ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ1

Появление теоретических обоснований исправления и перевоспитания несовершеннолетних преступников, исправительной педагогики относят в России к XIX в., когда впервые в 1841 г. в Петербурге была создана колония для несовершеннолетних правонарушителей. На основе опыта педагогической деятельности в ней можно сформулировать следующие основные принципы перевоспитания:

  • привлечение к труду;
  • уважение личности воспитанника;
  • самоуправление;
  • сотрудничество педагогов и воспитанников.

Впервые профессором Московского университета И.Я. Фойницким был разработан курс "Тюрьмоведение", в котором были сформулированы вопросы обращения с преступниками, охарактеризованы средства и методы воздействия на них в исправительных учреждениях.

В 20-х гг. XX в. С.В. Поднышев в работе "Основы пенитенциарной науки" (1923), давая определение педагогике перевоспитания, выделяет такие понятия, как юридическое и нравственное исправление, общеобразовательное обучение, культурно-просветительная работа, трудовое воспитание заключенных.

Л.В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:

  • карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса;
  • исправительно-воспитательное;
  • образовательное и трудовое.

Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов. На первом этапе при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы этой работы.

На втором, главном этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается возможность возникновения конфликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учебу и работу.

Социальный педагог анализирует процесс исправления. Чисто умозрительно он распределяет воспитанников по группам:

147

  • первая группа - встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;
  • вторая группа - твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;
  • третья группа - доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;
  • четвертая группа - "болото", по определению А.С. Макаренко, поведение неопределенно;
  • пятая группа - нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;
  • шестая группа - злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Группы подвижны, и педагог регулярно фиксирует переход подопечных из группы в группу, тем самым отслеживая процесс перевоспитания подростков.

Эффективность выполнения программы перевоспитания зависит от ряда причин:

  • особенностей осужденного;
  • срока пребывания в колонии;
  • коллектива, в который он попал;
  • опыта воспитателей;
  • воспитательных возможностей учреждений.

На третьем, заключительном этапе по отбытии заключенным срока наказания оцениваются результаты всей работы коллектива колонии по перевоспитанию. Эта оценка зависит от многих факторов: соблюдения правовых норм по отношению к освобожденному, от наличия у него жилья, от среды, в которой ему предстоит жить, ее нравственного климата и отношения к нему окружающих. Здесь огромную роль может играть попечительский совет колонии, который поможет освободившемуся в устройстве на работу, в приобретении жилья.

Процесс перевоспитания в колонии характеризуется рядом особенностей. Это изоляция человека от общества, когда продолжительное время мужчины и женщины содержатся отдельно; жесткие режимные рамки - жизнь проходит в условиях уголовного наказания, регламентируемая правами и обязанностями; специфический статус осужденного.

В процессе перевоспитания заключенный постепенно подготавливается к жизни на свободе посредством общеобразовательной подготовки и получения профессии и освещения возможных вариантов жизнеустройства.

Важным в процессе перевоспитания является вовлечение осужденного в общественную деятельность колонии, жизнь коллектива.

148

Важно, чтобы это был коллектив без "паханов", "главарей" и "авторитетов". Здесь следует опираться на опыт работы А.С. Макаренко по созданию коллектива, его теорию малого коллектива, через который педагог проводит свои идеи и успешно влияет на личность.

Его принцип воспитания личности "как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему" как нельзя более актуален в исправительном учреждении.

В работе с преступниками социальному педагогу следует взять на вооружение и теорию А.С. Макаренко о перспективных линиях. Поставленная перед воспитанником близкая, средняя и дальняя перспектива - это своеобразное психологическое воздействие на него для изменения им своего статуса и подготовки к выходу из колонии.

Важнейший принцип перевоспитания - опора на положительные качества личности воспитанника.

Дифференцированный подход в воспитании осуществляется с учетом групповой принадлежности отбывающего срок. Группы различаются:

  • по характеру преступлений;
  • по количеству судимостей;
  • по степени криминальной зараженности;
  • по степени общественной опасности;
  • по возрасту, полу, по образованию.

Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание.

В числе средств воспитательного процесса в качестве первостепенного выделяется труд. Все заключенные обязаны работать. Причем, чтобы их труд способствовал их физическому и нравственному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, организовать соревнование.

Важным средством перевоспитания осужденных является режим - рамки поведения осужденных в колонии. Это запреты, правила, требования, которые ограничивают их быт, связь с внешним миром, с родственниками, свободу передвижений. Воспитательное значение режима - в изменении интересов осужденного, разрушении старого стереотипа поведения, в формировании нравственных привычек и навыков поведения. Следует помнить, что излишне строгий режим ведет к иждивенчеству, приспособленчеству, безынициативности.

Обучение заключенных - тоже средство их воспитания. Оно осуществляется по двум направлениям: общеобразовательная подготовка (посещение общеобразовательной школы) и профессиональное обучение (в процессе труда), которое направлено на получение профессии, необходимой заключенному после освобождения. В колониях существует индивидуальное и бригадное обучение, курсы,

149

школы передового опыта, классы мастеров, при некоторых колониях существуют ПТУ.

Особого подхода требует процесс перевоспитания девушек, женщин, у которых в силу их психофизиологических особенностей быстрее происходит процесс деградации личности.

Особого внимания требуют лица с аномалиями психики. Это подростки, перенесшие травмы головного мозга с отклонениями в психическом развитии, они вменяемы, трудоспособны, но в условиях изоляции могут быть агрессивны. Для них ограничивается деятельность, некоторые из них нуждаются в изоляции, так как подвергаются насмешкам, а порой издевательствам со стороны осужденных.

В работе с такими осужденными важно знать характер аномалии, рекомендации медиков, оградить их от негативного влияния других осужденных; важно регулярно проводить медицинские освидетельствования.

Ряд исправительных колоний учитывают, что среди осужденных встречаются верующие и те, которые приобщаются к вере; они поддерживают связи с религиозными конфессиями, организуют посещение священнослужителей, ведут беседы с осужденными, проводят религиозные службы. Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и предоставлять воспитанникам возможность выполнять религиозные обряды.

Беседы верующего со священником только помогают в перевоспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют в церкви.

Из Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 86. Уголовная ответственность несовершеннолетних

  1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
  2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Статья 87. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

  • а) штраф:
  • б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • в) обязательные работы;
  • г) исправительные работы;
  • д) арест;
  • е) лишение свободы на определенный срок.

150

Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Половое сношение, мужеложество или лесбиянство, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или другим способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказывается лишением свободы на срок до шести лет.

151


1 См.: Мардахаев Л.В. Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях // Социальная педагогика. - М., 1998. - С. 187- 212.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.