ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
В МИКРОРАЙОНЕ

Рассматривая работу социального педагога, следует учитывать, что формирование личности, воспитание ребенка происходит не только в семье, школе, в дошкольных и внешкольных учреждениях, но и во дворе, среди сверстников.

Следует помнить, что и в школе, и в семье ребенок находится под контролем, точнее, подчиняется установленным правилам поведения. На улице же, во дворе со сверстниками он предоставлен сам себе, и этот неуправляемый процесс в его развитии может быть главным. Поэтому работу с детьми по месту жительства следует начинать не с подростками (уже трудными), а с дошкольниками, с организации их свободного времени, развития их задатков и способностей1.

В работе социального педагога в микрорайоне сложилась практика, когда он закрепляется за определенным участком - районом, домом, подъездом. На базе прежних клубов по месту жительства он инициирует создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров, различных объединений для совместного времяпрепровождения детей и родителей в выходные дни. Он организует походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, клубов по интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, домовой библиотеки.

В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемые социально-педагогические комплексы. Работа по такому плану в корне изменяет учебно-воспитательный процесс в школе. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, классные руководители и воспитатели групп продленного дня тесно сотрудничают с социальным педагогом.

Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и другие детские творческие организации и объединения, а также РЭУ, ДЭЗы, воинские части и отделения милиции. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства.

66

Главным в этом единении является ребенок, его личность, его настоящее и будущее - среди сверстников, в семье, в обществе.

Эксперимент по созданию социально-педагогических комплексов в России был начат еще в конце 60-х годов. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества, которые возглавили ученые, контролируя и направляя все его этапы. Экспериментом были охвачены школы г. Свердловска, Нижнего Тагила, Первоуральска Свердловской области.

В г. Свердловске территорию Октябрьского района разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание подрастающего поколения. В Совет входили научные работники и учителя, воспитатели и представители производственных предприятий, партийных и комсомольских организаций, видящие свою роль в создании благоприятной среды для воспитания детей и подростков.

Семьи принимали активное участие во всех воспитательных мероприятиях комплекса. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание, профориентационную работу. Члены депутатской комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы и Дома культуры, кинотеатры и клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой педагогических отрядов.

Сотрудники больниц и поликлиник оказывали медицинскую помощь, следили за здоровьем детей и подростков, занимались медицинским просвещением. Административные органы микрорайона (ГАИ и пожарный надзор) принимали участие в работе Совета, проводили беседы с детьми и подростками. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок". Жилищно-коммунальное управление (ЖЭК) участвовало в создании материальной базы воспитательной работы комплекса с детьми и подростками по месту жительства в клубах, на детских и спортивных площадках.

Особая роль в Комплексе отводилось школе. Вся работа Комплекса, все его мероприятия включались в планы школы: годовые, классных руководителей, учительских и ученических общественных организаций.

Связь педагогического коллектива и коллективов других социальных институтов и предприятий, работающих в Комплексе, отличалась неформальными отношениями. Взаимодействие школы с учреждениями культуры расширяло возможности школы в эстетическом воспитании, создавало реальные возможности для всестороннего

67

развития способностей ребенка, решало проблемы взаимодействия ребенка с окружающей средой. В работе клубов "Гномик" и "Малышок", созданных усилиями школы и учреждений культуры, принимали участие дети и родители.

Работа комплекса давала хорошие результаты: в районе выполнялся закон о всеобуче, решалась проблема полного трудоустройства молодежи, среди несовершеннолетних не было правонарушений, дети и подростки участвовали в различных видах общественно-полезного труда, в том числе по благоустройству района1.

Интересен современный опыт по созданию социально-педагогического комплекса в школе № 59 г. Ярославля.

Школа построена в 1984 г., рассчитана на 1600-1800 учеников в V-VI классах и работу в две смены. В школе оборудовано 10 предметных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, актовый и спортивный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, тренажерный и гимнастический залы, 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, логопедический, экологический, кабинет прикладного творчества, швейный цех.

Педагогический коллектив - 170 специалистов: 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора2.

Изучение семей показало, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания. Была поставлена задача превратить школу в воспитательный центр, объединив в воспитании детей все силы школы, семьи и социальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона. В основу всей учебно-воспитательной работы школы была поставлена личность ребенка, его право на полноценное развитие и образование.

Осуществление этой задачи потребовало пересмотра всей работы школы, что предполагало:

  • изменение содержания образования с учетом социального заказа родителей и детей;
  • создание системы воспитательной работы, осуществляемой вместе с родителями;
  • создание в школе социально-педагогической службы.

Опрос родителей выявил около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 отделений дифференцированного обучения, комплектующихся при поступлении детей в школу, а также при переходе учащихся в V, VIII и XI классы:

  • музыкально-эстетическое;
  • изобразительного искусства;
  • прикладного творчества;

68

  • языковой культуры;
  • нравственной культуры;
  • экологии;
  • валеологии;
  • математической культуры.

Для каждого отделения был разработан учебный план с I по XI классы, занятия по этим планам дают ученикам достаточно высокий уровень подготовки, позволяющий им по окончании школы продолжать образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Экспериментальные учебные планы предусматривали при сохранении базового ядра образования насыщение программ гуманитарной составляющей, позволяющей развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие способности детей, преодолеть информационный подход в обучении, перейти к развивающей педагогике.

Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

  • территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;
  • внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы);
  • психологическая служба (3 психолога и логопед);
  • медицинская служба (врач, медсестра).

Разработанная в комплексе программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации ("Семья", "Трудный подросток", "Здоровье" и т.д.)

Для изучения личностных особенностей подростков педагог предлагает им ответить на следующие вопросы анкеты "Кругозор"1:

1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: 1._______2._______3._______.

Школьные предметы самые полезные________, самые трудные для тебя________.

2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть: 1.________ ; 2.________ ; 3________.

3. Допиши незаконченные предложения:

  • - Охотнее всего я встречаюсь в школе...
  • - Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться...
  • - После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...
  • - В свободное время я больше всего интересуюсь...

69

  • - Мое любимое занятие дома...
  • - Со сверстниками мне интереснее всего...
  • - Мне нравятся такие люди...
  • - Мне нравятся телепередачи...
  • - Главным событием моей жизни в этом году было...
  • - Свое свободное время я предпочитаю тратить...
  • - В моей жизни меня огорчает...
  • - В будущем я хотел бы...

Для беседы с родителями можно использовать следующую анкету (в ней предлагается подчеркнуть соответствующий ответ)1.

I. Сведения об особенностях ребенка, его отношения с окружающими

  1. Общительный со взрослыми, необщительный, замкнутый.
  2. Общительный с детьми, предпочитает играть один, с детьми.
  3. Умеет ли организовать детей в игре, других занятиях, лидер или подчиняется другим,
  4. Умеет ли дружно играть с другими, конфликтует ли.
  5. Охотно ли делится с другими игрушками, сладостями и т.д.
  6. Сочувствует ли другому, если он огорчен, пытается ли утешить.
  7. Обижает ли детей, как часто, спокоен или дерется.
  8. Обидчивый, не очень, совсем не обидчивый.
  9. Жалуется ли взрослым: часто, редко, совсем не жалуется.
  10. Справедлив ли в отношениях со сверстниками: разбирает конфликты, мирит, справедлив, несправедлив.
  11. Говорит ли правду: всегда, иногда, часто обманывает.
  12. Старается ли быть вежливым: иногда, бывает грубым, забывает "волшебные слова".
  13. Послушен ли, не послушен, упрям.
  14. Любит ли делать самостоятельно, предпочитает, чтобы за него делали другие.
  15. Доводит ли начатое дело до конца, не доводит.
  16. Как выполняет поручения: охотно, не любит трудиться.
  17. Уверенный, решительный, неуверенный, не очень уверенный.
  18. Придумывает ли интересные игры, умение играть не развито.
  19. Выделяется ли сообразительностью, чем отличается, отстает ли от сверстников.
  20. Хорошо рисует, лепит, эти навыки недостаточно развиты.
  21. Хорошо танцует, поет, музыкальные способности: средние, слабо развиты.
  22. Хорошо рассказывает истории, сказки, плохо, речь не развита.
  23. Любит ли строить, не любит заниматься строительством из кубиков.
  24. Ловкий, любит подвижные игры, физзанятия.

70

  1. Хорошо ест, быстро с аппетитом, плохо без аппетита.
  2. Как засыпает, быстро, долго без сна в постели.
  3. Умеет ли одеваться, раздеваться, кладет ли вещи на место.
  4. Преобладающее настроение: веселое, жизнерадостное, смешит ли других, часто плачет, плаксив.
  5. Обладает хорошим здоровьем, здоров средне, слабый, болезненный.

II. Какие качества следует воспитывать (пронумеруйте по степени важности)

  1. Моральные: отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие, честность, вежливость.
  2. Эмоционально-волевые: дисциплинированность, послушание, инициативность, самостоятельность, трудолюбие.
  3. Интеллектуальные: любознательность, творческая активность, качества, обеспечивающие успешность в учебе, труде, игре.

Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, где создано около сотни кружков, студий, секций, охватывающих две трети учеников школы. Так, в экологический центр входят школьное лесничество "Сосенка", несколько лекториев для учащихся разного возраста, кружки орнитологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб "Экология и культура". Только в работе лесничества участвуют от 400 до 600 ребят.

Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители1.

В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители.

В школе разработана программа воспитательной работы, которой руководствуются и классные руководители, и родители. Организационно эта программа осуществляется в "годовых циклах общешкольных творческих дел": "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро", предусматривающих осуществление воспитательной работы в определенных направлениях.

Так, цикл "Красота" объединяет все мероприятия по эстетическому воспитанию. Занятия проводят специалисты. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных делах принимают участие учителя, дети, родители, выпускники школы.

В программе социальной работы предусмотрена система мероприятий, направленных на развитие качеств личности учеников, которые способствуют их социализации, таких, как трудолюбие, общительность, доброжелательность, вежливость, опрятность и др. В этой программе постоянно совершенствуется методика педагогической диагностики, позволяющая фиксировать степень, уровень воспитанности ребенка на каждом этапе его развития2.

71

Социальному педагогу может быть полезен также опыт работы школы № 26 г. Ставрополя.

В школе 43 кружка, созданных учителями и родителями, в которых занимаются 370 учеников. Кроме секций, кружков, работающих в школе, отдельные кружки родители организовали на дому (макраме, вязания, вышивки, "Умелые руки"). Родители занимаются английским языком с отстающими учениками, организовали домашний театр. В школе регулярно проводятся педагогические советы, где о результатах наблюдений за детьми докладывают психолог и логопед, обсуждаются возможные пути коррекции педагогического влияния на детей и подростков "группы риска".

В ряде школ и гимназий существует практика подготовки социальных педагогов1. В школе № 206 г. Москвы ребят знакомят с профессией социального педагога, стараясь привить интерес к этой работе. В школе создан класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Ребята знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогическую практику, предшествующую самостоятельной работе, когда они, вместе с инспекцией по делам несовершеннолетних ведут работу по профилактике правонарушений среди подростков.

Международная служба "Ребенок на улице"2

В 1997 г. реабилитационный благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" и гуманитарная ассоциация "Эки либр" (Франция) подготовили совместную программу "Дети московских улиц", по которой исследовалась проблема беспризорности в Москве.

В разделе этой программы на территории Юго-Западного административного округа Москвы создана группа "Поиск", которая изучала условия жизни и поведения ребят "группы риска". Было выявлено 150 детей "группы риска", а также 25 мест их встреч. Это метро, 5 кинотеатров, 4 перекрестка с интенсивным движением и 4 площади в жилых массивах. Исследовались подвалы, чердаки, канализационные колодцы, теплотрассы, незаселенные дома. Социальные работники группы "Поиск" работали преимущественно в вечернее время, в паре (парень-девушка), что и безопасно, и вызывает у ребят больше доверия.

Было создано так называемое реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные организации, которые осуществляли профилактику и реабилитацию детей и подростков "группы риска". Была поставлена задача полного восстановления психологического, физического, социального и правового состояния детей и подростков "группы риска", создания условий

72

для их перевоспитания, добровольного изменения своего образа жизни.

Программа реабилитационного пространства предполагала создание банка данных детей и подростков "группы риска", объединение для работы с ними различных государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации.

Центральным звеном реабилитационного пространства стал Центр социализации, в котором действуют:

  • станция экстренной помощи (медицинской, материальной, психологической, педагогической и т.д.), которую осуществляют врачи, юристы, педагоги;
  • психологическая служба, предполагающая постановку диагноза, нахождение причин девиантного поведения, разработку программы реабилитации подростка;
  • методологический отдел, осуществляющий методическую помощь службам, клубам и другими учреждениям в работе с подростками;
  • социальная служба, в которой социальный работник разрабатывает программу реабилитации;
  • служба "Ребенок на улице", где совместно с органами опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами, педагогами и родителями социальный работник составляет программы реабилитации для каждой семьи.

Программу реабилитации осуществляют приют, детские клубы, реабилитационные центры. В центры дневного пребывания ребята приходят на день, но могут остаться и на ночь - в случае конфликта с семьей. Сюда приходят беспризорники, которые не хотят оставаться в приютах.

Реабилитационное пространство включает Детский наркотический центр, Центры по работе с детьми-инвалидами, Центр для детей, переживших насилие, школы-интернаты, детские дома, кружки и секции, больницы.

Работа с детьми "группы риска" строится на следующих принципах:

  • соблюдение интересов ребенка, добровольность, позиция наблюдателя;
  • доверие, отказ от прежних характеристик на ребенка;
  • единство "команды" и требований к подростку всех работающих с ним;
  • открытость - предельная честность с детьми.
  • Информацию о детях улицы социальному работнику предоставляют:
  • отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, участковые, МВД;
  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • жители района, сами дети.

Социальному педагогу, работающему с данной категорией детей, необходимы обширные знания, особенно по психологии и педагогике,

73

определенные личностные качества. Он должен представлять интерес для подростка, располагать к себе при беседе, уметь общаться с ними, быть контактным. Он должен быть готовым к грубости, заболеваниям.

Самое сложное в этой работе - установление первого контакта, так как "группы риска" недоверчивы или часто вообще отказываются общаться. Они идут на контакт, только поверив педагогу. Важно сообщить цель и задачи своей работы: подростки идут навстречу, когда их просят помочь в чем-либо, когда они видят, что в них нуждаются. Педагог должен быть пунктуален и обязателен - данное слово нужно обязательно выполнить. Даже на второй встрече не стоит задавать много вопросов, иначе это может насторожить ребят, и они не будут откровенны. Подростки должны к вам привыкнуть.

Работа уличного социального педагога нуждается в определенной документации, что предполагает ведение:

  • ежедневного дневника социального работника;
  • учета детей "группы риска";
  • информационных листков (пять в месяц), на основании которых создается банк данных о детях "группы риска";
  • паспорта своего района, где обозначены границы района, места досуговых и учебных заведений, особо опасные территории;
  • ежемесячных отчетов о проделанной работе.
  • Работа уличного социального работника оценивается по следующим показателям:
  • число детей, которых удалось увести с улицы, вернуть к учебе, в семью, в кружки и секции, пристроить в приют, к родственникам;
  • количество детей, прекративших принимать психотропные вещества;
  • количество детей, определенных в реабилитационные центры;
  • массовость культурных мероприятий округа, спортивных турниров и соревнований (футбол, хоккей);
  • динамика снижения детской и подростковой преступности в округе;
  • подключение новых организаций к работе с детьми, программ;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • самообразование.

Для уличного социального работника установлена 36-часовая рабочая неделя (6 дней по 6 часов), с 16.00 до 22.00. Раз в неделю проходит собрание всех социальных работников, на которых заслушивается отчет за неделю, проводятся обмен информацией о детях "группы риска", обсуждение общих мероприятий, планирование работы. На собрания приглашаются представители различных организаций и служб, занимающихся детской беспризорностью.

Обобщая изложенный выше опыт, можно предложить следующую структуру социально-педагогического комплекса.

74

Подобная структура социально-педагогического комплекса сегодня получила признание и ждет распространения и развития.

75


1 См.: Закатова И.И. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. - С. 5.
1 См.: Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 43-45.
2 См.: Закатова И.И. Указ соч. - С. 15.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995. - С. 63- 64.
1 См.: Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. - Архангельск, 1994. - С. 170-173.
1 См.: Закатова И.Н. Указ соч. - С. 18.
2 См.: Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. - М., 1996.
1 См.: Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. - 1994. - № 2. - С. 275.
2 См.: Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми "группы риска". - М., 1999.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.