Одаренность - это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одаренность:
- социальную, иначе лидерскую;
- художественную - музыкальную, изобразительную, сценическую;
- психомоторную, определяющую исключительные спортивные способности;
- академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
- интеллектуальную - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок - умник и умница, а в школе - отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному - двум предметам и не успевают по другим;
- творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают - и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную. Любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища.
Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Но многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и не острят, то ценят хорошую шутку. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей (они даже едят не как все).
Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода, и не случайно одаренные дети по решению Всемирной организации здравоохранения входят в "группу риска" наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании,
122
специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах.
В этих школах учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка. Где ему должны быть поставлены сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.
Работа педагога в такой школе - сложный и тяжелый труд, так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного, мышления преодолевать барьер зазнайства.
Помимо явной одаренности, очевидной для всех, кто окружает ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка; с такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности. Среди таких детей можно выделить:
- фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;
- лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;
- скромников - детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;
- невротиков или даже психопатов, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;
- чудаков или странных - спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.
Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, социальных педагогов, воспитателей.
123