|
Рассматривая работу социального педагога, следует учитывать, что формирование личности, воспитание ребенка происходит не только в семье, школе, в дошкольных и внешкольных учреждениях, но и во дворе, среди сверстников.
Следует помнить, что и в школе, и в семье ребенок находится под контролем, точнее, подчиняется установленным правилам поведения. На улице же, во дворе со сверстниками он предоставлен сам себе, и этот неуправляемый процесс в его развитии может быть главным. Поэтому работу с детьми по месту жительства следует начинать не с подростками (уже трудными), а с дошкольниками, с организации их свободного времени, развития их задатков и способностей1.
В работе социального педагога в микрорайоне сложилась практика, когда он закрепляется за определенным участком - районом, домом, подъездом. На базе прежних клубов по месту жительства он инициирует создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров, различных объединений для совместного времяпрепровождения детей и родителей в выходные дни. Он организует походы, спортивные соревнования, проведение утренней зарядки детей и взрослых, создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков, клубов по интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, домовой библиотеки.
В современных условиях начинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школы по единому плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемые социально-педагогические комплексы. Работа по такому плану в корне изменяет учебно-воспитательный процесс в школе. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, классные руководители и воспитатели групп продленного дня тесно сотрудничают с социальным педагогом.
Комплексы создаются с целью объединить различные организации микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные и спортивные школы, станции юных техников и другие детские творческие организации и объединения, а также РЭУ, ДЭЗы, воинские части и отделения милиции. Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства.
66
Главным в этом единении является ребенок, его личность, его настоящее и будущее - среди сверстников, в семье, в обществе.
Эксперимент по созданию социально-педагогических комплексов в России был начат еще в конце 60-х годов. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества, которые возглавили ученые, контролируя и направляя все его этапы. Экспериментом были охвачены школы г. Свердловска, Нижнего Тагила, Первоуральска Свердловской области.
В г. Свердловске территорию Октябрьского района разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание подрастающего поколения. В Совет входили научные работники и учителя, воспитатели и представители производственных предприятий, партийных и комсомольских организаций, видящие свою роль в создании благоприятной среды для воспитания детей и подростков.
Семьи принимали активное участие во всех воспитательных мероприятиях комплекса. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание, профориентационную работу. Члены депутатской комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы и Дома культуры, кинотеатры и клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой педагогических отрядов.
Сотрудники больниц и поликлиник оказывали медицинскую помощь, следили за здоровьем детей и подростков, занимались медицинским просвещением. Административные органы микрорайона (ГАИ и пожарный надзор) принимали участие в работе Совета, проводили беседы с детьми и подростками. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок". Жилищно-коммунальное управление (ЖЭК) участвовало в создании материальной базы воспитательной работы комплекса с детьми и подростками по месту жительства в клубах, на детских и спортивных площадках.
Особая роль в Комплексе отводилось школе. Вся работа Комплекса, все его мероприятия включались в планы школы: годовые, классных руководителей, учительских и ученических общественных организаций.
Связь педагогического коллектива и коллективов других социальных институтов и предприятий, работающих в Комплексе, отличалась неформальными отношениями. Взаимодействие школы с учреждениями культуры расширяло возможности школы в эстетическом воспитании, создавало реальные возможности для всестороннего
67
развития способностей ребенка, решало проблемы взаимодействия ребенка с окружающей средой. В работе клубов "Гномик" и "Малышок", созданных усилиями школы и учреждений культуры, принимали участие дети и родители.
Работа комплекса давала хорошие результаты: в районе выполнялся закон о всеобуче, решалась проблема полного трудоустройства молодежи, среди несовершеннолетних не было правонарушений, дети и подростки участвовали в различных видах общественно-полезного труда, в том числе по благоустройству района1.
Интересен современный опыт по созданию социально-педагогического комплекса в школе № 59 г. Ярославля.
Школа построена в 1984 г., рассчитана на 1600-1800 учеников в V-VI классах и работу в две смены. В школе оборудовано 10 предметных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, актовый и спортивный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, тренажерный и гимнастический залы, 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, логопедический, экологический, кабинет прикладного творчества, швейный цех.
Педагогический коллектив - 170 специалистов: 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора2.
Изучение семей показало, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания. Была поставлена задача превратить школу в воспитательный центр, объединив в воспитании детей все силы школы, семьи и социальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона. В основу всей учебно-воспитательной работы школы была поставлена личность ребенка, его право на полноценное развитие и образование.
Осуществление этой задачи потребовало пересмотра всей работы школы, что предполагало:
- изменение содержания образования с учетом социального заказа родителей и детей;
- создание системы воспитательной работы, осуществляемой вместе с родителями;
- создание в школе социально-педагогической службы.
Опрос родителей выявил около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 отделений дифференцированного обучения, комплектующихся при поступлении детей в школу, а также при переходе учащихся в V, VIII и XI классы:
- музыкально-эстетическое;
- изобразительного искусства;
- прикладного творчества;
68
- языковой культуры;
- нравственной культуры;
- экологии;
- валеологии;
- математической культуры.
Для каждого отделения был разработан учебный план с I по XI классы, занятия по этим планам дают ученикам достаточно высокий уровень подготовки, позволяющий им по окончании школы продолжать образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Экспериментальные учебные планы предусматривали при сохранении базового ядра образования насыщение программ гуманитарной составляющей, позволяющей развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие способности детей, преодолеть информационный подход в обучении, перейти к развивающей педагогике.
Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений:
- территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;
- внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы);
- психологическая служба (3 психолога и логопед);
- медицинская служба (врач, медсестра).
Разработанная в комплексе программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспорта микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение интересов детей, составление программ социальной адаптации ("Семья", "Трудный подросток", "Здоровье" и т.д.)
Для изучения личностных особенностей подростков педагог предлагает им ответить на следующие вопросы анкеты "Кругозор"1:
1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: 1._______2._______3._______.
Школьные предметы самые полезные________, самые трудные для тебя________.
2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть: 1.________ ; 2.________ ; 3________.
3. Допиши незаконченные предложения:
- - Охотнее всего я встречаюсь в школе...
- - Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться...
- - После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...
- - В свободное время я больше всего интересуюсь...
69
- - Мое любимое занятие дома...
- - Со сверстниками мне интереснее всего...
- - Мне нравятся такие люди...
- - Мне нравятся телепередачи...
- - Главным событием моей жизни в этом году было...
- - Свое свободное время я предпочитаю тратить...
- - В моей жизни меня огорчает...
- - В будущем я хотел бы...
Для беседы с родителями можно использовать следующую анкету (в ней предлагается подчеркнуть соответствующий ответ)1.
I. Сведения об особенностях ребенка, его отношения с окружающими
- Общительный со взрослыми, необщительный, замкнутый.
- Общительный с детьми, предпочитает играть один, с детьми.
- Умеет ли организовать детей в игре, других занятиях, лидер или подчиняется другим,
- Умеет ли дружно играть с другими, конфликтует ли.
- Охотно ли делится с другими игрушками, сладостями и т.д.
- Сочувствует ли другому, если он огорчен, пытается ли утешить.
- Обижает ли детей, как часто, спокоен или дерется.
- Обидчивый, не очень, совсем не обидчивый.
- Жалуется ли взрослым: часто, редко, совсем не жалуется.
- Справедлив ли в отношениях со сверстниками: разбирает конфликты, мирит, справедлив, несправедлив.
- Говорит ли правду: всегда, иногда, часто обманывает.
- Старается ли быть вежливым: иногда, бывает грубым, забывает "волшебные слова".
- Послушен ли, не послушен, упрям.
- Любит ли делать самостоятельно, предпочитает, чтобы за него делали другие.
- Доводит ли начатое дело до конца, не доводит.
- Как выполняет поручения: охотно, не любит трудиться.
- Уверенный, решительный, неуверенный, не очень уверенный.
- Придумывает ли интересные игры, умение играть не развито.
- Выделяется ли сообразительностью, чем отличается, отстает ли от сверстников.
- Хорошо рисует, лепит, эти навыки недостаточно развиты.
- Хорошо танцует, поет, музыкальные способности: средние, слабо развиты.
- Хорошо рассказывает истории, сказки, плохо, речь не развита.
- Любит ли строить, не любит заниматься строительством из кубиков.
- Ловкий, любит подвижные игры, физзанятия.
70
- Хорошо ест, быстро с аппетитом, плохо без аппетита.
- Как засыпает, быстро, долго без сна в постели.
- Умеет ли одеваться, раздеваться, кладет ли вещи на место.
- Преобладающее настроение: веселое, жизнерадостное, смешит ли других, часто плачет, плаксив.
- Обладает хорошим здоровьем, здоров средне, слабый, болезненный.
II. Какие качества следует воспитывать (пронумеруйте по степени важности)
- Моральные: отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие, честность, вежливость.
- Эмоционально-волевые: дисциплинированность, послушание, инициативность, самостоятельность, трудолюбие.
- Интеллектуальные: любознательность, творческая активность, качества, обеспечивающие успешность в учебе, труде, игре.
Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, где создано около сотни кружков, студий, секций, охватывающих две трети учеников школы. Так, в экологический центр входят школьное лесничество "Сосенка", несколько лекториев для учащихся разного возраста, кружки орнитологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб "Экология и культура". Только в работе лесничества участвуют от 400 до 600 ребят.
Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители1.
В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители.
В школе разработана программа воспитательной работы, которой руководствуются и классные руководители, и родители. Организационно эта программа осуществляется в "годовых циклах общешкольных творческих дел": "Истина", "Красота", "Интеллект", "Добро", предусматривающих осуществление воспитательной работы в определенных направлениях.
Так, цикл "Красота" объединяет все мероприятия по эстетическому воспитанию. Занятия проводят специалисты. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных делах принимают участие учителя, дети, родители, выпускники школы.
В программе социальной работы предусмотрена система мероприятий, направленных на развитие качеств личности учеников, которые способствуют их социализации, таких, как трудолюбие, общительность, доброжелательность, вежливость, опрятность и др. В этой программе постоянно совершенствуется методика педагогической диагностики, позволяющая фиксировать степень, уровень воспитанности ребенка на каждом этапе его развития2.
71
Социальному педагогу может быть полезен также опыт работы школы № 26 г. Ставрополя.
В школе 43 кружка, созданных учителями и родителями, в которых занимаются 370 учеников. Кроме секций, кружков, работающих в школе, отдельные кружки родители организовали на дому (макраме, вязания, вышивки, "Умелые руки"). Родители занимаются английским языком с отстающими учениками, организовали домашний театр. В школе регулярно проводятся педагогические советы, где о результатах наблюдений за детьми докладывают психолог и логопед, обсуждаются возможные пути коррекции педагогического влияния на детей и подростков "группы риска".
В ряде школ и гимназий существует практика подготовки социальных педагогов1. В школе № 206 г. Москвы ребят знакомят с профессией социального педагога, стараясь привить интерес к этой работе. В школе создан класс, в программу которого включается участие ребят в социально-педагогической работе. Ребята знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогическую практику, предшествующую самостоятельной работе, когда они, вместе с инспекцией по делам несовершеннолетних ведут работу по профилактике правонарушений среди подростков.
Международная служба "Ребенок на улице"2
В 1997 г. реабилитационный благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" и гуманитарная ассоциация "Эки либр" (Франция) подготовили совместную программу "Дети московских улиц", по которой исследовалась проблема беспризорности в Москве.
В разделе этой программы на территории Юго-Западного административного округа Москвы создана группа "Поиск", которая изучала условия жизни и поведения ребят "группы риска". Было выявлено 150 детей "группы риска", а также 25 мест их встреч. Это метро, 5 кинотеатров, 4 перекрестка с интенсивным движением и 4 площади в жилых массивах. Исследовались подвалы, чердаки, канализационные колодцы, теплотрассы, незаселенные дома. Социальные работники группы "Поиск" работали преимущественно в вечернее время, в паре (парень-девушка), что и безопасно, и вызывает у ребят больше доверия.
Было создано так называемое реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные организации, которые осуществляли профилактику и реабилитацию детей и подростков "группы риска". Была поставлена задача полного восстановления психологического, физического, социального и правового состояния детей и подростков "группы риска", создания условий
72
для их перевоспитания, добровольного изменения своего образа жизни.
Программа реабилитационного пространства предполагала создание банка данных детей и подростков "группы риска", объединение для работы с ними различных государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации.
Центральным звеном реабилитационного пространства стал Центр социализации, в котором действуют:
- станция экстренной помощи (медицинской, материальной, психологической, педагогической и т.д.), которую осуществляют врачи, юристы, педагоги;
- психологическая служба, предполагающая постановку диагноза, нахождение причин девиантного поведения, разработку программы реабилитации подростка;
- методологический отдел, осуществляющий методическую помощь службам, клубам и другими учреждениям в работе с подростками;
- социальная служба, в которой социальный работник разрабатывает программу реабилитации;
- служба "Ребенок на улице", где совместно с органами опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами, педагогами и родителями социальный работник составляет программы реабилитации для каждой семьи.
Программу реабилитации осуществляют приют, детские клубы, реабилитационные центры. В центры дневного пребывания ребята приходят на день, но могут остаться и на ночь - в случае конфликта с семьей. Сюда приходят беспризорники, которые не хотят оставаться в приютах.
Реабилитационное пространство включает Детский наркотический центр, Центры по работе с детьми-инвалидами, Центр для детей, переживших насилие, школы-интернаты, детские дома, кружки и секции, больницы.
Работа с детьми "группы риска" строится на следующих принципах:
- соблюдение интересов ребенка, добровольность, позиция наблюдателя;
- доверие, отказ от прежних характеристик на ребенка;
- единство "команды" и требований к подростку всех работающих с ним;
- открытость - предельная честность с детьми.
- Информацию о детях улицы социальному работнику предоставляют:
- отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, участковые, МВД;
- комиссия по делам несовершеннолетних;
- жители района, сами дети.
Социальному педагогу, работающему с данной категорией детей, необходимы обширные знания, особенно по психологии и педагогике,
73
определенные личностные качества. Он должен представлять интерес для подростка, располагать к себе при беседе, уметь общаться с ними, быть контактным. Он должен быть готовым к грубости, заболеваниям.
Самое сложное в этой работе - установление первого контакта, так как "группы риска" недоверчивы или часто вообще отказываются общаться. Они идут на контакт, только поверив педагогу. Важно сообщить цель и задачи своей работы: подростки идут навстречу, когда их просят помочь в чем-либо, когда они видят, что в них нуждаются. Педагог должен быть пунктуален и обязателен - данное слово нужно обязательно выполнить. Даже на второй встрече не стоит задавать много вопросов, иначе это может насторожить ребят, и они не будут откровенны. Подростки должны к вам привыкнуть.
Работа уличного социального педагога нуждается в определенной документации, что предполагает ведение:
- ежедневного дневника социального работника;
- учета детей "группы риска";
- информационных листков (пять в месяц), на основании которых создается банк данных о детях "группы риска";
- паспорта своего района, где обозначены границы района, места досуговых и учебных заведений, особо опасные территории;
- ежемесячных отчетов о проделанной работе.
- Работа уличного социального работника оценивается по следующим показателям:
- число детей, которых удалось увести с улицы, вернуть к учебе, в семью, в кружки и секции, пристроить в приют, к родственникам;
- количество детей, прекративших принимать психотропные вещества;
- количество детей, определенных в реабилитационные центры;
- массовость культурных мероприятий округа, спортивных турниров и соревнований (футбол, хоккей);
- динамика снижения детской и подростковой преступности в округе;
- подключение новых организаций к работе с детьми, программ;
- соблюдение трудовой дисциплины;
- самообразование.
Для уличного социального работника установлена 36-часовая рабочая неделя (6 дней по 6 часов), с 16.00 до 22.00. Раз в неделю проходит собрание всех социальных работников, на которых заслушивается отчет за неделю, проводятся обмен информацией о детях "группы риска", обсуждение общих мероприятий, планирование работы. На собрания приглашаются представители различных организаций и служб, занимающихся детской беспризорностью.
Обобщая изложенный выше опыт, можно предложить следующую структуру социально-педагогического комплекса.
74
Подобная структура социально-педагогического комплекса сегодня получила признание и ждет распространения и развития.
75
1
См.: Закатова И.И. Социальная педагогика в школе. - М., 1996. - С. 5.
1
См.: Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 43-45.
2
См.: Закатова И.И. Указ соч. - С. 15.
1
См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995. - С. 63- 64.
1
См.: Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. - Архангельск, 1994. - С. 170-173.
1
См.: Закатова И.Н. Указ соч. - С. 18.
2
См.: Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы. - М., 1996.
1
См.: Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. - 1994. - № 2. - С. 275.
2
См.: Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми "группы риска". - М., 1999.
|
|