Социальный педагог организует для родителей консультации специалистов с целью выявить индивидуальные задатки ребенка, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителями. Он организует творческий труд детей, в частности принимая участие в создании Домов детского творчества (обычно на базе Домов пионеров), где в самых разнообразных видах деятельности реализуются творческие возможности талантливых ребят.
Так, в клинском Доме детского творчества существует школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4 лет. В комнате, оформленной как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства. Они собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы и поговорки. В подготовке концертов, в шитье костюмов, в оформлении концертов помогают родители.
Кружковцы готовят проведение таких народных праздников, как День Ивана Купалы, Масленица, Рождество. Дом детского творчества посещают 2 тысячи ребят. Отчет работы кружка - это концерты перед населением и ярмарки детских поделок.
Одна из проблем одаренных детей - школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимания учителей
124
и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявлять таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.
Но даже если учитель заметил способности ребенка, ему некогда заниматься с ним на уроке. Его он спрашивает реже, чем остальных учеников, поскольку уверен, что этот ребенок знает урок. Такой ученик предоставлен сам себе, он как бы на особом положении. В результате он отторгается от ученического коллектива, у него формируются отрицательные черты характера, снижается успеваемость.
Образование, необходимое одаренному ребенку, можно обеспечить только гибкими методами обучения. Более приспособлена для этого система сельской малокомплектной школы, где дети разного возраста учатся в одном классе. В городских школах уже сейчас практикуются экстернатное или ускоренное обучение по одному или двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по тем предметам, по которым они преуспевают.
Об ускоренных классах в начале XX в. писал русский философ В.В.Розанов: "...даровитый ученик не устает вовсе, не устает никогда трудиться над возбуждающим его дарование предметом". Он считал, что в развитии таланта помогут специальные учебники, специально подготовленные творческие учителя и рационально организованный учебный процесс.
В ряде школ практикуется перевод одаренных детей в более старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально остаются в своем возрасте. Отсюда неврозы, беспомощность в общении, оторванность от быта, жизненных проблем. Кроме того, ребенок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервную и психическую перегрузку.
Если со стороны учителей-предметников есть показания для перевода ребенка в более старший класс, социальный педагог должен внимательно ознакомиться с этим ребенком, проконсультироваться с психологом и только тогда давать родителям совет о его дальнейшем обучении.
Социальный педагог предлагает родителям обратить внимание на следующие моменты:
- достаточно ли ребенок физически развит, чтобы вместе со старшими детьми принимать участие в их играх и занятиях? Если нет, у него может сложиться о себе мнение как об отстающем, причем не только физически, но, возможно, и умственно. Учителя могут вскоре забыть его истинный возраст и неадекватными требованиями усилят это его негативное переживание;
- обладает ли он достаточными умственными способностями, чтобы на равных играть со старшими детьми? Если он всегда играет в группе роль младшего и соответственно себя ведет, то дети, скорее всего, исключат его из игры, а это его огорчит;
125
- достаточно ли он социально зрел, чтобы проводить в школе весь день в обществе старших детей? Пять дней в неделю по восемь часов в день вести себя так, как будто ты старше, чем ты есть, - это требует немалого усилия. Стоит ли возлагать такую ношу на плечи ребенка на все школьные годы?
Как правило, даже для самых одаренных детей досрочный переход в старший класс - это не самое лучшее решение. Гораздо полезнее бывает обеспечить им дополнительную нагрузку как в школе, так и вне ее.
Развитие и обучение одаренных детей требует создания специальных учебных заведений - лицеев и гимназий для одаренных, специальных классов в массовых общеобразовательных школах. Здесь могут осуществляться и индивидуальный подход, и ускоренное обучение.
В завершение темы приведем текст доклада известного отечественного педагога-дефектолога В.П. Кащенко (1870-1943) на Первом Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике в декабре 1910 г.
126