...До революции и в педагогической литературе, и в педагогической практике уделялось известное место той категории детей, которых прежде называли малолетними преступниками и которые воспитывались в особых воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговору суда. Что же касается до трудновоспитуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было.
Они были и до революции, но обыкновенно, помыкавшись по разным школам и интернатам, они всюду изгонялись, а затем и вовсе
111
выбрасывались за борт школы и, таким образом, не затрудняли ее больше вопросом о своем воспитании, по крайней мере до того момента, пока они не становились малолетними преступниками и не поступали на попечение упомянутых воспитательно-исправительных учреждений.
Ныне тяжелые условия переживаемой нами эпохи дали очень большой процент всякого рода дефективных детей, и трудновоспитуемых в частности. Но теперь школа нормального типа не может так легко отмахнуться от них; попросту выбросить их за борт, как это делалось прежде: ныне вопрос о трудновоспитуемых ставится совсем иначе - трудновоспитуемые нередко переворачивают вверх дном школы и детские дома нормального типа, делая невозможным в них правильный ход учебно-воспитательного дела.
Для трудновоспитуемых нужны учреждения особого типа - таково решение этого вопроса. Вопрос заключается в том, какого типа должны быть эти учреждения, такого ли, как для морально дефективных детей, или здесь необходим совсем иной, особый тип воспитания и обучения.
Обычно принято смешивать эти категории детей, объединяя их под общим наименованием дефективных, и с внешней стороны такое объединение кажется вполне законным - ведь в самом деле, каждый дефективный ребенок трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого-то и труден, что обладает каким-нибудь дефектом.
...Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта, в частности, а наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры... сильные и талантливые натуры развиваются зачастую очень бурно, а с другой стороны - умеренность и аккуратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не всегда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении. Чичиков в литературе и Аракчеев в истории были примерными воспитанниками, приводившими в умиление своих воспитателей, как раз-то наиболее яркие во всех отраслях жизни люди очень часто бывали горем для родителей и воспитателей и предметом их отчаяния -достаточно прочесть биографии наших выдающихся писателей и общественных деятелей, чтобы многих из них отнести к числу трудновоспитуемых.
Нет, трудновоспитуемость не всегда означает дефективность... Раньше, не говоря уже о резких случаях дефективности физической и умственной, очень многодетен самых разных категорий считались трудновоспитуемыми только потому, что в школе нормального типа с ними приходилось трудно, но вот отсюда выделили умственно отсталых, выделили морально дефективных, затем невропатов, нуждающихся в медико-педагогическом воздействии, затем переростков, и все-таки за вычетом всего этого остается еще какой-то остаток, который готовы признать какой-то особой категорией, отличной от всех других, вышеперечисленных, но который, с другой стороны, при попытках более точного определения вновь готовы смешать со всей
112
массой трудновоспитуемых, из которой он был выделен, и только потому, что дети, принадлежащие к этому недостаточно дифференцированному виду трудновоспитуемости, имеют сходные с остальными ее видами черты.
Вместо термина "трудновоспитуемость", принимаемого в широком смысле этого слова, мы будем употреблять выражение "уклонение от нормы".
Но уклонения могут быть следующего вида: вниз от нормы, вверх от нормы и, если так можно выразиться, в сторону от нормы. Эти три вида уклонения мы условимся называть: 1) субнормность, или дефективность; 2) супранормность, или повышенная одаренность натуры; 3) денормность, или уклонение от нормы в узком смысле этого слова.
По своему происхождению всякое уклонение от нормы может быть двояким; экзогенным, когда оно происходит под влиянием внешней обстановки и идет от периферии психики к ее ядру; и 2) эндогенным, когда оно является результатом какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы человека.
И вот, рассматривая с этой точки зрения различные типы уклонения от нормы, мы можем отметить следующие типы характеров, из которых каждый требует особого к себе подхода, особого типа воспитания и соответственно с этим особого типа учебно-воспитательного учреждения.
1. Представим себе ребенка вполне здорового в духовном отношении, не уклоняющегося в отношении одаренности ни вверх, ни вниз от нормы, потенциально, так сказать, вполне нормального ребенка школьного возраста, и предположим, что внешние условия оказали неблагоприятное влияние на его развитие: мы будем тогда иметь случай экзогенной деформации духовной личности ребенка, где могут быть следующие две возможности.
А. Деформация сравнительно поверхностная, не успевшая исказить и изуродовать устоев духовной личности ребенка, т. е. мы берем типичный случай: мальчик, благодаря тяжелым условиям переживаемой нами эпохи, оторвался от семьи, попал на улицу, стал поворовывать, перестал ходить в школу, привык бродяжничать, просветился в сексуальном отношении, исхулиганился, но все это так, что здоровое ядро его личности осталось все-таки нетронутым, что вся порча отразилась на периферии его характера, не создав еще устойчивых соединений и прочных дурных привычек.
Что же это, моральная дефективность или что-нибудь иное?
Нет, это денормность только, так как порча моральной стороны психики носит лишь поверхностный, временный характер, т.е. то, что временно случается со всяким нормальным человеком. Это от педагогической запущенности, т.е. от запущенности в отношении воспитания и обучения.
...Для такого мальчика нужна школа-интернат особого типа, переходного между учреждением для дефективных и нормальной школой,
113
нужна лишь здоровая трудовая атмосфера, хорошая дисциплина, хорошая выправка ума и воли - в такой атмосфере здоровая по существу натура мальчика скоро сама потянется к осмысленному труду и постепенно забудет все скверные привычки; общество же десрективных замедлит этот процесс самооздоровления, самолечения психики и даже исказит его.
Весь вопрос заключается в том, насколько велика запущенность такого мальчика, может ли он нагнать своих сверстников и продолжать обучение во второй ступени, или это для него уже недостаточно. В первом случае его нужно вернуть в школу нормального типа, во втором случае надо дать какое-нибудь ремесло или возможность получить какую-нибудь профессию, сообразно с одаренностью.
Б. Берем второй случай - вполне здоровый и нормальный в нервно-психическом отношении мальчик с экзогенной деформацией психики, но настолько глубокой и упорной, что она отразилась не только на периферии психики, но и на здоровом ее ядре, сообщив ей дефективные привычки и наклонности - мальчик ворует, привык уже к воровству и видит в нем наиболее удобный способ существования; он привык к бродяжничеству, сделался неисправимым бегуном не из-за какой-нибудь болезненной страсти, а просто потому, что вне детского дома он всегда умеет устроиться с большими для себя удобствами, промышляя всякими видами уличного промысла - от мелкой торговли до воровства включительно... Приспособиться к уличной жизни ему помогло общее здоровье психики - ведь он обладает достаточно развитым интеллектом, умеет ставить цели и добиваться их осуществления, он владеет собой, достаточно деятелен, энергичен и предприимчив, достаточно уравновешен в проявлениях своих эмоций...
...У такого типа мы, наряду с порочными сторонами, можем найти и своеобразное благородство, чувство чести, шаечной, но все-таки чести, найдем и умение любить и привязываться, и способность к героизму и даже к самопожертвованию. И при всем этом на таких ребят надо смотреть как на в высшей степени опасных в общественном отношении, особенно если при этом они умны, темпераментны и талантливы, - из них могут впоследствии выработаться вожаки и атаманы вредных шаек.
...Таких ребят следует признать морально субнормальными, надолго изолировать в особых воспитательно-исправительных учреждениях для правонарушителей и продержать там достаточно продолжительное время. Не следовало бы отсюда прямо выпускать их в жизнь, но предварительно пропустить через учреждение со строгой дисциплиной, например, через военную школу либо через техническую школу с напряженной трудовой дисциплиной.
После продолжительного периода перевоспитания такие ребята могут совершенно исправиться и, получив необходимые для жизни честным трудом знания, могут стать полезными членами общества...
114
2. Перейдем к видам уклонения от нормы эндогенного происхождения. Здесь мы будем иметь дело с проявлениями болезненной конституции, психики, на которой чрезвычайно тяжело отразилась пережитая эпоха войны и революции, с тяжелой наследственностью, с различными органическими дефектами нервной системы и психики. Мы ограничимся рассмотрением уклонений от нормы, когда оно не требует специального лечебного режима.
А. Сюда войдут всякого рода психоневротики, истерики, неврастеники, дети с разного рода дефектами в области эмоциональной и волевой, дать общую характеристику которых очень затруднительно ввиду удивительного разнообразия форм уклонения от нормы. Одним из наиболее характерных признаков в данном случае будет общая неустойчивость психики, плохая ее сопротивляемость вредным влияниям, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость задерживающих центров и сильная наклонность ко всякого рода душевным вывертам.
При всем разнообразии уклонений от нормы наметим некоторые основные группы.
Вот, мальчик 14 лет, А.Б., истерик, с чрезвычайной эмоциональной возбудимостью, вспыльчивый, невыдержанный, самолюбивый. Будучи в нормальном детском доме, он постоянно дерзил, грубил, совершенно не подчинялся дисциплине, совершал побеги, разрушал вещи и производил всякого рода беспорядок, доходя в приступах гневного возбуждения до припадков гнева и грубости, теряя в таких случаях всякое обладание собою и кидаясь на воспитательниц. Но при всем этом А.Б. не может быть признан аморальным - он не ворует, доступен раскаянию, старается загладить свои промахи, у него есть чувство чести, он дорожит хорошим о себе мнением и всячески старается исправиться, порученную работу выполняет добросовестно, часто выбирается на разного рода административные посты ученического самоуправления...
Разумеется, такому мальчику не место в детском доме нормального типа - он становится коноводом, чувствует свою силу и безнаказанность, заражает товарищей своим настроением и в результате портит всех, да и его там портят, так как здесь требуется особый режим, особый подход. Но такому не место и среди морально дефективных - благодаря своей слабой сопротивляемости дурным влияниям он рискует лишь развратиться... Два года пребывания в специальном для таких детей учебно-воспитательном учреждении - и он может быть возвращен в школу нормального типа... Разумеется, некоторая неуравновешенность останется у него надолго, может быть и на всю жизнь, он всегда будет во главе протестующих, ему трудно будет ладить с окружающими...
Б. Второй случай - наиболее характерный для питомцев воспитательно-исправительных учреждений: на почве эндогенного извращения психики при общей ее болезненности, либо вследствие дурной наследственности, либо из-за тех или иных органических недостатков
115
мы имеем более или менее стойкое повреждение морального чувства.
Вот, воспитанник В.Г., 12 лет, скверная наследственность - отец разбит прогрессивным параличом на почве сифилиса, старший брат имеет несколько судимостей, мальчик интеллектуально развит хорошо, может учиться, любит читать, все запоминает легко, но в остальном отношении очень испорчен: ворует, но будучи пойман не только не обнаруживает какого-либо раскаяния или смущения, но, наоборот, грубит, нагло отрицает неопровержимые улики, ворует у товарищей, ворует в школе, лжив, никогда не сознается. Желая разжалобить воспитателя при определении его в школу-интернат для трудновоспитуемых, наговорил всяких ужасов про скверное с ним обращение со стороны матери, что при проверке оказалось ложью. При всяком удобном случае норовит убежать из детского дома с целью что-либо "промыслить" на улице или на рынке. В половом отношении преждевременно развит, циничен, испорчен, бывает нагл до нетерпимости, особенно с воспитательницами, позволяет отвратительные по цинизму слова и выходки, привязанность или симпатии ни к кому не обнаруживает... Таков В.Г. Здесь мы имеем дело с типичным случаем нравственной дефективности. В нормальном учреждении ему не место - там он становится и источником нравственной заразы. Следует ли отдавать его в учреждение для трудновоспитуемых?
Вряд ли. Ведь его субнормность в моральном отношении настолько велика, что шансов на исправление в короткий срок нет никаких... Думать о возвращении в школу нормального типа и о продолжении его образования тоже не приходится. Вполне достаточно, если он получит знания и умения в области какого-нибудь ремесла и найдет впоследствии выгодным заниматься ремеслом, а не воровством. Для этого мальчика место в учреждении для морально дефективных.
В. Третий случай сравнительно не частый и обычный: при наличии эндогенной деформации психики, в общем, сохраняется равновесие...
Вот мальчик 15 лет, Д.Е., уже второй год находится в школе-интернате для трудновоспитуемых, и с внешней стороны у него все благополучно; учится он прилежно, ведет себя прилично, должности по ученическому самоуправлению выполняет исправно, принимает участие в кружках, в кражах и картах не замечается, в самовольные отлучки не уходит.
...В этом-то и заключается его дефективность. Д.Е. не способен ни на что крупное - ни на хорошее, ни на дурное. Он - полная противоположность мальчику А.Б. У него с внешней стороны все благополучно, но как раз этого внутреннего ядра и недостает - у него недостает порядочности, чувства чести, простого нравственного чувства. Прежде Д.Е. был в нормальном детском доме. По возрасту, физической силе и по житейской опытности он был выше всех своих сотоварищей, любил предводительствовать.
116
Постоянная грубость к воспитателям, дерзкие выходки, чтобы показать себя, терроризирование слабых, понукание ими и их эксплуатация, демонстративное неповиновение принятому порядку -"кому нельзя - мне можно", грубость воспитательницам в случае принуждения с их стороны, ругань, спокойная, обдуманная ругань -все это приводит к тому, что Д.Е. становится фактическим руководителем детского дома... Пришлось удалить его в школу для трудновоспитуемых...
Попав в новую обстановку, наш Васька Буслаев, деспот, тиран и предводитель, сразу почувствовал, что здесь каждый новый товарищ ничем не слабее его... что здесь другая обстановка: насильничать оказалось невыгодно... Д.Е. это сразу понял, и украсился вышеупомянутыми добродетелями... - быть добродетельным оказалось очень выгодным, даже не прибегая ни к какому лицемерию.
Изменившись внешне, Д.Е.... внутренне остается еще все тем же и проявляет себя, если надеется на безнаказанность: был замечен в избиении более слабых товарищей, проявляет жестокость к животным... По отношению к новым и мягким воспитателям принимает независимо-наглый тон, но моментально меняет его на очень почтительный, когда получает надлежащее воздействие.
В моральном отношении Д.Е. - типичный хам, он дефективен в этом случае. Следует ли его из-за этого воспитывать в учреждении для морально дефективных?
Нет, и вот почему. Будучи морально дефективным, Д.Е. не представляет ничего опасного в общественном отношении, так как он не идет против среды, а приспосабливается к ней и точно отражает ее на себе... Таким, как Д.Е., надо воспитываться в школах для трудновоспитуемых.
3. Переходим теперь к супранормным детям, т. е. одаренным выше нормы. Мы должны указать, что... человеческая психика настолько богата и разнообразна, что часто выдающиеся люди оказываются таковыми только потому, что вся энергия их психики сосредоточилась в одной какой-нибудь из ее сторон, придав ей удивительное богатство и силу, но с другой стороны, обеднив до дефективности другие стороны души. И вот судьба такого человека зависит иногда от простой случайности: если внешние условия жизни сложатся так, что такому человеку удастся пустить в ход сильную и богатую сторону своей психики, все будут считать его выдающимся человеком и он действительно станет таким; сложатся внешние условия неудачно - и перед нами будет типичный неудачник, которого все зачислят в разряд дефективных.
За примерами недалеко ходить: Ньютон считался в школе очень неспособным учеником, Бисмарк еле-еле мог двигаться вперед и тоже считался тупицей, Линней только по счастливой случайности не закончил свою карьеру сапожником. Уатт считался дефективным в умственном и невропсихическом отношениях, а на Корнеля и Свифта махнули было рукой и родители и воспитатели, Чарльз Дарвин в
117
юности был типичным шалопаем и лентяем, Ж-Ж. Руссо был дефективен во многих отношениях - и все-таки все эти люди оказались талантливыми: может быть, именно в силу того, что их психика очень и очень уклонялась от нормы, что, может быть, вообще богатая деятельностью душевная жизнь возможна лишь тогда, когда в самой душе имеются известные диссонансы, когда в ней самой идет активная борьба противоречивых начал, лишь бы душевная энергия ее была бы достаточно велика, лишь бы способность творчески действовать не была попорчена, лишь бы моральная сторона психики была достаточно здорова.
Таким образом, под супранормными натурами мы будем разуметь такие характеры, в которых:
- ...а) способность к творческой переработке воспринимаемых материалов хотя бы в виде достаточно высокой работоспособности;
- ...б) повышенная одаренность, хотя бы и односторонняя;
- ...в) нормально развитое моральное чувство.
При отсутствии работоспособности или морального чувства мы такого ребенка, как бы богато одарен он ни был, должны признать дефективным.
Приведем примеры, иллюстрирующие нашу мысль.
А. Вот мальчик Ж.З., 15 лет, невропат, истерик со многочисленными признаками вырождения и с весьма неблагополучной наследственностью, буян и скандалист, он в детском доме нормального типа был коноводом, демонстративно не подчинялся никаким правилам дисциплины, дерзил, ругался. В школе для трудновоспитуемых он тоже причиняет немало хлопот, иногда он из кожи лезет, чтобы отличиться хорошим поведением, иногда он закусывает удила и безобразничает, ничего не разбирая. И при всем этом Ж.З. избранная натура: он полон творческой энергии, всегда чем-нибудь увлечен и все делает с упоением, вдохновенно, как артист, - он читает запоем очень серьезные для своих лет книги, пишет рефераты, сочиняет стихи, интересуется политикой, будучи убежденным коммунистом, удивительно играет на сцене, совершенно перевоплощаясь в изображаемый им образ, учится он по всем предметам, кроме математики, прекрасно. Он не ворует, не курит из-за принципа, привязывается к школе и к отдельным лицам, доходя до институтского обожания тех педагогов, которых он считает знающими и которые дают что-нибудь его ненасытной жажде знаний.
Вот типично супранормная натура, которую психопатолог, наверное, признает дефективной, но в которой педагог чует высшую, избранную и сложную индивидуальность.
Б. Вот И.К., 16 лет, будучи довольно слабым физически и имея туберкулезную наследственность, он вполне владеет собой, вполне благополучен в нервно-психическом отношении, обладает средними способностями, но талантлив как художник, тонко чувствующий свой стиль, кроме того, одарен чувством юмора, умением подметить все смешное и выразить это в короткой, язвительной эпиграмме, в карикатуре,
118
в стишке, в простой надписи. О нем можно говорить как о начинающем писателе-юмористе... В школьных занятиях он ленив, ничем не желая заниматься вместе с классом, не признавая никакого авторитета и считая, что он сам лучше всяких учителей знает, чем и как ему надо заниматься. Обыкновенно он все время что-нибудь читает; пишет и рисует, издавая богато иллюстрированные журналы со своими произведениями, - и в этом он удивительно работоспособен и неутомим.
В. Вот еще пример -Л.М. 13 лет, вполне здоровый в нервно-психическом отношении, но сильно попорченный улицей; в умственном отношении одарен выше нормы, но учится туго, чтением не интересуется и вообще чужд каким-либо высшим духовным запросам - это натура практическая, с узкоутилитарными устремлениями, но зато в этом не имеет себе равных - в этой области он талант, является маленьким Натаном Ротшильдом: пользуясь голодом летом и осенью 1922 г., когда питание в детских домах было скудным, он с помощью психологических приемов добился того, что чуть ли не все его товарищи, в том числе и старшие по возрасту, оказались в полной его власти - он спекулировал порциями хлеба, отдавая их под большие проценты в долг и артистически действуя на голод, на жадность или на легкомыслие товарищей. Вскоре он уже действовал не сам, а через "рабов" - неоплатных должников... На общих собраниях воспитанников все выборы заранее определялись волею Л.М., который не допускал на должность старосты по кухне никого, кроме своих "рабов", и заставляя их обвешивать в свою пользу товарищей... Через полтора месяца эти операции раскрылись перед педагогическим составом школы, хотя воспитанники уже давно заметили, что дело обстоит неладно... Общее собрание вынесло постановление о полном аннулировании всех долгов... а Л.М. вскоре убежал.
...По своим организаторским талантам, по своей практической одаренности Л.М., несомненно, должен быть отнесен к супранормным, правда, область морального чувства оказывается у него дефективной, но если бы эта дефективность оказалась не органической, а экзогенной, то при надлежащем воспитании из Л.М. мог выработаться впоследствии замечательный финансист и хозяйственник-организатор.
4. Подведем теперь итоги нашему исследованию. Мы поставили вопрос: что представляют собой трудновоспитуемые, для которых нужны особые учебно-воспитательные учреждения, отличные от учреждений для морально дефективных?
На этот вопрос мы можем ответить так:
- а) денормные, как экзогенного, так и эндогенного происхождения, в том числе и типа А.Б.;
- б) субнормные, за исключением морально дефективных и умственно отсталых;
- в) супранормные типа Ж.З., И.К., Л.М.
- г) отчасти легкой степени морально дефективные типа Д.Е.
119
Что же касается остальных видов моральной дефективности, как экзогенной, так и эндогенной (типа В.Г.) и в особенности одаренных, но морально дефективных, то они должны воспитываться особо от трудновоспитуемых.
Чем же учреждения для трудновоспитуемых должны отличаться от школы и детского дома нормального типа и от воспитательно-исправительных заведений для морально дефективных?
Особенность этих учреждений заключается в том, что здесь приходится начинать с полного перевоспитания и заканчивать лишь доведением воспитанников до нормы, ставить значительные задачи было утопией. Перевоспитание морально дефективного стоит такой траты времени и энергии, что думать о возвращении такого воспитанника в школу нормального типа не приходится. Перевоспитать, довести до нормы, снабдить знанием какого-нибудь ремесла, с помощью которого воспитанник мог бы существовать честным трудом, определить его на работу и оказать ему поддержку на первых порах его самостоятельной жизни - вот реальные достижения, к которым должно быть направлено воспитание морально дефективных.
А для этого необходим длительный срок пребывания в таком учреждении - не менее трех лет, необходима полная изоляция от улицы и от условий прежней жизни, в том числе и от семьи, если она оказала вредное влияние на воспитанника; наконец, необходима мастерская при учреждении, где изучалось бы ремесло, - вот, что необходимо учреждению для морально дефективных и без чего оно превращается в бессмыслицу.
...Не надо забывать, что такой вид моральной дефективности излечивается всего труднее, что подобного рода типы всего опаснее в общественном отношении, а поэтому допускать их во что бы то ни стало к высшему образованию было бы в высшей степени рискованно, это значило бы вооружить опасного для общества человека самым острым оружием - высшим образованием, допустить его впоследствии к ответственным постам и этим самым довести его общественную вредность до максимальных размеров.
Совсем иначе обстоит дело с трудновоспитуемыми - здесь требуется не радикальное перевоспитание, предполагающее полное перерождение всей натуры, а лишь очень интенсивный воспитательный процесс, имеющий своей целью известную гармонизацию психики и придание ей максимально устойчивого вида, после чего такого воспитанника надо вернуть в школу нормального типа и во всяком случае дать ему возможность довести свои дарования до максимального развития... Здесь не нужна его изоляция от жизни, от нормальных условий...
Учреждения для трудновоспитуемых должны ставить цель: возвращение воспитанников в школу нормального типа и предоставление им возможности продвинуться дальше - вплоть до высшего учебного заведения.
Что же касается отличия таких учреждений от школ и детских домов нормального типа, то внешним отличием здесь является необходимость
120
соединения в одном учреждении и школы и детского дома -попытки строить детские дома без школы и школы без детских домов дали отрицательные результаты по отношению к трудновоспитуемым.
Внутренним же отличием здесь является следующее обстоятельство: то, что в школе нормального типа может мыслиться как желательная возможность, без которой в конце концов можно обойтись, это же в школе для трудновоспитуемых должно рассматриваться как необходимое условие, без которого школа неминуемо рано или поздно развалится, например, самоуправление, трудовая дисциплина, клубные занятия, индивидуальный подход к воспитаннику, физическое воспитание и т.д.
Качественная разница между методами и приемами школы нормального типа и школы для трудновоспитуемых невелика, различие заключается лишь в количественном отношении - в школе для трудновоспитуемых педагогический процесс должен вестись с максимальной интенсивностью.
...Школе для трудновоспитуемых нужны воспитатели с особыми нервами, с особой работоспособностью, с особой складкой характера и с глубокой верой в то, что камень, отвергнутый другими строителями, может лечь в основу дома.
Печатается по изд.: Сорока-Росинский В.Н.
Педагогические сочинения. - М., 1991. -
С. 139-153.