Традиционно психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. И это понятно, так как в детстве развитие происходит очень быстро, напрямую связано с ростом и физическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. В последнее время интерес исследователей сместился к проблеме развития взрослого человека, когда оно начинает носить преимущественно внутренний характер и не сопоставляется с достижениями социального, профессионального или какого-либо другого плана.
Все больше внимания уделяется изучению жизненного пути человека, его жизненных стратегий. Обсуждаются условия удовлетворенности человека своей жизнью, возможности ощущения счастья.
Анализируется взаимосвязь между образом жизни человека и его физическим здоровьем. Исследования в области психосоматической медицины и психологии здоровья открывают взаимозависимость между наличием психологических проблем и возникновением заболеваний.
Широкое распространение сегодня получила акмеология, рассматривающая перспективы, оптимальные условия самореализации личности, развития индивидуальных возможностей и способностей.
Увеличение продолжительности жизни, тенденция неуклонного старения населения заставляют подойти к переосмыслению роли старости и закономерностей развития пожилого человека.
В то же время все возрастающая стрессогенность современной жизни делает необходимым организацию психологической поддержки здоровым взрослым, которая, безусловно, должна опираться на выявление неких общих закономерностей человеческой жизни. Поэтому продолжением изучения развития детей и подростков должно стать рассмотрение специфики развития взрослых, что и определяет цель учебного курса "Психология развития: молодость, зрелость, старость". Задачи курса:
- показать развитие человека в перспективе его жизненного пути;
- описать типичные проблемы и явления молодого, зрелого и пожилого возраста;
- проанализировать характерные черты возрастных периодов взрослости.
3
Особенность данного курса - в необходимости изучения жизненных периодов, незнакомых студентам по собственному опыту. Это может затруднить эмоциональное включение. Нужно иметь в виду, что у некоторых возникает отторжение информации о старых людях как следствие страха собственной старости и ухода из жизни. Поэтому помимо рационального осмысления информации очень важно выполнение студентами творческих работ.
Данное пособие было подготовлено благодаря творческим работам студентов факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Можно сказать, что эта книга написана не только для студентов, но и совместно со студентами, и именно это делает ее живой и реальной. Хочется выразить большую благодарность всем соавторам-студентам и в особенности Е. Бурговой, О. Барчук, А. Богомольной, Т. Ватугиной, С. Вольфкович, О. Гавриченко, А. Демиденко, Е. Долгих, А. Журавель, Е. Катынской, П .Кислюк, О. Кроликовой, Т. Коноваловой, О. Колосовой, О. Настиной, М. Полуниной, Т. Плетниковой, О. Польской, М. Сивилловой, Н. Саматовой, Т. Сахаровой, Е. Фроловой, А. Халявкиной.
Мы не утверждаем абсолютную истинность представленного в пособии материала. Психология развития - развивающаяся наука. Поэтому с благодарностью примем предложения и рекомендации по его дальнейшей доработке.
4