ГЛАВА 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ

Мы - это мост через Вечность, арка над морем, создающие приключения для своего удовольствия, живущие в таинстве ради наслаждения, выбирающие триумфальные катастрофы, бросая вызовы невероятным шансам, испытывающие себя снова и снова, обучающиеся любви, и любви, и Любви!

Ричард Бах

1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Согласно общепринятым представлениям зрелость - это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Правда, несколько позже, при рассмотрении периода старости, мы покажем, что развитие и различного рода достижения возможны в любом возрасте. Но пока этого вопроса касаться не будем. Обратимся к обсуждению специфики зрелости. Основное новообразование этого периода - достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается. Так, К.С. Холл и Г. Линдсей, характеризуя зрелого человека, выделяли следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии [54]. Б. Ливехуд рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость, мягкость и снисходительность, самосознание [1].

Мы полагаем, что не существует универсальной зрелости, ее содержание как раз и должно определяться задачей развития того или иного возрастного периода. Как уже говорилось, в молодости

98

человек стремится к достижению социальной зрелости, т.е. к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки на самого себя. Можно сказать, что задача молодости - нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира. Задача развития в зрелости - активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность - установление контакта с внешним миром. Освоение внутреннего мира начинается в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте и юности, но в зрелости оно должно стать преобладающим над освоением физического мира. Человек получает интенсивный доступ к своим духовным силам и возможностям, они начинают компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей во второй половине зрелости.

Важность доступа человека к своим духовным силам подчеркивал Б. Ливехуд. Он предлагал условную диаграмму человеческой жизни, согласно которой примерно до 20 лет психическое и духовное развитие осуществляются прогрессивно вслед за физической эволюцией. От 20 до 40 лет психическое и духовное развитие также взаимосвязаны с физическим развитием. Однако после 40 лет у человека возможны два варианта пути: либо психическое развитие будет угасать в соответствии с физической инволюцией, либо продолжать развиваться вслед за эволюцией духовной. Получается, что к середине жизни должно быть накоплено столько духовных сил, чтобы они могли перевесить влияние инволюции сил физических и повести за собой общее психическое развитие человека. К сожалению, в нашей культуре, ориентированной прежде всего на освоение мира физического, мы слишком часто наблюдаем именно первый путь, который впоследствии приводит к тому, что поздние годы жизни человека - старость - становятся трагическими, наполненными разочарованиями и тоской по прошлому [1].

Близкую позицию в отношении задач зрелости отстаивал К. Юнг. Он считал, что в этот период человек должен осуществить переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей "самости". И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть мысль психолога о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется [55]. Но, к сожалению, большинство умных и образованных людей живут, не подозревая о возможности этих изменений, и вступают неподготовленными во вторую половину жизни.

Таким образом, постепенное накопление духовности - необходимое условие развития человека в зрелости, особенно во второй ее

99

половине. Однако понятие "духовность" по-разному наполняется в разных религиях, философских течениях, обыденном сознании. В психологии оно часто заменяется другими понятиями, сходными своим содержанием.

Так, многие связывают понятие духовности с "трансцендентностью", под которой в этом случае понимается освобождение от собственной замкнутости, преодоление своей ограниченности, устремленности к контакту с миром других людей, природой, Богом и т.п. Так, М. Боуэн описывал переживание духовного момента как ощущение своего внутреннего Я, при котором границы между Я - Ты - Природа - Бог исчезают и сливаются в одно [56]. Эта позиция во многом совпадает с мнениями В.В. Зеньковского, Н. Федорова, В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева, согласно которым духовность связана с формированием внутреннего источника человеческой индивидуальности, со способностью познания себя и других людей посредством раскрытия своего Я для установления связи с миром.

В гуманистической школе психологии можно провести аналогию между духовностью и самоактуализацией. По К. Роджерсу и A. Маслоу, врожденная потребность человека к самоактуализации выражается в желании стать всем, чем возможно стать, в стремлении к самосовершенствованию, реализации своих творческих способностей [57]. Необходимо оговориться, что в данном случае имеются в виду люди нравственные, несущие окружающим добро, открытые для принятия других людей такими, какие они есть, способные к эмпатии, не склонные к злобе, депрессии, пессимизму, агрессии и т.д. Мы делаем это уточнение, так как в истории известно немало случаев, когда люди стремятся к выражению своих возможностей путем подавления других человеческих личностей, преступлений и т.д. Конечно, понятие "самоактуализация" не отражает всю полноту духовности, но в чем-то все же сходна с ней.

Важно отметить позицию еще одного психолога-гуманиста - B. Франкла. Мы не найдем в его работах слова "духовность". Но то, о чем он размышлял, практически с ней совпадает. Его логотерапия направлена на то, чтобы человек сознательно задался вопросом о смысле собственного бытия и обрел его в своей жизни, сумев выйти "за пределы себя", преодолев центрацию на самом себе [33].

В концепции К. Юнга используется понятие "самость", которое, по его мнению, содержит в себе божественное предназначение, существующее у каждого человека. Как мы видим, самость, т.е. постижение своего внутреннего Я, сущности своего бытия, цели в жизни, тоже близка к понятию духовности.

Можно сделать вывод, что духовность предполагает, с одной стороны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой - ориентацию человека на постижение смысла собственной жизни,

100

выполнение жизненной задачи, без чего, как нам представляется, невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.

По поводу соотношения духовности и ощущения счастья представляют интерес взгляды французского философа Т. де Шардена, который полагал, что человек достигает счастья, проходя три ступени персонализации.

Во-первых - это процесс концентрации, т.е. углубление в сердцевину своего существа. На этом этапе происходит формирование своего Я.

Во-вторых - процесс децентрации, т.е. смещение центра рефлексии на другого, выход за собственные переделы, преодоление замкнутости, появление способности любить.

В-третьих - процесс сверхконцентрации (быть может, самый сложный, но наиболее важный), т.е. осознание себя частью человечества, ощущение "живой общности с более великим целым", стремление распознать истину и присоединиться к бесконечности [58].

Как можно заметить, концепция Шардена показывает, что духовность не может быть связана только с формированием своего Я или со способностью любить другого человека. Духовность проявляется в единстве способности создать самого себя (свое Я, мировоззрение, мироощущение, систему ценностей), расширить свой внутренний мир в диалоге и объединении с другим человеком и вырасти до осознания сопричастности к мировому пространству. Именно в таком понимании духовности ее можно считать необходимым условием развития человека в зрелости.

101

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.