МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Современная система социального воспитания достаточно разнообразна. Она включает приемы и методы, направленные на социализацию личности; пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми.

При организации и выборе методов воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на ребенка влияют:

  • природа;
  • семья, школа, среда;
  • собственная деятельность;
  • средства массовой информации;
  • литература, искусство;
  • образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.

Методы работы социального педагога могут быть групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как "способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности"1

25

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов,

  • чувств, стремлений, идеалов);
  • самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);
  • формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

  • организация деятельности;
  • метод общения;
  • опека;
  • самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание;

  • создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Из этого обилия методов социального воспитания рассмотрим только сгруппированные учеными по содержанию проводимой работы:

  • социально-экономические;
  • организационные;
  • психолого-педагогические.

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

Создание коллектива начинается с организации малого, первичного коллектива, на который опирается воспитатель в организационной работе.

Решению воспитательных проблем способствует организация детского самоуправления. Детское самоуправление, советы, комитеты, общее собрание - это формирование детского мнения, убеждений, воспитание чувства ответственности, навыков самостоятельно принимать решения.

Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача - организовать новые отношения.

26

К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим.

Социальный педагог достигает цели в воспитательной работе, когда дисциплина становится организующим методом отношений личности и коллектива. Режим достигает цели, когда его "точность, общность, определенность" (А.С. Макаренко) не подменяются муштрой, а преследуют разумные цели.

Организационным методом является и наказание, которое применяется, когда личность противопоставляет себя обществу, коллективу.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения1, который дает материал для воспитательной работы.

Остановимся подробнее на отдельных методах социальной работы.

Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом. Начинающий социальный педагог ведет дневник, что помогает лучше изучить подопечного. К ведению дневника педагог должен готовиться, предварительно составив план наблюдения за ребенком в разнообразных ситуациях. Он анализирует школьные документы, характеристики, медицинские выписки.

Существует несколько видов наблюдения:

  • включенное наблюдение, когда воспитанник и педагог в контакте;
  • систематическое наблюдение - проводится длительно, непрерывно или по циклам (день в неделю, неделю в году);
  • несистематическое наблюдение - проводится в экстремальных ситуациях;
  • ситуативное наблюдение - проводится в зависимости от ситуации: в привычной обстановке (в семье, со сверстниками) и в экстремальной (при отмене уроков, болезни учителя). Педагог наблюдает за эмоциональной и нравственной реакцией воспитанника, за его привычками общения, отношением к людям, которых он не принимает2.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника.

27

Педагог должен быть подготовлен к беседе. Важно не только сформулировать вопросы, но и выстроить их в определенной последовательности, логике, расположить их так, чтобы ключевые вопросы были в середине беседы. Ведение беседы требует от педагога серьезного анализа ее содержания и напряжения памяти.

Непременное условие успеха беседы - учет возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, задатков и способностей.

Особо следует сказать об ознакомительной беседе1. Она проводится в учреждениях социальной помощи и поддержки, в приютах, детских домах, в учреждениях пребывания несовершеннолетних правонарушителей.

Чаще всего с ребенком знакомится комиссия в составе воспитателя, психолога, социального педагога, врача, родителей. Первоначально ребенка знакомят с учреждением, воспитателями, показывают здание, группу ребят, с которыми он будет жить. Беседу ведет один член комиссии, продумав заранее вопросы, их содержание и последовательность, чтобы достаточно обстоятельно составить представление о поступающем.

Успех ознакомительной беседы зависит от степени ее доверительности, от того, поверит ли ребенок новым взрослым. Следует также учитывать, что, поступая в эти учреждения, ребенок находится в состоянии стресса. Это требует особого внимания к нему со стороны психолога, врача и воспитателя.

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности. Важно, чтобы воспитанник отвечал на вопросы в естественных условиях. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содержание и форму, главные вопросы расширить дополнительными, которые помогут воспитаннику раскрыть главное.

Содержание вопросов в анкетах можно классифицировать по следующим направлениям:

  • планы на будущее;
  • особенности поведения;
  • социальное положение;
  • уровень знаний;
  • уровень информационности2.

Методика выявления знаний близка к методам экзамена.

Анкетирование может быть закрытым, при котором предполагается несколько ответов. Один из ответов является ожидаемым

28

для педагога. При открытом анкетировании богатая информация собирается за счет обилия вопросов.

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.

При фиксированном интервью вопросы раздаются заранее. Они позволяют исследовать личность в широком диапазоне. Практикуется объединение методов анкетирования и интервью.

Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента, краткосрочного задания. Чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие. Сложнее обнаружить сексуальное насилие, так как даже для маленьких детей это запретная тема, и они уходят от нее.

В этом случае эффективны рисуночные тесты (например, рисунок себя в прошлом, настоящем и будущем), которые помогают определить отношение ребенка к своей жизни, к тем, кто совершил насилие. Дополнить рисунок может рассказ ребенка.

Цветовые тесты (Люшера) (описание своей жизни в предпочтительных цветах) дают возможность определить эмоциональное состояние ребенка после травмы, кого он боится. Ребенку задается вопрос: "Какой цвет ты дал бы маме, папе, родным, себе, друзьям?" Вопрос ставится в зависимости от возраста. Этот тест дает возможность представить не только эмоциональное состояние ребенка, но и его отношение к родителям, к себе, к родственникам, к друзьям.

Применяется тестирование и при определении готовности ребенка к школе. Д.Б. Эльконин разработал тест "графический диктант", когда ребенок рисует узоры под диктовку взрослого: "Начинаем рисовать. Первый узор - поставьте карандаш на верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Продолжайте рисовать такой узор сами".

Методы поддержки личности применяются, когда ребенок (подросток) находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи. Изменив жизненные ориентиры подростка (ребенка), педагог старается убедить его в их реальности.

29

Методы преодоления конфликта. Социальному педагогу приходится разбираться в различных конфликтах: в школе, в семье, между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ученик - ученик. Прежде всего педагог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы.

Педагог спокойно анализирует мнения конфликтующих сторон. Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще - это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Методы лечебной педагогики. К этим методам в своей практике обращались известные отечественные педагоги, психологи, врачи (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, А.Г. Кочан, А.А. Дубровский и др.).

Методы лечебной педагогики основываются на принципах, которые отражают особенности работы социального педагога с этой категорией детей. Это ответственность за жизнь детей и бережное отношение к каждому ребенку, сочувствие и гуманность, учет возрастных особенностей детей, их задатков и способностей, характера их отношения к жизни, учебе, здоровью.

Методы лечебной педагогической деятельности с больными детьми основываются на устоявшихся правилах: не навреди здоровью ребенка, научи заботиться о своем здоровье, уважай ребенка.

Приведем ряд методов, которые применяются в лечебной педагогике, исключая собственно лечебные методы:

  • метод убеждения - основательное разъяснение ребенку необходимости и важности лечения;
  • помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисциплины, самоанализа;
  • укрепление здоровья средствами искусства: театра, кино, музыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразительного творчества;
  • организация подвижных и интеллектуальных игр (имаготерапия);
  • воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах (аретотерапия);
  • использование природы в лечебно-воспитательных целях.

Индивидуальное обучение. Работая с семьей, где больной ребенок, социальный педагог осваивает методы индивидуального обучения, так как на практике эту проблему приходится решать ему.

Исследовав физическое состояние ребенка, социальный педагог определяет уровень его умственного развития, который характеризуется его обучаемостью, трудоспособностью и фондом знаний (З.И. Калмыкова). Показателем умственного развития в первую очередь является уровень знаний (Н.А. Никитина).

30

Определив степень подготовленности ребенка, на основе общей программы педагог составляет индивидуальную программу, которая постоянно корректируется в процессе ее усвоения.

Существует масса дидактической литературы по всем учебным предметам, где подробно излагается методика обучения, в том числе и индивидуального.

Воспитание природой. Сегодня мы наблюдаем, как разрушаются связи человека с природой. Это тревожно, так как именно природа помогает сохранить в человеке доброту и нравственность, техника разрушает естество человека, и человек переступает границы нравственности.

В 1922 г. вышел в свет рассказ Л. Сейфуллиной "Правонарушители", в котором автор выдвигает как главное в перевоспитании влияние на человека природы и труда. Труд воспитывает, а природа отвлекает человека от преступления.

Известно, что природная среда благоприятно влияет на формирование личности. Но природа по-разному влияет на формирование городских и сельских ребят. Городские школьники глубже осознают познавательную и эстетическую ценность природы. Сельские - преимущественно видят ее экономическую сторону, активно участвуют в ее освоении, но меньше замечают и ценят1.

Важное значение в современном обществе имеет экологическое воспитание, которое включает просвещение и практическую деятельность детей по ознакомлению с миром природы и оздоровлению окружающей среды. Второе предполагает:

  • создание мастерских по изготовлению поделок;
  • организацию дальних походов с детьми и их родителями;
  • выпуск экономической газеты;
  • открытие консультативных пунктов по выращиванию экологически чистых продуктов;
  • работу в лесничестве в летний период и т.п.2

Использование народной педагогики. В последнее время в социальном воспитании используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков. Среди этих методов можно назвать следующие:

  • воспитание словом;
  • воспитание делом;
  • воспитание религией;
  • воспитание природой и искусством;
  • воспитание традициями;
  • воспитание игрой;
  • воспитание общественным мнением.

Одна из устойчивых традиций народного воспитания - закаливание и укрепление здоровья детей.

31

В павлышской "Школе радости" В.А. Сухомлинского на закаливание были направлены ряд мероприятий: походы босиком, занятия на воздухе, экскурсии здоровья на луг, ночевка в шалашах летом, сон на сеновале, овощи в питании.

В детском саду № 7 г. Чайковского Пермской области для профилактики болезней применяется чеснок, зубочек которого дети носят на веревочке на груди.

В приюте г. Клина Московской области практикуется щадящее питание и траволечение.

В практике социального воспитания огромную роль играет приобщение детей к народному творчеству. Создание школьных музеев народного творчества не только расширяет круг знаний ребят, но и влияет на их духовное развитие. Обучение народному фольклору в игровых формах помогает в развитии творческой фантазии детей, задатков и способностей, певческих навыков. Дети знакомятся с различными жанрами народной песни (колыбельными, былинными, хоровыми, историческими, плясовыми, частушками и т.д.). Исполнение этих песен создает особое эмоциональное настроение, что тем более важно для детей, переживших стрессовые ситуации.

Разнообразные народные игры дают детям представление о быте, о нравственном поведении человека в обществе, развивают организаторские способности детей, их инициативу и творческое отношение к жизни.

Методы коррекции развития. Так сегодня принято называть педагогическое воздействие на физически здорового ребенка (подростка) с отклонениями в поведении. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опираться на него. Педагог помогает ребенку научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выработать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь.

Социальному педагогу важно знать причины отклонений в поведении ребенка и постараться нивелировать их. Одна из причин нарушения поведения подростка-школьника - это отставание в учебе. С него начинаются неудачи в жизни. Не каждый подросток в состоянии справиться с усвоением объема знаний, предусмотренных программой. Существующая практика механического заучивания, методы коллективного обучения, ориентир на среднего ученика не дают возможности отстающим учащимся подняться до общего уровня.

Методы коррекции в работе с семьей, с родителями предполагают изменение отношений родителей и детей, родителей к процессу воспитания.

Родители не всегда понимают особенности личности ребенка, завышая или занижая его возможности. Им необходимы квалифицированные

32

консультации врача, психолога, педагога. Только при совместной работе педагога и родителей методы коррекции развития детей с отклонениями в развитии могут дать положительный результат.

Методы перевоспитания. Перевоспитание - это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.

Существуют две разновидности этого педагогического процесса: собственно перевоспитание - перестройка всей структуры личности и исправление - преодоление отдельных недостатков.

Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали.

Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:

  • восстановление положительных качеств;
  • вовлечение воспитанника в занятия спортом и трудом, чтобы не оставалось времени на антиобщественные занятия;
  • стимулирование положительных поступков, вытеснение тем самым отрицательных качеств;
  • создание положительного опыта;
  • научение анализу своих поступков.

Воспитатель составляет программу перевоспитания, для этого изучает среду, в которой вращается подросток, коллектив, где будет проходить процесс перевоспитания, а затем определяет конкретные меры воздействия на него.

В перевоспитании используются следующие методы:

  • метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;
  • метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;
  • метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;
  • метод "взрыва" по А.С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И.Г. Песталоцци: "Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним".

Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания. Самовоспитание - это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.

Это социальный процесс изменения человека, его физическое, духовное, нравственное, социальное и творческое совершенствование. Поэтапно процесс самовоспитания можно представить следующим образом:

33

  • выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления;
  • желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;
  • убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;
  • сосредоточить все свои силы для достижения этой цели;
  • периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;
  • четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими1.

Ф.Бэкон писал: "Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать".

Самовоспитание - сложный процесс. Здесь происходит не только познание самого себя, но и стремление изменить себя. При этом действия должны быть активны, необходимы вера в свои силы, умение сконцентрироваться, твердая уверенность, что успех будет достигнут.

Соответственно, сложным является и педагогический процесс побуждения ребенка к самовоспитанию. Как заставить воспитанника взять ответственность за свое развитие на себя? Как побудить его к деятельности по самовоспитанию?

Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Она не возникает одновременно у детей одного возраста, так как личность не всегда готова воспринимать требования общества. Потребность в самовоспитании проявляется в подростковом возрасте. Она зависит от идеалов, волевых свойств подростка и той значимости, которую он придает среде сверстников. Важным является умение подростка анализировать, реально оценивать свои качества и поступки. Но для этого процесс социального воспитания нужно строить так, чтобы он способствовал накоплению у ребенка положительного опыта и соответствующего поведения. Педагог логикой убеждения заставляет подростка задуматься над своим поведением, обликом, поступками; понять, что он должен измениться. А это значит включить все механизмы личности - сознание, волю, эмоции, - чтобы человек хотел и старался быть лучше2.

В процессе самовоспитания важно уметь организовать свое время. Человек не может изменить заданные природой и обществом скорости, поэтому, стремясь овладеть наукой и искусством, вписаться в общий ритм жизни, он должен овладеть собственным ритмом жизни, уметь организовать свое время.

34

Все проступки подростка объясняются отсутствием жизненной перспективы. Многое изменяется в его поведении, когда ставится цель, определяется смысл жизни, когда он понимает цену времени. Он связывает время со своей жизнью и начинает ценить его; составляет режим дня, пересматривает свои взгляды, уточняет свои возможности.

Педагогическое руководство самовоспитанием должно быть гибким. Трудных подростков следует убеждать в необходимости самовоспитания. И еще раз следует напомнить: важно, чтобы подросток поверил в свои силы, способности.

Методы самоорганизации1. Чаще всего социальному педагогу приходится сталкиваться с трудными, неорганизованными подростками, которые не могут руководить собственными поступками.

Широко применяемый в воспитании самоорганизации - метод воспитания культуры времени, который предполагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения. Метод "перспективных линий" А.С. Макаренко (ближняя, средняя и дальняя перспективы) был основан именно на воспитании культуры времени.

Методы, применяемые в воспитании самоорганизации, предполагают изучение ребенка: его жизни, учебной деятельности, отношения со сверстниками, увлечений, материального положения, ценностных ориентации - и далее постановку целей и соотнесение их с фактором времени, организацию жизни воспитанника.

Методы делового общения. Культура делового общения предполагает в первую очередь необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать, что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое. Воспитанники педагога, придерживающегося этих правил, обычно без труда овладевают культурой делового общения, которая является весьма ценным качеством в их дальнейшей социальной адаптации.

Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Самым распространенным является психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека. Подросток анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности ("какой я?"). Он узнает мнение окружающих ("какой ты?"). В результате он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение.

Положительным в проведении психологического тренинга является то, что подросток находится в группе сверстников и это дает возможность получения обратной связи и поддержки от тех, у кого такие же проблемы и кто находится в той же ситуации.

35

Подросток может проверять верность выбранного стиля поведения, сопоставлять его с поведением других.

В ходе тренинга проводится упражнение-игра на развитие таких качеств, как самоанализ.

Существуют и другие методы тренинга. Так проводится проигрывание с детьми экстремальных ситуаций и поведения в них ребенка; тренинг сложных социальных ситуаций, рефлексивный тренинг - снятие стереотипа в формах поведения, в отношениях с окружающими; организационный тренинг, направленный на развитие навыков подчинения и руководства другими.

Кроме методов, которые мы разобрали относительно подробно, перечислим еще ряд методов, которые также могут быть востребованы социальным педагогом в его работе. Некоторые из них являются частью охарактеризованных выше.

Метод социометрии - применяется для специальной математической обработки данных по конкретному вопросу. Этот метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.1.

Метод мониторинга - отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений - метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.

Биографический метод - исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.

Метод убеждения - эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, в том числе пение, проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко применяется в работе социальных педагогов с детьми в интернатных учреждениях, летних лагерях отдыха. Пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Они способствуют самоутверждению ребенка, преодолению неуверенности в себе. Этот метод относится к методам лечебной педагогики, но его возможно использовать в обучении и воспитании здоровых детей.

36


1 Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1994. - С. 12.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995. - Ч. П. - С. 25-27.
2 См. там же.
1 См.: Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М., 1997. - С. 35.
2 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - С. 29.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995. - Ч. II. - С. 136.
2 Там же. - С. 136-139.
1 См.: Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. - М., 1987.
2 См.: Поташник М.А., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М., 1983. - С. 30-31.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995. - Ч. II.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1994.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.