Учитывая, что так называемые трудные подростки составляют большинство в различных неформальных объединениях, остановимся на них подробнее.
Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах в результате неприятия молодежью государственных и экономических систем, социальных и духовных ценностей общества. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.
В конце 40-х и начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытаются противопоставить себя обществу. Они появлялись с особыми прическами и в необычной одежде. Их жесты, язык, поведение, их музыка, интерес к политике заставляли обращать на них внимание. Это были битники, искавшие смысл жизни за пределами существующего общественного строя.
В середине 50-х гг. во многих европейских странах среди безработной молодежи появились "сердитые молодые люди" от 14 до 20 лет, в кожаных пиджаках, многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины магазинов и рекламы.
103
Позднее возникло движение теддов. Свою ярость они обрушивали не только на материальные ценности, но и на случайных прохожих, особенно чернокожих.
В начале 60-х гг. юноши от 12 до 20 лет организовались в группу mods. Это были дети квалифицированных рабочих. Учась или работая в будни, они бунтовали по воскресным дням.
Наиболее массовым было движение хиппи. Они выдвигали человеколюбивую систему ценностей. Их лозунг: "Творите любовь, а не войну". Постоянными атрибутами их одежды стали разнообразные предметы национальных культур: буддийские четки, индийские амулеты и талисманы, европейская гитара и губная гармошка. Символом движения были цветы. Они осуждали отцов за то, что их общество отошло от естественных потребностей человека, уничтожает личность, индивидуальность каждого. Они выступали против формальных законов общества. В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов, вылившееся в демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. В знак протеста против капиталистических отношений хиппи создавали коммуны. Они организовывали небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отношений, отдавая товары в своих магазинах бесплатно, но это приводило к разорению.
В этот период от хиппи отделяется группа йипи, которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тысяч йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция демократической Америки дубинками и слезоточивыми газами жестоко избивала подростков. После этого движение йипи прекратило свое существование.
Разочарование и подавленность молодежи привели к кризису движения хиппи, уходу от политики и проникновению в их движение идеи сексуальной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров.
В 70-е гг. среди молодежи возникают различные религиозные секты, умеренно конфликтующие с обществом, движение "зеленых", группы новой демократии и группы защиты прав женщин и безработных.
В ряде стран появляется движение рокеров-мотоциклистов, в которое входили по преимуществу молодые люди из рабочих семей. Они испытывали чувство свободы, пролетая на большой скорости по ночным городам. В ФРГ возникло движение фашистского толка - нацирокеров.
В настоящее время массовое распространение приобрели фэн-клубы, где часто пропагандируются экстремизм и насилие, межнациональная вражда. Так, футбольный матч на кубок Европы ФРГ - Турция западногерманские фанаты превратили в демонстрацию ненависти к туркам.
104
Группа попперов выступает против протестующего поколения отцов, предлагая не видеть отрицательное в жизни, а наслаждаться существующими благами, находить их в окружении.
Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя брошенными обществом, они стремятся вызвать к себе отвращение окружающих: расписывают лица, наголо бреют голову, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее.
Новое молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления. Первое - кибер-панки, осознающие свою принадлежность к этому движению. Это преимущественно молодежь. Вторые - люди разного возраста, просто увлеченные компьютером и дистанцирующиеся от первых. Увлечение техникой помогает им расширить связи с миром, познать разные сферы жизни.
В России неформальные группы молодежи появились после Отечественной войны. В период перестройки их число выросло. Воспроизводя внешние формы западных молодежных движений, они имеют свою специфику. Вероятно, они не были вполне органичны для нашего общества, поэтому в них не возникало резких клановых границ. Часто различные неформальные группы вполне лояльно относятся друг к другу. Их члены (хиппи, металлисты, панки) могут переходить из одной группы в другую.
Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни - из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих - это поиск оригинального образа жизни.
У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях системы. Движение хиппи в России возникло в 60-е гг. на фоне интереса молодежи к джинсовой одежде. В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но в 80-е гг. интерес к движению хиппи возобновился.
Московская организация хиппи тогда составляла около 2 тысяч человек в возрасте 13-36 лет из самых разных социальных слоев (школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция). Стремясь к свободе, они часто меняли работу, многие устраивались ночными сторожами, что освобождало время днем и позволяло заниматься любимым делом. В своей среде хиппи выделяли "пионеров" (недавно вступивших в клуб), "олдов" (старых членов клуба, серьезно вникающих в политику, религию, мистику, искусство) и "мамонтов" (костяк организации). Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор (длинные волосы, считают хиппи, помогают контакту с космосом, с космическим разумом), лоб и затылок охватывает тонкая повязка, многие отпускают бороду. И одежда и поведение объясняются стремлением не отрываться от природы.
105
Они ходят в джинсах, свитерах, нередко рваных, старомодных пальто. Носят украшения, на шее джинсовый мешочек с документами. Зимой они живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные города. В основе их философии - внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что способствует единению людей. Они проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в иную реальность. Хиппи - это вызов современному обществу.
Распространенным в России является движение панков. У них петушиные прически, кожаный пиджак на голом теле, грубый жаргон, вызывающее поведение. Их появление в общественных местах сопровождается драками, грабежами.
Группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофранцузы) предпочитают носить только вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демонстрируют приобретенные одежды. В их среде культивируется образ сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками, они против наркотиков и за активный спорт.
Есть у нас и свои рокеры. Так же, как и западные рокеры, они носятся по улицам городов и сел на мотоциклах без глушителей, демонстрируя тем самым свое пренебрежение к обществу. Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.
Саталлисты - это поклонники определенного певца, футбольной команды, фанаты.
Металлисты - сейчас наиболее распространенная молодежная неформальная группа, включающая поклонников тяжелого металлического рока, черного металлического рока и скоростного металлического рока. Членов группы отличает агрессивный внешний вид, черная одежда, металлические украшения на груди, перевернутый крест, лейблы со словом сатана на английском языке. Они агрессивны, исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, которых привлекает их внешний вид.
Однако среди металлистов встречаются и вполне миролюбивые подростки, это ценители металлического рока, они не конфликтуют с официальными организациями.
Получили распространение правоэкстремистские группы. В их числе неофашисты. Черная куртка, узкие брюки, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка свастики - все это атрибуты этих групп. Они проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, привержены черной магии, занимаются спортом. Во главе групп чаще всего взрослый с реакционными взглядами. Такие группы социально опасны.
Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным советским политическим деятелям. Они пострижены под полубокс,
106
волосы зачесаны назад, носят значки своих кумиров, отвергают западную культуру, освистывают западных певцов.
Социальному педагогу, чтобы работать с такими подростками, убедительно вести с ними диалог, следует знать особенности каждой группы, каждого подростка. Необходимо собрать данные о существующих группах в городе, поселке, районе: кто в них входит, подвержены ли они наркомании и разврату, занимаются ли спекуляцией, есть ли среди них правонарушители. Важно выяснить интересы членов группы, их культурный уровень, идеалы, убеждения, стремления, узнать о структуре групп, правилах приема в них, характер лидерства, об отношении членов группы к обществу. Ученые проанализировали причины, по которым подростки оказываются в неформальных объединениях. Среди этих причин:
- потребность в друзьях;
- стремление познать необычное, в том числе современное западное искусство;
- неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;
- отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;
- потребность в эмоциональных впечатлениях;
- отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников;
- невнимание к подросткам и конфликты в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;
- оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, свобода;
- возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.
Педагог, работающий с подобными подростками, прежде всего должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.
Однако в тех случаях, когда деятельность группы приобретает противоправный характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм), следует применить запрет. В таких случаях необходимо разобщить группу, переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров. При этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности.
107
Сейчас во многих городах России накоплен опыт работы Центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков. Так, в Таганроге и Пскове в подобных Центрах разработаны программы обучения каждого подростка в отдельности. На базе УПК они получают рабочую профессию.
Для трудных подростков в 1994 г. в г. Клину Московской области в упоминавшемся ранее Центре реабилитации "Надежда"1. В него собрали подростков 14-16 лет, стоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за различные общественные нарушения. Большинство из них были из многодетных, малообеспеченных или неполных семей, кто-то не имел родителей. Этим детям была нужна самая разнообразная помощь: материальная, социальная, помощь в устройстве на работу до совершеннолетия, в освоении специальности.
Первичный прием в Центр проводит педагог-психолог, который определяет, какой вид помощи может оказать Центр.
Центр "Надежда" - это не исправительное учреждение, а место, где подростку помогают приобрести навыки самопомощи, где он преодолевает кризис без насилия и без давления. Подростку дается шанс выбрать верный путь, и он сам приходит к решению изменить свою жизнь.
После обследования разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации, куда входит трудовая, учебная, культурная и спортивно-оздоровительная деятельность подростка.
В Центре созданы цеха: швейный (20 мест), столярно-слесарный (20 мест), художественно-оформительский, где подростки работают и получают специальности столяра, слесаря, швеи, декоратора; они шьют постельное белье, пижамы, халаты, спецодежду, новогодние костюмы, изготовляют простейшую мебель.
В центре осуществляется развитие задатков и таланта, эстетическое воспитание подростков. Самым продуктивным является швейный цех, где после обучения девушки получают 2-й разряд. Каждая швея обучается отдельно по индивидуальной программе, поскольку, во-первых, девушки в Центр поступают в разное время, и, во-вторых, большинство из них не обладают элементарными трудовыми навыками и не желают трудиться. Здесь особенно проявляется профессионализм воспитателя и мастера трудового обучения. Продукция Центра пользуется спросом.
В художественно-оформительском цехе подростки занимаются резьбой по дереву и росписью. Тарелки, разделочные доски и панно, украшенные городецкой росписью, также пользуются спросом.
За свой труд ребята получают зарплату, вначале ученическую, а потом с выработки.
Много внимания в Центре уделяется спорту, сюда в спортивный зал приходят также и ребята, не работающие в Центре.
108
В Центре создана комната психологической разгрузки, где психолог проводит групповые и индивидуальные занятия, воспитанники в этой комнате отдыхают во время перерыва в работе.
Учитывая, что многие подростки пришли в Центр после вспомогательных школ, учебные группы состоят из 10-12 человек, что дает возможность мастеру-воспитателю или педагогу индивидуально работать с каждым, постоянно осуществлять за каждым психологический контроль.
На реабилитации в Центре подросток может находиться от нескольких дней до неопределенно длительного срока. Он может получить разовую консультацию, пройти курс реабилитации, рассчитанный на определенный срок, периодически обращаться за помощью, по его желанию такая помощь может оказываться и анонимно.
Педагоги Центра ставят своей задачей изменить отношение подростка к учебе, восстановить его связи со школой, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками, восстановить контакты с семьей и внутри семьи. Занятия с подростками, которые обучаются во вспомогательных школах или с ярко выраженным девиантным поведением проводятся индивидуально.
Центр реабилитации несовершеннолетних "Радость" был создан в г. Клину в 1995 г. на базе ранее существовавших подростковых клубов по месту жительства. Была поставлена цель вовлечь подростков в общественно полезный труд, обеспечить им социальную реабилитацию. Для этого были использованы материальные базы учреждений культуры, спорта и народного образования.
Сотрудники Центра анализируют причины кризисного состояния каждого подростка, проводят психологическое, медицинское и педагогическое обследование, на основании этого составляются индивидуальные карты-программы реабилитации каждого. Большинство мероприятий проводятся совместно с родителями, что помогает восстановить утраченные контакты подростков с семьей.
В состав Центра входят 9 подростковых и 2 спортивных клуба, в которые приходят подростки из всех микрорайонов города.
Во главе каждого клуба стоит педагог-организатор. У каждого педагога-организатора имеется паспорт микрорайона с его подробной социальной характеристикой: с конкретными цифрами и списками проживающих в нем многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, трудных подростков и т.д.
Нетрадиционными формами досуга подростков являются детская телестудия и театр манекенщиц "Атлантида", школа моды "Вернисаж", школа начинающего журналиста. Подростки занимаются прикладным творчеством в кружках вязания, вышивки, макраме, мягкой игрушки, игрушек из глины и др.
Подростки оказывают помощь инвалидам и престарелым, создают трудовые отряды, проводят праздники в школах, детских домах и интернатах.
109
В Центре работает отделение социально-правовой помощи, где подростки и их родители могут получить юридическую консультацию специалиста.
В Центре уделяется большое внимание организации совместного досуга детей и взрослых.
В подростковом клубе "Соколенок" создан театр "Сказка". В клубе собираются на отдых родители с детьми, молодые семьи, те, кто любит театр, поэзию, музыку и здоровый образ жизни.
Члены клуба "Семья" встречаются с интересными людьми, организуют семейные посиделки ("Опять на Руси самовары поют" - с конкурсом на лучший пирог, играми-викторинами "Интеллектуальная семья", "Устами младенца"). В клубе организован домашний театр взрослых "Ключ", где десять молодых мам и пап готовят спектакли для малышей и взрослых. Театры "Сказка" и "Ключ" проводят новогодние праздники, спектакли для семей "группы риска", при этих театрах создана творческая лаборатория "Нулевой класс актера", где специалисты занимаются с одаренными детьми.
Некоторые подростковые клубы стали центром спортивной, оздоровительной и туристской работы. Так, в клубах "Юный турист" и "Атлант" работают футбольная, теннисная, шахматно-шашечная секции, фотокружки.
С целью повышения эффективности работы клубов разработаны критерии оценки их деятельности и принято положение о смотре-конкурсе подростковых клубов Центра.
В положении продумана система поощрения участников смотра и награждения победителей по итогам учебного года, введена балльная система оценки показателей.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направления деятельности клубов:
- театральное;
- совместный отдых детей и взрослых;
- туристско-оздоровительное;
- возрождение народных традиций;
- техническое творчество;
- прикладное искусство;
- работа с трудными подростками и многодетными семьями;
- милосердие;
- нетрадиционные формы досуга.
Эти направления легли в основу тематических программ работы с детьми и подростками по месту жительства.
По профамме "Мир детства - мир игр" проводятся конкурсы, игры, детские праздники, тематические вечера для детей и взрослых.
По программе "Интеллект. Увлечение. Интерес" проводятся творческие конкурсы, интеллектуальные игры, работают кружки, клубы по интересам, любительские объединения.
По программе "Открытое сердце" работают бюро добрых услуг, трудовые отряды, клуб "Милосердие", проводятся праздники
110
для детей-сирот в детских домах, школах-интернатах, социальном приюте.
По программе "Отечество" проводятся встречи с народными умельцами, интересными людьми, экскурсии в музеи, по историческим местам.
По программе "Дети - семья - микрорайон" организуются консультации по проблемам семьи, совместно с центром "Доверие" детям и их родителям оказывается медицинская помощь, создаются семейные клубы, проводятся народные и семейные праздники, организуется летний отдых подростков в городе на базе подростковых клубов.
По программе "Свой голос" в городе работает школа начинающего журналиста "Юнпресс", "школа поклонников моды "Вернисаж", театр юных манекенщиц "Атлантида", детская телестудия, выпускаются любительские фильмы.
По программе "Подросток" осуществляется постоянная связь с комиссией по делам несовершеннолетних, налаживаются контакты с семьями трудных подростков, проводятся мероприятия по организации отдыха для детей из неблагополучных семей.
По программе "Атлант" проводятся спортивные мероприятия и туристские соревнования, туристские походы клуба "Юный турист", показательные выступления по кикбоксингу клуба "Атлант".
По программе "Поиск" осуществляется методическая помощь вновь создаваемым коллективам в сфере досуга с учетом новых условий жизни населения, пропагандируются новые формы работы, разрабатываются сценарии, программы, проводятся консультации по различным проблемам учебно-воспитательной работы.
Завершая разговор о работе социального педагога с трудными подростками, обратимся к статье известного отечественного педагога В.Н.Сороки-Росинского о трудных детях. Она написана в 20-е гг. XX в., но поднимаемые в ней проблемы актуальны и сегодня.
111
1
Описание опыта центров "Надежда" и "Радость" взяты из книги:
Кривцова Л.И. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. - М., 1996. - С. 59-64.