В практике современной российской школы, когда канула в Лету идеология коммунистического воспитания и неосуществленная утопия всестороннего развития личности, у школьных педагогов наступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионерии?
Социальный, экономический и политический кризис общества отразился и на системе образования. Наряду с социологическим балластом из школьной жизни были выброшены и многие ценные завоевания советской школы. В сложившейся ситуации общеобразовательная школа должна определить свои учебную, воспитательную и социальную задачи, выдвинув на первый план свои социальные функции. Попытаемся их выделить.
Школа по-прежнему решает задачу выполнения Закона "О всеобщем образовании", но организация образования должна осуществляться в интересах детей и подростков.
Школа не снимает с себя ответственность за организацию воспитательной работы.
Приоритетной в деятельности школы является забота о детях, о каждом ребенке в отдельности, их настоящем и будущем.
Детское самоуправление должно стать неотъемлемой частью организации всей работы школы.
Основная социальная задача школы - воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование
Школа - главный функционер программы "Дети России", по которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите.
Охарактеризуем подробнее направления социальной работы в школе, назовем ответственных за ее проведение.
Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня организуют выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе детям из малообеспеченных семей. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изучают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально.
Школьные психологи исследуют способности ребенка и его интересы, намечают пути его индивидуального развития, обучения и воспитания, оказывают психотерапевтическую и психологическую помощь, консультируют детей и родителей.
Служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организует специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.
62
Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических советах.
В школе, где нет освобожденного социального педагога, пересмотрены обязанности всех ее работников.
Так, администрация школы кроме решения традиционных вопросов руководства педагогическим коллективом и осуществления Закона "О всеобщем образовании" организует воспитательную работу во внеучебное время, работу родительского комитета с семьями, где трудные дети.
Заместитель директора по воспитательной работе налаживает связь школы с внешкольными детскими учреждениями, различными просветительскими организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних.
Заместитель директора по учебной работе организует работу кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей с учениками, консультации для учеников по месту жительства, работу педагогов с трудными детьми и детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании.
Учителя начальных классов и классные руководители, изучив семьи и учеников микрорайона, выделяют тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи, помогают семье в воспитании трудных детей.
Учителя-предметники, определив способности, уровень обучен-ности и наклонности детей, организуют различные кружки и секции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их проведению родителей и бывших учеников школы, приглашают в школу интересных людей.
63