Проблемы подросткового возраста актуализируются как с позиции взрослых, так и с позиции детей. Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями его не устраивают. С одной стороны, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим братьям и сестрам.
Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален, выбирает для подражания образы литературных и киногероев. Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним.
О проблеме трудного подростка речь будет идти ниже. Здесь выделим только часть вопросов, которые характеризуют его положение в семье.
Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложности этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимоети,
51
где вместо помощи потчуют его нотациями и нравоучениями, где практикуется жестокое обращение или гиперопека со стороны родителей, происходит психологическое или сексуальное насилие.
Трудности в воспитании - часто результат и отношений в семье, и просчетов учителя, и изоляции от сверстников - всех причин вместе.
Следует помнить, что противоречия и трудности подростка не всегда видны педагогу. Еще А.С. Макаренко писал, что легче перевоспитать колониста, у которого все недостатки выявлены, чем внешне благополучного тихоню.
Из всех проблем, с которыми постоянно сталкивается социальный педагог в работе с семьей, выделяется проблема подготовки подростка к семейной жизни.
Учитывая, что все отрицательные черты из семьи и особенно из "семьи риска" ребенок перенесет в свою будущую семью, подготовка его к семейной жизни - одна из ведущих задач социального педагога. Важно в как можно более раннем возрасте дать подростку представление о нормальной семье, знания и умения для создания такой семьи.
Группой ученых Орловского педагогического института разработана программа занятий для подростков по их подготовке к семейной жизни, включающая следующие темы: "Знакомство", "Свидание", "Особенности адаптации к семейной жизни", "Кризисные периоды в браке", "Духовно-нравственные основы семьи", "Христианская семья и брак", "Христианская мораль в семейном воспитании"1.
Социальный педагог использует произведения художественной литературы, чтобы показать молодежи, какими должны быть истинные отношения между мужчиной и женщиной. Художественное слово оказывает сильное эмоциональное воздействие на подростка и легче, чем любые нотации, убеждает, что в основе семейной жизни главным должен быть не секс, а целомудрие, любовь, что секс без любви - разврат, срам, бесстыдство.
52
1
См.: Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995.