Большинству социальных педагогов приходится работать с больными детьми в школе и семье, в приюте и детдоме, в различных реабилитационных центрах.
В современных условиях в России зафиксировано увеличение аномальных детей. Так, в 1994 г. органами социальной защиты зафиксировано 398,6 тыс., а в 1995 - 453,6 тыс. детей-инвалидов до 16 лет. Это в 4 раза больше, чем в 1985 г. Предполагается, что это не точная цифра, так как дети, страдающие заболеваниями, не все признаны инвалидами, их учет ведут разные ведомства и представить сегодня точную цифру невозможно1.
Прежде чем говорить о работе с этой категорией детей, охарактеризуем их особенности.
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
- глухих и слабослышащих,
- слепых и слабовидящих,
- с недоразвитием речи,
- с нарушением опорно-двигательного аппарата,
- с задержкой психического развития,
- с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом ("вещь в себе", "аутичные дети"),
- дети с нарушениями в развитии.
Для больных детей характерна сосредоточенность на своей болезни, они не умеют общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются еще и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией.
Умственно отсталые дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они вялы, неловки. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор.
131
Дети с синдромом Дауна подвержены внушаемости, они боготворят педагога, подражают ему. Они аккуратны, большинство ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Но часто они бывают в состоянии недоброжелательности.
Больные дети с нарушением обмена, заболеванием печени (фенилкетонурия) не выдерживают продолжительных занятий, трудно воспринимают счет и грамоту, но эмоциональны и стремятся учиться.
Для детей, больных церебральным параличом, кроме двигательных недостатков характерна общая недоразвитость. Они не могут обслужить себя, но при обучении хорошо усваивают наставления воспитателя.
132
1
См.:
Буланова О.Е. Педагогические принципы и формы социальной реабилитации детей с недостатками в умственном и физическом развитии в специализированных учреждениях // Социальная педагогика. - М., 1998. - С. 240-278.