Важным в профессиональной деятельности социального педагога являются его педагогические способности. Подчас эти способности обнаруживаются уже в детском возрасте, когда ребенок способен сочувствовать другому, может быть примером, умеет общаться в коллективе, является авторитетом и лидером среди детей.
Одной из важных способностей педагога является способность к педагогическому общению (В.А. Кан-Калик). Это способность адекватно оценивать ситуацию, вступать в контакт с незнакомыми людьми, помогать собеседнику проявить себя, из общения извлекать пользу для себя, предупреждать конфликты.
Способность педагога к самовоспитанию, изучение передового опыта, постоянное пополнение знаний дает возможность социальному педагогу творчески развиваться. Очень важна также способность педагога управлять своим состоянием и поведением, тем более что перед ним часто встают сложные, трудноразрешимые проблемы, которые приходится решать очень быстро и под пристальным
9
вниманием окружающих, детей. Процесс управления поведением включает управление вниманием, саморегуляцию памяти (запоминание, воспроизведение информации и ее сохранение), управление мышлением (тренировка мышления, дисциплина мышления, проговаривание вслух).
10