СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ

Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг." стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.

В Указе от 06.09.1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" приюты рассматриваются как основа профилактики детской безнадзорности.

Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение "О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", определялись порядок организации социальных приютов, штатное расписание, структура и основные направления деятельности.

Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.

Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненных проблем. Их функции - обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным,

79

например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют - сексуальное насилие (11%), насилие как над маленькими детьми (1,5-5 лет), так и над девочками 13-15 лет1. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, способных заботиться о них, смерти родителей, на время оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи.

Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети - круглые сироты (14%), родители - инвалиды (19%) или психически больные2.

Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% имеют психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.

Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему здесь особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Если малыши с трудом забывают о семье, подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательно убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психической неуравновешенностью. Часто после первой недели "бегунки" оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть определенными психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении

80

реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют. При изучении ребенка социальный педагог собирает всю информацию о том, как и откуда он прибыл, сведения о родителях и родственниках, о школе и о воспитательных учреждениях, где он был раньше. Делается полное медицинское освидетельствование о состоянии его физического и психического здоровья. После обследования даются рекомендации по реабилитации.

Ниже представлены образцы документации, которая поможет педагогу собрать о ребенке необходимую информацию.

Осмотр ребенка при поступлении в приют
(памятка для педагогов-воспитателей и медицинских работников)

Целью первичного осмотра является выявление у ребенка, поступающего в приют, инфекционных или паразитарных заболеваний, неинфекционных заболеваний или повреждений, представляющих опасность для жизни и здоровья ребенка, угрозу для заражения других детей, а также выявление признаков жестокого обращения с ним.

Схема осмотра ребенка

  1. Опрос ребенка и выявление имеющихся жалоб.
  2. Оценка санитарно-гигиенического состояния одежды ребенка.
  3. Измерение температуры тела.
  4. Осмотр волосистой части головы:
    • выявления вшей и гнид (у старших детей с этой же целью осматривается лобковая область);
    • выявление стригущего лишая (трихофитии), при этом на волосистой части головы имеются ограниченные участки кожи с отрубевидным беловато-серым шелушением и с черными точками обломанных волос;
    • наличие участков облысения от вырванных волос вследствие дурного обращения, дефекты костей черепа, шрамы.
  5. Осмотр носа, зева, слизистой рта и зубов: наличие выделений из носа;
    • наличие гиперемии (покраснения), налетов на зеве, высыпаний на слизистой щек, зева;
    • обратить внимание на состояние зубов (кариес, наличие выбитых зубов);
    • наличие порезов, разрывов во рту и на губах.
  6. Осмотр глаз:
  7. наличие желтушной окраски склер; наличие гнойных выделений из глаз; наличие кровоизлияний в глазные яблоки.
  8. Осмотр ушей для выявления гнойных или кровянистых выделений.
  9. Осмотр кожных покровов для выявления:

81

  • изменения окраски - желтушности, бледности, цианоза (синюшности);
  • высыпаний, обращая внимание на их характер, расчесов;
  • чесоточных ходов;
  • различных повреждений - синяков, кровоподтеков, ссадин, рубцов, язв, следов ожогов. Необходимо обратить внимание на давность повреждений, стадии развития синяков и заживления ран, их локализацию.
  1. Осмотр лимфоузлов - шейных, подмышечных, паховых: их увеличение и болезненность.
  2. Осмотр рук и ног: наличие заболевания ногтей; болезненность и ограниченность объема движений в конечностях и суставах, наличие "щадящих" поз; наличие отеков, припухлостей, покраснений суставов, изменения длины конечностей.
  3. Признаки заболеваний внутренних органов: кашель, затрудненное, учащенное или свистящее дыхание; наличие подозрительных выделений из половых органов; изменение цвета мочи и характера стула.
  4. Оценка психического состояния ребенка.

Во время осмотра следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка на окружающее: активность, вялость, заторможенность или безучастность. В процессе беседы следует оценить фон настроения ребенка: наличие у него депрессии или суицидальных высказываний.

Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте

  1. Точный адрес, телефон.
  2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения ребенка с другими членами семьи, со сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.
  3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.
  4. Данные о родителях:
    • ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.
    • МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Образование, кем и где работает или не работает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.
  5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение дошкольных или школьных учреждений.
  6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.

82

  1. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартире (отдельной, коммунальной), сколько человек в одной комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные условия и санитарное состояние жилища.
  2. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет семьи, получают ли пособия на детей.
  3. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.
  4. Отношение к данному ребенку: проявления любви, заботы, пренебрежения, невнимания; наказания (физические и другие); физическое и сексуальное насилие.
  5. Отношение к другим детям - есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.
  6. Социальная помощь данной семье - имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы и в связи с чем.

Социальная карта ребенка, находящегося в приюте

Ф.И.О.  
Дата рождения    
Домашний адрес  
Телефон    
Дата поступления    
Поступил   (с братьями, сестрами, один).
Кто направил (привел) ребенка  
Где проживает в настоящее время  
Причины и обстоятельства поступления  

I. Сведения о семье ребенка

МАТЬ   (Ф.И.О., родная, неродная, приемная),
возраст   семейное положение    
образование  
где и кем работает  
физическое здоровье   психическое здоровье  
(инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)
употребление алкоголя   наркотиков  
привлекалась ли к уголовной ответственности  
лишение родительских прав  
ОТЕЦ:  
(Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери)
возраст   семейное положение    
образование  
где и кем работает  
физическое здоровье   психическое здоровье  
употребление алкоголя   наркотиков  
привлекался ли к уголовной ответственности  
лишение родительских прав  

83

ДРУГИЕ ДЕТИ:

1.    
2.    
ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:   (родство с ребенком, возраст, здоровье,
алкоголизм, особенности поведения).
ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ   (свой дом, квартира, коммунальная,
санитарное состояние).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

примерный ежемесячный бюджет  
дополнительные социальные пособия  
получают ли пособия на ребенка  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:

наличие пьянок, скандалов    
характер отношений родителей между собой  
к детям   к данному ребенку  
физические наказания детей  
пренебрежение   (плохо кормят, одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),
сексуальное насилие    
другое  

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:

что посещает   (№ школы, какой класс)
успеваемость    
состоит ли на учете в отд. милиции   (по какому поводу, с какого возраста),
побеги из дома, бродяжничество   (как часто, когда в последний раз).
Как часто болеет  
Дополнительные сведения  

ОЦЕНКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ В СЕМЬЕ
(подчеркнуть или вписать дополнительно)

Социальные Со стороны родителей Со стороны ребенка
безработица плохое жилье неполная семья многодетная семья скученность религиозность социальная изоляция психические заболевания алкоголизм обоих, одного наркомания обоих, одного проблемы брака трудности в воспитании отсутствие любви к ребенку психическое заболевание инвалидность врожденные заболевания хронические заболевания трудный ребенок отклонения в поведении

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ДАННОГО РЕБЕНКА

1.  
2.  

Печатается по изд.: Сафонова Т.Я. и др.
Реабилитация детей в приюте. - М., 1995.

84

Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми "группы риска", так как последние составляют большинство поступающих в приют или детдом. Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у подростков, как то: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность, раздражительность, неумеренное стремление к удовольствиям, недовольство окружающими, повышенная сексуальность, чрезмерная жажда и неумеренность в еде и т.п.

Социальный педагог должен знать причины таких проявлений и следовать тем психолого-педагогическим приемам, которые дадут положительный результат в работе. Например, разговаривая с ребенком, стараться находиться на его уровне - присесть, чтобы разговор был "глаза в глаза"; называть ребенка только по имени, что помогает воспитывать его достоинство; анализируя поведение ребенка, уходить от ярлыка "плохой ребенок", оценивать не личность, а его поступки, чаще хвалить. Не следует делать за ребенка то, что он может сделать сам; предоставить ему возможность принимать самостоятельные решения.

При соблюдении в приюте соответствующих условий процесс социализации личности проходит достаточно эффективно. Ребенок учится выживать, его образ жизни меняется с изменением социального окружения, с помощью взрослых. Попав в приют, ребенок проходит несколько воспитательных этапов - от адаптации к условиям приюта до реабилитации. Поэтапная работа воспитателей дает возможность учитывать возрастные особенности ребенка, четко ставить цели в овладении теми навыками, которые необходимы ребенку в данный момент. При этом активизируется процесс самовоспитания, самореализации личности ребенка.

Создание новой среды обитания - один из методов воспитания. Адаптация ребенка в приюте - это шаг к адаптации его в обществе. К созданию домашней обстановки в приюте привлекаются сами дети. Они принимают участие в оборудовании уютных уголков, где бы ребенок мог побыть один, вне сверстников, отвлечься, пофантазировать.

Коллективизм и совместная деятельность приютских детей способствуют воспитанию норм поведения в обществе. Подросток усваивает, что нельзя обижать слабого, красть, уходить из приюта, не предупредив воспитателя.

Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов:

  • первый - "накопление согласий";
  • второй - поиск нейтральных интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта;
  • третий - анализ сообщений подростка о себе с принятием их на веру;

85

  • четвертый - выяснение качеств личности, которые он не принимает;
  • пятый - совместные действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодоверии.

Положительные качества ребенка, которые выявляет педагог, являются ориентиром в воспитательной работе, так как, опираясь только на них, он может создать нормальные взаимоотношения с детьми в приюте. Вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.

В приютах, центрах реабилитации больше всего беспокойства вызывают дети с так называемым синдромом гиперактивности. Они подвижны, как ртуть, суетятся, торопятся, не могут задержать внимание на несколько минут. У них хорошие интеллектуальные данные, но они не справляются с заданиями учителя, считая их скучными и однообразными. Они вспыльчивы и раздражительны, что приводит к конфликтам со сверстниками. Эти дети - результат психологической и физической перегрузки в обществе.

Для подобных детей создаются индивидуальные программы реабилитации, которые включают психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Ученые разработали общие рекомендации в работе с такими детьми1:

  • - понимать трудности гиперактивных детей;
  • - применять только положительные воздействия, избегать наказаний;
  • - включать ребенка в общие дела;
  • - укреплять веру в себя, давая доступные задания;
  • - создать условия для отдыха и спорта;
  • - развивать интерес к деятельности;
  • - разработать правильный режим, предусматривающий достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон, развитие гигиенических навыков.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, т. е. была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, что способствует его более быстрой адаптации в приюте. У ребенка развиваются уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников приюта играет их вовлечение в трудовую деятельность. Труд помогает наладить отношения со сверстниками, приобрести трудовые навыки, способствует развитию самостоятельности, организованности, формирует уважительное отношение к продуктам труда. В современных центрах реабилитации воспитанники включаются в

86

самые разнообразные виды труда. Стимулом в работе является оплата труда. В практике приютов распространено самообслуживание, ребята выполняют ремонтные работы, различные виды сельскохозяйственного труда.

Труд выполняет воспитательную функцию при условии, что он посилен, а результаты труда имеют общественную или личную пользу. В процессе труда решаются проблемы общения, сотрудничества, обучения профессии. Реализация продуктов труда, заведение сберегательных книжек, лицевых счетов требуют от педагога организационных умений и контроля.

Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа детей с книгой - метод приобщения их к знаниям, ступень возвращения их в школу.

Распорядок жизни приюта как метод воспитания дисциплины должен иметь гибкие формы, особенно на первом этапе пребывания детей в приюте. Требование железной дисциплины, предъявляемое ребенку с травмированной психикой, может быть непосильно для него и окончательно сломит его волю к работе над собой. В приютах создаются комнаты раздумий, уголки уединения, чтобы ребенок мог прийти в себя от пережитого насилия.

Возвращение ребенка в школу - важная проблема для педагога в приюте. Направить в школу и помочь выполнить домашнее задание - это только полдела, необходимо изменить отношение ребенка к знаниям, помочь преодолеть страх перед школой. Легче всего это решается в приютах, где существует так называемая домашняя школа, где работа с ребенком ведется индивидуально, где в ходе занятий осуществляются коррекционные меры по развитию памяти, внимания, словарного запаса и т.д., практикуется выставление оценок.

При формировании у детей приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает:

  • - соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста;
  • - положительную оценку успехов (похвалой, подбадриванием, поощрением);
  • - учет склонностей и возможностей ребенка;
  • - занимательность и наглядность материала в процессе обучения и воспитания;
  • - помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками и учителями;
  • - обучение владению словом.
  • Ниже приводится опыт работы нескольких социальных приютов.

Приют в поселке Томилино Московской области рассчитан на 30 детей, принимают детей до 18 лет. За 1,5 года работы через приют прошли 99 детей, из них 21 мальчик. Поступали дети не страше 10 лет.

87

Детей из одной семьи не разлучают. В 80% случаев причиной помещения детей в приют было полное отсутствие родительского попечения. Это были "забытые дети", брошенные на произвол судьбы, дети алкоголиков, вынужденные побираться. Обследование детей показало, что 21 % подверглись сексуальному насилию, 59% детей были доставлены в приют сотрудниками милиции, 26% - социальными педагогами, 10% - родственниками (чаще бабушкой, которая видела, что ребенку плохо живется в семье, но сама взять на воспитание ребенка не имела возможности), 5% детей обратились самостоятельно (в основном подростки старше 14 лет).

Результаты обследования детей показали, что у 37,5% из них наблюдаются заболевания внутренних органов, у 21% - заболевания желудочно-кишечного тракта, у 17% - инфекции мочевыводящих путей, у 12,5% - хронические заболевания органов дыхания, 12,5% - перенесли тяжелые физические травмы. Психические нарушения отмечены у большинства ребят: у 69% - задержка психического развития, у 55% - остаточные явления раннего поражения головного мозга или синдром минимальной мозговой недостаточности, у 11% -олигофрения.

С благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Сестричества в Москве существует православный приют для девочек-сирот. Это детдом № 27, во главе которого священник Александр Доколин. В доме девочки от 4 до 16 лет, часть из них учатся в общеобразовательной школе, часть в гимназии. Кроме воспитательниц с девочками занимаются "мамы" из числа православных воспитательниц. По желанию девочки могут посещать воскресную школу. К православному вероисповеданию воспитанниц не принуждают; допускаются и другие вероисповедания.

В 1995 г. в г. Клину Московской области был открыт приют "Гнездышко", педагогическим коллективом которого была поставлена цель - спасти беспризорных детей, предоставить им убежище, оказать медицинскую и психологическую помощь, организовать обучение в школе и посильному ремеслу, решить их социальные проблемы.

В приюте постоянно пребывает до 40 детей от 3 до 14 лет, родители которых лишены родительских прав из-за пьянства и асоциального поведения. Ребенка принимает комиссия, куда входят врач, психолог, педагог и социальный работник. Составляется реабилитационная карта, по которой строится в дальнейшем индивидуальная работа с ребенком. По распорядку дня подъем в приюте в 7.30, затем зарядка, туалет, приведение в порядок помещения. Дети, посещающие школу, завтракают в первую смену. Питание в приюте поставлено в центр внимания, так как у детей проблемы со здоровьем. Применяется щадящая диета и траволечение.

Воспитывающее обучение малышей осуществляется в процессе составления гербариев, лепки, подготовки праздников, самообслуживании, работы на огороде и другого посильного труда. Тех ребят

88

из приюта, которые не могут вернуться в родительские семьи, устраивают в детские дома, в новые семьи, организовывают им опеку.

В санкт-петербургском приюте "Дом Астрид" практикуется создание домашних групп, воспроизводится опыт работы приютов в дореволюционной России, когда дети-сироты определялись в крестьянские семьи. В газете "Смена" в рубрике "Возьми меня к себе" даются объявления о таких детях с их фотографиями. Подростки "Дома Астрид" ремонтируют квартиры, шьют занавески и т. п. Заработки фиксируются в трудовой книжке.

В приюте "Синяя ворона" (Санкт-Петербург) 30 ребят получают ночлег, трехразовое питание, могут находиться в приюте временно. Несколько подобных приютов создано в Москве.

В Петрозаводске приют открыт при приемнике-распределителе, где дети могут находиться 15 суток. Их наблюдают врач и психолог, с ними занимается педагог. Ребята имеют право прихода и ухода из приюта, получения консультаций специалистов-педагогов, психологов, юристов, им выдаются деньги на транспорт.

89


1 См.: Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., 1995. - С. 21-23.
2 См. там же.
1 См.: Сандулина Э. Гиперактивный ребенок в школе и дома // Воспитание школьника. - 1999. - № 4. - С. 42-44.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.