ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона "Об образовании".

В отличие от учителя-предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на "тусовке", в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других, испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков - обычное явление, учреждение должности социального педагога очень актуально.

Социальный педагог, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями, становится организатором внеучебного времени

63

школьника, курирует работу различных секций и клубов, трудовых, туристских и краеведческих отрядов. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона; периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.

Особого внимания требуют от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует возвращению их в школу, проверяет выполнение правовых норм детского труда, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов.

Социальный педагог ведет исследовательскую работу, он выявляет социально-демографическую структуру микрорайона, наличие семей "группы риска", подростков-правонарушителей, больных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праздники для больных детей и детей-сирот.

Подросток часто не знает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономических и социальных нормах использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.

Под социальными гарантиями предполагается: заработная плата не ниже прожиточного минимума, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

Не только социальный педагог, а каждый учитель-предметник, классный руководитель должны решать вопросы адаптации учащихся к жизненной среде, социализации личности, а соответственно вопросы межличностных взаимоотношений учащихся между собой, учащихся и педагогов. Для этого учитель должен работать не с массой учеников, а с каждым ребенком, подростком индивидуально.

Интересен опыт такой работы учительницы математики школы № 809 г. Москвы А. В. Няниной. Она считает, что самое главное в работе учителя - охватить своим влиянием ребят "группы риска", которая включает учащихся, конфликтующих с учителями, не ладящих с родителями, с физическими отклонениями. Ища пути решения поставленной задачи, она пыталась ответить на следующие вопросы:

64

  • Почему подросток хорошо учится в начальной школе?
  • Почему у одного учителя он учится хорошо, а у другого плохо?
  • Почему одни отвечают хорошо устно, а другие письменно?
  • Почему с одними существует взаимопонимание, а с другими нет?
  • Почему в классе "Б" он успевает объяснить новый материал, а в "А" нет?

Отвечая на эти вопросы, учительница поняла, что гораздо важнее преподавания знаний выбор нужного стиля обучения, индивидуализация работы на уроке в зависимости от типов мышления учащихся.

В соответствии с этими типами подбираются домашние задания, строится учебно-воспитательный процесс.

65

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.