В начале 1990-х гг. на страницах журнала "Физическая культура в школе" развернулась широкая дискуссия по перестройке физической культуры в школе. Она выявила различные точки зрения на совершенствование школьного физического воспитания. Следует заметить, что эта дискуссия не была навязана сверху, не носила конъюнктурного или идеологизированного характера, а была творческой, профессиональной, направленной на поиск действенной перестройки физической культуры в общеобразовательной школе. Однако желанию осуществить необходимые радикальные изменения в постановке школьного физического воспитания в 1990-е гг. снова помешали значительные экономические и социальные потрясения в России. Объективные причины этих сложностей объясняются распадом СССР.
В 1992 г. была разработана и принята новая, существенно отличающаяся от предыдущих, школьная программа "Физическое воспитание учащихся 1 - 11-х классов с направленным развитием двигательных способностей". Она была рекомендована Министерством образования Российской Федерации.
196
Ее принципиальное отличие от ранее существовавших единых программ для всей страны заключается в следующем:
- Программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО, который перестает быть программной и нормативной основой нашей системы физического воспитания, и школьного в том числе.
- Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей - базовой и вариативной (дифференцированной).
В программе говорится, что "...освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выберет молодой человек в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников". Базовый компонент программы предусматривал следующие виды учебной деятельности: основы знаний по физической культуре, развитие физических качеств, обучение умениям и навыкам, самостоятельные занятия физической культурой, организаторские умения при проведении занятий по физической культуре.
Вариативная часть программы определяется республиканскими и областными (краевыми) органами образования. Содержанием вариативного компонента может стать материал по выбору учителя и учащихся на базе какого-либо вида спорта. В этом случае планирование раздела учебной программы осуществляет сам учитель по согласованию с директором школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, единоборств, игр, упражнениям, имеющим большее прикладное значение, а также упражнениям, обладающим более эффективным воздействием при развитии физических качеств.
Рекомендовано следующее соотношение времени, уделяемого базовой и вариативной частям программы: для 1 - 4-х классов - 75:25 %, 5 - 9-х классов - 70:30 %, 10 - 11-х классов - 60:40 % соответственно.
Базовая часть программы включает в себя содержание только урочных форм занятий.
Уроки физической культуры, отмечается в программе, дополняются другими формами занятий: физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного и продленного дня, внеклассной работой, спортивно-массовыми мероприятиями. Все это в совокупности должно обеспечить необходимый объем организованной двигательной активности учащихся: 7 - 12 ч занятий в неделю
197
для школьников и 4 - 9 ч - для школьниц. Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно определить содержание, организацию и проведение внеурочных форм работы по физической культуре.
В заключение программы приводятся уровни физической подготовленности и показатели физической культуры учащихся, оканчивающих начальную, основную и среднюю школу.
Начиная с 1996 г. круг возможных для применения в школах учебных программ заметно расширяется. В это время выходят в свет программы общеобразовательных учреждений "Физическое воспитание учащихся 1 - 11 классов", рекомендованные Министерством образования РФ. Они включили в себя: "Программу физического воспитания учащихся 1 - 11 классов, основанную на одном виде спорта (баскетбол)", "Комплексную программу физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" и "Программу по физической культуре для учащихся 1 - 11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)". Кроме того, в программы был добавлен материал по "Основам олимпийских знаний. 8-й класс".
В первой программе утверждается, что задачи физического воспитания школьников можно решить средствами одного вида спорта, в данном случае баскетбола. Однако следует заметить, что экспериментально это утверждение не было обосновано. Спортивная направленность этой программы очевидна, и она не может реализовать прикладную функцию школьного физического воспитания. Ее содержание входит в противоречие с общегосударственным стандартом общеобразовательной подготовки, т.е. с базовой частью "Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов". Программный материал для каждого класса состоит в ней из трех разделов: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка.
В отличие от программы 1992 г. "Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" рекомендует не только материал уроков физкультуры, но и примерное содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня; внеклассной работы; физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
Антистрессовая пластическая гимнастика является новым направлением в отечественной оздоровительной физической культуре. Она основана на принципах образного мышления и воплощения его в физических упражнениях и их комбинациях. В качестве основных используются три наиболее привычных мыслеобраза - солнца, водной среды, опоры в виде стула с высокой спинкой (трона). Упражнения АПГ и их связки отличаются выразительностью, гармоничностью, плавностью и слитностью движений,
198
чему способствует поточный метод их выполнения, без рывков, в более или менее замедленном темпе в зависимости от конкретной структуры упражнений и контингента учащихся. Отдельные элементы упражнений просты, естественны и встречаются в повседневной жизни человека. Но соединение их в определенной последовательности в единый двигательный акт представляет собой значительную координационную сложность и зависит от степени слитности выполнения движения. Обучение комбинированию элементов на основе импровизации и фантазирования - одна из целей антистрессовой пластической гимнастики. Программа рекомендует так распределять "Элементы АПГ" по времени: 1 - 4-е классы - 40 - 50 % времени занятий; 5 - 9-е - 30 - 35 %; 10 - 11-е - 20 - 25 %. Остальное время традиционно уделяется известным разделам. По существу, эта программа состоит не только из элементов АПГ, но и из материала, заимствованного из "Комплексной программы физического воспитания учащихся". Успеваемость определяется отношением к своему нравственному и физическому совершенствованию, знанием теоретического материала, умением самостоятельно использовать знания и навыки, приобретенные на уроках, прочностью освоения специальных и двигательных навыков. Конкретные учебные нормативы по физической подготовленности в программе отсутствуют. Материал программы по классам (1 - 4-е, 5 - 9-е и 10 - 11-е) содержит три раздела: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры.
По содержанию, форме движений в физических упражнениях и целевой направленности антистрессовая пластическая гимнастика напоминает оздоровительный стиль китайской гимнастики ушу, и в частности тайцзицюань. Оздоровительный эффект в ней также основан на воспроизведении природного принципа расслабления, мягкости, плавности движений, округлых и естественных позициях, сочетании действий всего тела - "диалоге движений...".
В 1994 г. вышел совместный приказ Министерства образования РФ и Олимпийского комитета России "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр". Его цель - создание организационных и методических условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям олимпийского движения. В этой связи в программах 1996 г. и помещены методические рекомендации "Основы олимпийских знаний". Олимпийское движение в мире вышло за рамки одной из форм Международного спортивного движения и стало мощным средством гуманистического воспитания людей. Поэтому не случайно школьное физическое воспитание откликнулось на этот призыв времени в год 100-летия возрождения современного олимпийского движения.
199
Процесс изменения содержания физического воспитания в общеобразовательных школах СССР и РФ отражается в учебных программах по этой дисциплине.
- В период 1919 - 1927 гг. структура и содержание программ значительно различались между собой. До 1920 г. основной их направленностью была военная, а после 1920 г. - трудовая, построенная на принципах "пролетарской физкультуры".
- В 1927 г. утверждаются первые обязательные, единые для всех школ СССР программы. Содержание уроков физической культуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программы, преимущественно заимствованных из зарубежных гимнастических систем. В программах четко просматривается гигиенизация процесса физического воспитания, санитарно-гигиенического просвещения школьников и привития им элементарных навыков личной и общественной гигиены.
- В период 1932 - 1988 гг. содержание средств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебных заведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих в комплекс ГТО. Он был провозглашен программной и нормативной основой советской системы физического воспитания. Школьная программа до конца 80-х гг. отражала командно-бюрократический подход к организации физического воспитания детей: содержание его средств независимо от местных особенностей также тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений комплекса ГТО. Школьные программы предвоенного и военного времени (1932 - 1945) были полностью сориентированы на военно-физическую подготовку школьников.
- В конце 1940-х - начале 1950-х гг. школьное физическое воспитание было переориентировано на спортивную подготовку, так как советские спортсмены начинают выступать на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные, т.е. освоение учащимися техники основных видов спорта.
- С 1970-х гг. началась меняться направленность школьной физической культуры: от решения преимущественно образовательных задач к постановке и решению оздоровительных задач путем развития основных физических качеств. Особенно остро вопросы оздоровительной направленности физического воспитания школьников были поставлены после принятия постановления Верховного Совета СССР (1984 г.) "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Специалисты однозначно констатировали, что два урока физкультуры в неделю не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой. Реформа хотя и сформулировала вопрос о необходимости ежедневных занятий физической культурой, но по существу не решила его. Остаточный принцип финансирования народного образования, чрезвычайно низкий уровень материально-технической обеспеченности, острая нехватка учителей физкультуры и другие причины не позволяли реализовать цели реформы.
200
- После распада СССР и образования Российской Федерации как самостоятельного государства (1991) в 1992 г. принимается новaя, принципиально отличная от предыдущих школьная программа по физической культуре. Она уже не увязывается с комплексом ГТО и состоит из двух частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах на принципах местной целесообразности.
- С 1996 г. на территории Российской Федерации вводятся в действие несколько программ физического воспитания школьников: программа на базе одного вида спорта, комплексная программа, программа антистрессовой пластической гимнастики, авторские программы. По сути, это означает прекращение действия единой программы, в том числе и ее базовой части, во всех школах РФ. Особенностью программ 1996 г. является то, что они не только отвечают на вопрос "чему учить", но и разъясняют "как учить", т.е. содержат раздел методических рекомендаций.
В настоящее время еще рано судить о результатах работы школ по тем или иным программам, так как после их принятия прошло относительно мало времени.
201