В соответствии с вышесказанным педагогическое мастерство социального педагога включает:
- общую и профессиональную культуру;
- творчество и постоянное совершенствование своей работы;
- наличие педагогических способностей, определенных качеств личности, соответствующих знаний и умений;
- владение педагогической техникой.
Но, кроме того, педагогическое мастерство предполагает умение пользоваться методами воспитания, которые упрощенно можно свести к пяти, известным с очень давних времен:
- воспитание словом;
- воспитание делом;
- воспитание образцом (или примером);
- воспитание ситуацией (это, пожалуй, самый главный, наиболее популярный сегодня метод воспитания);
- воспитание отношением.
Высшая степень мастерства педагога - когда он с помощью всех перечисленных методов побуждает воспитанников к самовоспитанию.
Вот что писал А.С. Макаренко о мастерстве педагога: "Я добивался освоения мастерства: сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому воспитателю? И можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т.е. о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении"1.
Практика показала, что никакие опросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.
Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя нивелируется общение, возникает непонимание.
Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это:
10
- доверительность;
- умение слушать ребенка;
- взаимопонимание;
- деловой контакт;
- способность перейти от воздействия к взаимодействию1.
Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением.
Учитывая важность педагогического общения, ученые разработали "Заповеди педагогу, входящему в класс"2:
- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
- При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.
- Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу ребят.
- Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучать ребенка, оказывать на него определенное воздействие.
- Не стройте отношения "сверху вниз". Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.
- Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.
- Умейте слушать детей.
- Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
- Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.
- Чтобы избежать "тупиковых" односложных ответов, вопрос начинайте с "почему?", "как?", "для чего?".
- Будьте инициативны в общении.
- Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.
- Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
- Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
- Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
- Чаще улыбайтесь детям.
- Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
- Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет отношение к вам.
11
- Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
- К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
- Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
- Возможны барьеры, возникающие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами.
Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По С.И. Ожегову, культура речи это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа сопровождает развитие мысли. Техника речи - это совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.
Представляют интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера. Взаимодействуя с ребенком, педагог разрабатывает драматургию воздействия на него, опыт актерского влияния оказывается при этом очень полезен.
Социальный педагог должен владеть организаторскими умениями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу.
Социальный педагог часто сталкивается с горем, например горем потери родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем детстве, в психическом отношении могут оказаться впоследствии в "группе риска". Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку приносят разводы: и сам процесс развода, и последующее положение ребенка в новой семье. Все это обязывает социального педагога быть добрым, отзывчивым и чутким. Педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее работа от прежней, ответила: "Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное - ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать".
Попробуем выделить основное, общее в работе социального педагога, что отличает его деятельность вне зависимости от социально-педагогического и учебно-воспитательного учреждения, где он работает. Охарактеризуем воспитательную деятельность социального педагога поэтапно.
- На основе знаний о ребенке, его семье, состоянии здоровья, взаимоотношениях в коллективе и т.п. педагог принимает решение об оказании помощи подопечному или о его перевоспитании.
12
Знания о ребенке педагог получает с помощью беседы, анкетирования, проанализировав его поведение и круг общения.
- Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию, в которой он оказался. Причем обращается внимание на поведение самого ребенка, а не на то, кто виноват в сложившейся ситуации. Выяснив ситуацию, педагог проявляет участие к ребенку, намечает пути выхода из кризиса.
- Здесь социальному педагогу необходимо проявить педагогический такт и мастерство в общении с ребенком, сознательно дозировать свои воспитательные воздействия, иначе возможно давление, что мешает общению, а значит, и дальнейшему сближению с ним. Важно не только самому повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать воздействие на него семьи, школы и сверстников. Проанализировав небольшие успехи ребенка, необходимо поставить следующую, более сложную задачу.
- В решении поставленной воспитательной задачи важно добиваться, чтобы ребенок (подросток) осознал, что только он сам, встав на путь самовоспитания, самореализации, сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Здесь проявляются организаторские умения педагога.
- Социальный педагог становится опекуном ребенка, посредником между ним и обществом, государственными и общественными организациями. Он помогает ребенку приспособиться в новых жизненных условиях, выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность.
Завершая разговор о профессионализме и мастерстве педагога, еще раз обратимся к наследию К.Д. Ушинского.
Сохранилась его дневниковая запись, которую он сделал еще в университете (20 января 1845 г.) и которая стала кодексом его поведения:
- "Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
- Прямота в словах и поступках.
- Обдуманность действий.
- Решительность.
- Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
- Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
- Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
- Каждый вечер в своих поступках добросовестно давать отчет.
- Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
- Никому не показывать этого журнала"1.
13
Замечательный отечественный педагог В.Н. Сорока-Росинский в работе о школе им. Ф.М. Достоевского дает достаточно оригинальную характеристику учителю. Он говорит, что в педагогике и дидактике много пишут об индивидуальном подходе к ученику, но никто не говорит об индивидуальном подходе к учителю. Часто учителя рассматривают как набор добродетелей, "имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой". Но ведь каждый учитель - личность, личность со своими достоинствами и недостатками, со своими слабостями. Поэтому директор и завуч учебного заведения должны знать, "в чем сила и слабость каждого из них, чтобы не возлагать на них бремен неудобоносимых"1.
Сорока-Росинский разделил учителей на несколько категорий. Так, у унителей - "теоретистов" преобладает теория, идея в ущерб реальному миру вещей и практике. У них на первом месте отвлеченная мысль, которую они пытаются воплотить в реальность. "Сильная сторона таких преподавателей - хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они, обычно, очень принципиальны и глубоко убеждены в правильности исповедуемых идей. Они часто ищут новых путей, не удовлетворяясь проторенными методическими дорожками, и иногда продумывают удачные приемы преподавания; они и достаточно инициативны, но плохое умение ориентироваться не в мире идей, а в мире вещей часто приводит их к прожектерству либо к открытию уже известных Америк. Если такие теоретисты обладают еще и темпераментом, то они умеют захватить своею убежденностью и учащихся, особенно старших классов. О таких долго хранится хорошая память. Но будучи сильны в теории, в знании методических приемов, такие часто бывают слабы в практике, они плохо чувствуют учеников".
Педагоги-реалисты в противоположность теоретистам хорошо разбираются в мире вещей, они тонко чувствуют настроение ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них. Их слабой стороной является теоретическая подготовка, иногда их близкие отношения с ребятами носят характер панибратства. Педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и людях, для них учащиеся - объект обучения и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Их конек - всякие тренировки в закреплении и повторении пройденного путем разнообразных упражнений, его ученики прекрасно знают все определения и правила, как автоматы производят разные разборы: фонетические, морфологические, синтаксические и т.д., грамотно
14
пишут диктанты, сочинения по учебнику, но затрудняются в изложении своих мыслей. Они знают хорошо своих воспитанников, у них хорошая дисциплина на уроках, у них все данные, чтобы быть актерами, они хорошие психологи.
Существуют педагоги-артисты, которых эллины называли вдохновителями. Они действуют по вдохновению, по наитию, по интуиции. В этом их сила. До седых волос они сохраняют детскую непосредственность, они интуитивно понимают сущность другого человека, дети их любят. Они с подъемом ведут уроки, превращая их в уроки творчества. Но уроки такого учителя зависят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям следует более критически относиться к себе. Конечно, это не все характеристики разновидностей учителей1.
В заключение разговора о педагогическом мастерстве приведем фрагменты из работы замечательного украинского психолога И. Е. Синицы (1910-1967) "Педагогический такт и мастерство учителя".
15
1
Макаренко А.С. Сочинения: В 8 т. - М., 1985. - Т. 5. - С. 233-234. 10
1
См.:
Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1987. - С. 17-19.
1
Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1952. - Т. 2. - С. 27.
1
1
Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского // Пед. соч. - М., 1991. - С.215.
1
См.:
Сорока-Росинский В.И. Школа им. Достоевского // Пед. соч. - С. 214- 220.