РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В ПРИЮТАХ И ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Указом Президента России от 06.09.1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" определена государственная система социальной защиты несовершеннолетних, включающая комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости, государственные интернатные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, детские специальные санатории, недавно созданные социальные приюты.

ИНТЕРНАТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Сейчас в стране 422 дома-ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее - в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители.

76

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали - необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.

Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.

В семье существует чувство фамильного "мы", это та нравственная сила, которая вызывает у ребенка состояние защищенности. Без родительского покровительства у детдомовских ребят стихийно складывается противопоставление "мы" и "чужие", "они". От "чужих" все обособляются, но и в своей группе ребенок одинок.

Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей.

Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их "право" на нарушение общественных устоев. В школе они отрицательно относятся к одноклассникам из семей.

Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Все это результат недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций социально адаптированного человека.

В интернатах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется определенный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обособлению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенности без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты ("нам должны", "дайте") отсутствуют ответственность и бережливость.

По своему психическому развитию эти дети отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у

77

них формируется неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний.

Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность.

Все внимание младших школьников сосредоточено на внутренней жизни интерната, отношениях с учителями, они агрессивны, в своих бедах обвиняют всех, кроме себя. Они не могут самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, что создает приятельские, ближе к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряженны со взрослыми, демонстрируют потребительское к ним отношение, постоянно требуют решения своих проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены. Вместе с тем младшие школьники в интернате стремятся быть послушными, дисциплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызвано потребностью признания их взрослыми.

Воспитанники уходят из интерната в подростковом возрасте. Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо.

Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, развитию автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих.

Важно, чтобы отношение взрослых к подростку было уважительным.

Наметив программу изучения личности на разных возрастных этапах, следует учитывать, что 80% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, у многих отмечены заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей относительно здоровы1.

Большинство детей-сирот не ориентируются в своем будущем. Так, только 41,7% подростков (V-VIII классы) имеют профессиональный

78

интерес, 37,5% не представляют своего будущего, у 21% слабое о нем представление.

Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Рекомендуется составить план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План поможет решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка (столярное, швейное дело и т.п.), обрести ему уверенность в своем будущем.

79


1 См: Кочкина Л. С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства. - М., 1998.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.