как личные.

К методам коллективного воспитания мы можем отнести традиции, о которых А.С. Макаренко писал как о важном методе воспитания.

Правила педагогического руководства детским коллективом могут быть сформулированы следующим образом:

  • не подавлять, а направлять инициативу ребят;
  • развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление;
  • опираться на учителей, работающих с этим коллективом детей;
  • не формализовать отношения с детьми;
  • создавать общее мнение коллектива о деятельности коллектива;
  • контроль должен совершенствовать деятельность коллектива;
  • создавать добрые отношения между ребятами;
  • создавать временные коллективы, определять в них "трудных";
  • возвести в абсолют ответственность ученика за порученную работу;
  • придерживаться единых педагогических требований, учредить ежедневный контроль за выполнением законов и требований коллектива;
  • систематически оценивать деятельность каждого члена коллектива.

При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст его членов. В начальных классах решающее воздействие на ученика имеет учитель. Но с возрастом большее влияние на подростка оказывает среда; мнение одноклассников, коллектива класса оказывается для него решающим. Для актуализации общественного мнения организуется, например, дискуссия на волнующую тему.

При педагогическом руководстве коллективом педагог должен стараться, чтобы все были вовлечены в коллективную деятельность, при этом важно, чтобы интересы коллектива и личности совпадали.

И конечно же, педагогу нужно помнить, что прежде всего от его мастерства зависит то, какие сложатся взаимоотношения между воспитанниками в коллективе и насколько благотворно они скажутся на их личностном становлении.

39

Метод перспективных линий. А.С. Макаренко считал, что воспитательная работа не достигает цели "от слабости и неясности перспектив". Он выделял близкую, среднюю, далекую перспективы. "Первая линия заключается в организации самой радости, в подборе ее внешних форм и выражений. Вторая состоит в регулярном настойчивом претворении более простых видов радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит самая интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь дешевым праздником до глубокого чувства долга".

Метод перспективных линий дает возможность создать коллектив и направить личность на самовоспитание и самореализацию.

"Учение о перспективе", - писал А.С. Макаренко, - сделается когда-нибудь самым важным отделом коллективного воспитания и жизни коллектива вообще".

Метод взрыва. Этот метод был также разработан А.С. Макаренко. Приведем отрывок из его работы "О моем опыте".

Под взрывом я вовсе не понимаю такого положения, чтобы под человека подложить динамит, поджечь и самому удирать, не дожидаясь, пока человек взорвется.

Я имею в виду мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления...

Еще в 1931 г. я должен был пополнить свою коммуну (где было 150 человек) новыми 150 ребятами, многих я должен был принять в течение двух недель. У меня уже была очень хорошая организация коммунаров. Из 150 человек 90 были комсомольцами в возрасте от 14 до 18 лет, остальные были пионерами.

Все были крепко связаны, были очень дружны, обладали очень красивой, точной, бодрой дисциплиной, прекрасно умели работать, гордились своей коммуной и своей дисциплиной. Им можно было поручать довольно ответственные задания, даже физически трудные, даже трудные психологически.

Вот какой метод я применял для того, чтобы произвести наиболее сильное впечатление на мое новое пополнение. Конечно, этот прием был многообразен, он заключался и в самой подготовке помещения: спальни, рабочих мест, класса, в подготовке внешней обстановки в виде цветов, зеркал. Коммуна жила богато, потому что была на хозрасчете.

Мы так принимали детей. Мы их собирали всегда в скорых поездах. Это было в Харькове. Ребята, ехавшие в скорых поездах, был наш контингент, мы имели право на этот контингент. Скорые поезда Москва-Минеральные Воды, Москва-Сочи, Москва-Кисловодск перевозили кандидатов в мою коммуну. Все эти скорые поезда проходят через Харьков ночью, и мы этих ребят тоже собирали ночью.

Семь-восемь коммунаров, один из которых назначался временным командиром на одну ночь, отправлялись для того, чтобы собрать этих ребят. Этот временный командир всегда отвечал за работу отряда и всегда сдавал рапорт после окончания задания.

40

Временный отряд в течение 2-х часов собирал беспризорных с крыш, из уборных, вытаскивал из-под вагонов. Они умели собирать этих "пассажиров". Я никогда не сумел бы их найти. Сотрудники НКВД - стрелки отводили мне комнату на вокзале. В этой комнате проходил первый митинг.

Этот митинг заключался не в уговаривании ребят идти в коммуну, а носил такую форму. Наши коммунары обращались к ребятам с такими словами: "Дорогие товарищи, наша коммуна испытывает сильные затруднения в рабочей силе. Мы строим новый завод, мы пришли к вам с просьбой помочь нам". И беспризорные были уверены, что это так.

Им говорили: "Кто не хочет - может ехать дальше скорым поездом". И дальше начинался тот метод удивления, который я назвал взрывом.

Обычно ребята соглашались помочь нам в нашем строительстве. В этой комнате они оставались ночевать. А на другой день в 12 часов вся коммуна с оркестром - у нас был хороший большой оркестр - 60 белых труб - со знаменем, в парадных костюмах с белыми воротничками, с наивысшим шиком, с вензелями и т.д. выстраивалась в шеренгу у вокзала; когда этот отряд, запахивая свои кафтаны, семеня босыми ногами, выходил на площадь, сразу раздавалась музыка, и они видели перед собой фронт. Мы их встречали звуками оркестра, салютом, как наших лучших товарищей.

Потом впереди выстраивались наши комсомольцы, девочки, следом за ними шли беспризорные ребята, а потом шел еще взвод. И вся эта группа шествовала торжественно по восемь человек в ряд, граждане плакали от умиления, но мы видели, что это только техника и ничего сентиментального.

Когда их приводили в коммуну, они отправлялись в баню и выходили оттуда подстриженные, вымытые, одетые в такие же парадные костюмы с белыми воротничками. Затем на тачке вывозилась их прежняя одежда, поливалась бензином и торжественно сжигалась. Приходили двое дежурных по двору с метлами и сметали пепел в ведро.

Многим моим сотрудникам это казалось шуткой, но на самом деле это производило потрясающее материальное, если не символическое впечатление. Из этих беспризорных, которых я собирал с поездов, я мог бы назвать только двух-трех человек, которые не стали на надлежащие рельсы. Но эти ребята никогда не забудут их приема на вокзале, этого костра, новые спальни, новое обращение, новую дисциплину, и навсегда у них останутся сильные впечатления.

Я привел один из примеров того метода, который я называю методом взрыва. Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей системе. Эта система прежде всего заключалась в коллективе1.

41

Итак, коллектив - действенное средство воспитания личности. Именно в коллективе наиболее ярко проявляется уникальность каждого ребенка, наиболее интенсивно развиваются его личностные качества, происходит его социализация. Современный социальный педагог может многому научиться, прибегая к опыту, накопленному советской педагогикой, особенно к опыту А.С. Макаренко. Его наследие - прекрасное учебное пособие, в котором представлена методика:

создания детского коллектива, содружества ребят разного возраста, объединенного разумным, творческим производительным трудом, с четкой сознательной дисциплиной. Коллектива, который действительно становился воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка;

организации детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника. "Конституция" коммуны, законы, традиции и совет командиров, общее собрание и участие в различных комиссиях, система ответственных - все это несло огромную воспитательную нагрузку;

создания отношений взаимопонимания и доброжелательности между воспитанниками и воспитателями.

42


1 См.: Макаренко А. С. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 248-267.
1 Макаренко А.С. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 248- 255.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.