СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

В нашей стране в 1992 г. правительством было принято постановление "О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье", которая включает экономическую,

55

правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организуется семейный отдых.

Эти службы призваны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье.

В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

Социальная служба молодежи помогает молодым людям в трудоустройстве. Ее контингент - молодая семья, несовершеннолетние преступники, вернувшиеся из заключения, алкоголики и наркоманы.

В центрах реабилитации детей-инвалидов оказывается психологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привлекаются отцы, предоставляется возможность родителям на несколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Особое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.

Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду, создаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания школы, найдя работу, они могут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку,

56

осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особое место в социальной работе отводится контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи.

Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи "группы риска", оказавшиеся в тяжелом материальном положении, где родители учатся, работают на вредном производстве, многодетные семьи, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства.

В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы "Телефон доверия", различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.

Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кризисных ситуациях.

Распространенная форма работы с родителями в центрах семейного досуга - семейные лектории, где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Например, в группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой - родители активно интересуются педагогикой

57

и психологией и т.д. Для каждой группы составляется отдельная программа.

Социальные работники центра приобщают семью к такому виду отдыха, как туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.

Доступной для всех возрастов является семейная прогулка. Дети приглашают своих сверстников. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Группа не должна превышать 20 человек. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные - от несколькочасовых до многодневных. Важным являются подготовка к походу, разработка маршрутов похода, сбор снаряжения и материала, планирование режима труда и отдыха.

В качестве примера охарактеризуем опыт работы социальных служб с семьей в муниципальном районе "Раменки" г. Москвы и в центре "Доверие" г. Клина Московской области.

Для работы с семьей в муниципальном районе "Раменки" было проведено обследование всех жителей района, составлена необходимая документация, чтобы увязать работу с семьей со всеми организациями района.

На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны социальные паспорта по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды.

Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и методы оказания помощи в работе с каждой семьей. В результате остронуждающиеся семьи получили бесплатное питание, денежную и гуманитарную помощь, одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного пребывания проводились различные культурные и просветительские мероприятия. Была организована помощь семьям, имеющим детей-инвалидов; летом дети из многодетных семей отдыхали в оздоровительных лагерях, ездили на экскурсии.

В центрах проходили вечера встреч, концерты, чаепития. Проводилась распродажа по низким ценам обуви, различных швейных изделий и т.д.

В районе решались также вопросы подготовки кадров, переподготовки военнослужащих с выдачей документа на право работать социальным работником.

В помощь семьям, где родители работают, организованы в школах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, где готовят уроки и гуляют.

В ряде школ система продленного дня построена с получасовой разбивкой ставок: преподаватели-предметники ведут дополнительные уроки, а к воспитательной работе привлекаются специалисты для руководства различными кружками, студиями, секциями. В таком

58

случае изменяется режим работы школы. В первую половину дня даются 3-4 ведущих предмета, а во вторую половину дня ребята занимаются в кружках, в спортзале, в мастерских. В это время в школе открыты все кабинеты. При таком режиме учащиеся проявляют повышенный интерес к занятиям, к творчеству1.

В Центре "Доверие" г. Клина Московской области создано несколько отделений. В отделении психолого-педагогической помощи работа ведется по программам "Детский сад", "Дошколенок", "Семья", "Школа", "Vita", "Психологические аспекты алкоголизма", "Подросток", "Я и моя профессия", "Персонал".

По программе "Дошколенок" обследуются дети 4-5 лет, данные их физического развития заносятся в компьютер. Определяются готовность детей к школе, их психологическое состояние, адаптированность в среде сверстников. Программа "Подросток" предполагает помощь подросткам, совершившим правонарушения. Программа "Семья" нацелена на помощь молодым, вступающим в брак; социальные педагоги консультируют родителей по вопросам воспитания детей, помогают трудным подросткам восстановить отношения в школе, преодолеть стрессы; с дошкольниками занимается логопед.

Служба "Vita" работает по программе психосексуального воспитания с детьми и подростками от 7 до 17 лет, читаются лекции по половому воспитанию для детей и родителей, юношей и девушек готовят к супружеской жизни.

В медико-психологическом отделении центра "Доверие" помогают избавиться от алкогольной зависимости. Служба "Телефон доверия" в анонимной беседе по телефону помогает человеку выйти из кризисного положения.

В городе также работает центр помощи семье и детям "Семья", являющийся базовым предприятием социальной помощи населению. В нем собраны данные обо всех социально уязвимых семьях, где есть инвалиды, пенсионеры, дети до двух лет, дети, не посещающие детский сад, дети-инвалиды.

Сотрудники центра принимают участие в решении сложных проблем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и поддержке. Анализируется социальное положение семей, прогнозируются их потребности в социальной помощи и разрабатываются предложения по развитию социальных услуг.

В работе центра определились основные направления: социально-экономическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое, социально-профилактическое, реабилитационное, информационное, профилактическое.

59

В отделении по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, стоит на учете более 12 тыс. семей, которым оказывается материальная помощь как денежная, так и обувью, одеждой, продуктами питания, организуется санаторное лечение детей-инвалидов и ослабленных детей, отдых детей в период школьных каникул. Около 4000 семей ежемесячно получают такую поддержку.

В 1995 г. более 60 детей прошли курс лечения в санаториях различного профиля, в районе работал оздоровительный центр при Комитете социальной помощи населению. В нем отдохнули 800 детей из социально уязвимых семей. В 1996 г. в трех оздоровительных центрах отдохнули более 1500 детей. Летом создаются оздоровительные площадки и подростковые клубы, охватывая около 4,5 тыс. детей. Детям, не посещающим детские дошкольные учреждения, выплачивается денежная компенсация. Отделением проводится выплата ежемесячных пособий на детей, бесплатное обеспечение детей до двух лет молочным питанием, проводится закупка детского питания.

Для детей из малообеспеченных семей, не посещающих детские дошкольные учреждения, приобретаются книги, альбомы для рисования, фломастеры, акварельные краски, карандаши и другие канцелярские изделия, мягкие игрушки.

60


1 См.: Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе "Раменки". - М., 1996.
Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.