В 1940 г. в качестве обязательного школьного учебного предмета в учебный план была включена допризывная военная подготовка. Разрабатывается в этой связи и соответствующая программа - "Программа допризывной военной подготовки учащихся средних школ, техникумов, рабфаков и равных им учебных заведений". Она
184
была разработана Управлением начальной и допризывной военной подготовки при Главном управлении Красной Армии. На военное и физическое воспитание в 8 - 10-х классах отводилось 120 учебных часов в год. Учет успеваемости по допризывной военной подготовке проводился на общих основаниях с другими школьными предметами. Программа включала следующие разделы: Красная Армия и Военно-Морской Флот, краткие сведения об организации Красной Армии и уставах РККА, физическое воспитание и строевая подготовка, стрелковая подготовка, военная топография, противовоздушная и противохимическая защита, военно-санитарное дело, тактическая подготовка. Программа предусматривала обучение девушек-старшеклассниц санитарному делу с целью подготовки среднего медицинского персонала. Фактически в предвоенные годы, а затем и в годы Великой Отечественной войны учебные планы и школьные программы разрабатывались не в учреждениях Наркомпроса, а в Комиссариате обороны страны. Так, приказ народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова № 51 от 7 марта 1940 г. гласил: "1. Ввести в действие объявленную программу допризывной военной подготовки учащихся 8, 9 и 10 классов средних школ, техникумов, рабфаков, школ ФЗУ и высших учебных заведений. 2. Программой допризывной военной подготовки учащихся руководствоваться всем директорам и военным руководителям средних школ, техникумов, рабфаков, школ ФЗУ и высших учебных заведений, где согласно закону о всеобщей воинской обязанности установлена допризывная военная подготовка учащихся". В предвоенные годы военно-физическая подготовленность учащихся стала основным показателем работы школ.
С началом Великой Отечественной войны главным в деятельности органов народного просвещения и в содержании обучения и воспитания в школах, естественно, становится еще более тесное взаимодействие процесса физического воспитания с военной подготовкой школьников, т.е. военно-физическая подготовка.
В августе 1941 г. начальником Управления боевой подготовки Красной Армии была утверждена программа Наркомпроса РСФСР по допризывной военной подготовке юношей и девушек 8 - 10-х классов средней школы. В октябре 1941 г. Главное управление Всевобуча дало указание по организации допризывной военной подготовки учащихся 8 - 10-х классов в 1941 / 42 учебном году. В соответствии с этим указанием к содержанию допризывной военной подготовки юношей 9 - 10-х классов были предъявлены более строгие требования, чем в программе Наркомпроса РСФСР, а сама подготовка должна была проводиться в объеме 110-часовой программы Всевобуча. Практически на допризывную военную подготовку сверх 110-часовой программы Всевобуча в 9-м классе отводилось дополнительно 22 ч, а в 10-м - 55 ч. В свою очередь, это увеличивало
185
время на собственно физическую подготовку юношей 9-го класса на 15 ч, а 10-го - на 35 ч. Физическая подготовка включала занятия по лыжной и кроссовой подготовке, плаванию, гимнастике, спортивным играм, военизированные походы и др.
В 1942 / 43 учебном году специальными постановлениями СНК СССР военная подготовка была введена для школьников всех возрастов. Соответственно в 1942 г. были приняты "Программа военно-физической подготовки учащихся начальных и 1 - 4-х классов неполных средних и средних школ" и "Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5 - 10-х классов неполных средних и средних школ и техникумов".
В наркомпросах союзных республик вводились должности заместителей наркомов, а в отделах народного образования краев и областей - должности заместителей заведующих отделами по военному обучению. Для проведения военно-физической и допризывной военной подготовки учащихся в школах была введена должность военного руководителя. На эту должность назначались лица среднего и младшего командного состава запаса, получившие ускоренную подготовку для проведения занятий с учащимися, а также учителя, прошедшие специальное военное обучение для подобного рода занятий. Военный руководитель непосредственно подчинялся директору школы. Военно-физическая подготовка школьников 1 - 4-х классов в течение учебного года осуществлялась в таких объемах: 1-й и 2-й классы - по 33 ч, 3-й и 4-й классы - по 66 ч. В 3 - 4-х классах часы распределялись так: 10 ч - строевая подготовка, 40 ч - гимнастика и игры, 10 ч - ходьба на лыжах, 1 ч - противохимическая защита, 5 ч - беседы и чтения о Красной Армии.
В качестве основных задач военно-физической подготовки школьников 1 - 4-х классов школьная программа 1942 г. выдвигала воспитание подрастающего поколения в духе беззаветной любви к Родине; укрепление и развитие организма путем гимнастических упражнений и военизированных игр; воспитание смелости, ловкости, выносливости, организованности и чувства товарищества; научение строю и прогулкам в строю (от 2 до 5 км) под барабан и с военно-патриотическими песнями.
Содержание учебного материала по физическому воспитанию в 1 - 4-х классах состояло из несложных гимнастических упражнений общеразвивающего характера, традиционных подвижных детских игр, простых базовых умений и навыков лыжной подготовки. Противохимическая защита включала обучение правилам пользования детским противогазом (устройство противогаза, его надевание и снимание, пребывание в противогазе до 35 мин).
В программе военно-физической подготовки школьников 1 - 4-х классов имелся перечень из семи сугубо идеологизированных тем для проведения бесед и чтений о Красной Армии. Например,
186
"Великий Сталин - наш вождь и полководец", "Полководцы и народные герои гражданской войны", "Советские партизаны в Великой Отечественной войне" и т.п.
Главной задачей начальной военной подготовки школьников 5 - 7-х классов было освоение программы "Обучение одиночного бойца". Программа состояла из строевой, огневой, тактической и противохимической защиты - всего 99 ч в учебном году. Физическая подготовка в программе составляла около 40 % ее объема и включала военную гимнастику, спортивные игры, кроссовую подготовку, бег, различные виды прыжков, метание гранаты, элементы и приемы борьбы, бокса, рукопашного боя, лыжную подготовку, преодоление препятствий, плавание.
Основной задачей допризывной подготовки школьников 8 - 10-х классов средней школы было совершенствование одиночной подготовки и обучение бойца, способного действовать в составе отделения и взвода. Программа включала более сложный и расширенный учебный материал по сравнению с программой для 5 - 7-х классов по строевой, огневой, тактической и противохимической подготовке. Например, в требования по строевой подготовке было включено ознакомление и первоначальное обучение вождению мотоцикла, прыжкам с парашютной вышки и др. На допризывную военную подготовку отводилось 140 учебных часов в год. Программой был предусмотрен двухнедельный лагерный сбор для совершенствования строевой, топографической и тактической подготовки. В неделю планировалось по пять занятий военно-физической подготовкой. Собственно физическая подготовка занимала при этом около 25 % общего времени допризывной подготовки.
Девушки старших классов овладевали специальностями санитарных дружинниц, радисток, телефонисток, связисток, телеграфисток. Они обучались также и практическим навыкам в военно-строевой подготовке, стрельбе из малокалиберной винтовки и т.п.
Для всех школ обязательной была гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10 - 15 мин.
Для проведения занятий по военно-физической, начальной и допризывной военной подготовке физкультурные организации и органы Всевобуча должны были бесплатно предоставлять учебным заведениям стадионы, площадки, гимнастические залы, стрелковые тиры, катки, водные станции, лыжные базы и другие спортивные сооружения.
В послевоенные годы перед физкультурным движением ставится задача развития массовой физкультурно-оздоровительной работы, укрепления здоровья советских людей, подорванного тяжелейшими испытаниями и лишениями в годы Великой Отечественной войны. Слияние в годы войны процесса физического воспитания и военной подготовки школьников утратило свою жизненную
187
необходимость. В 1947 г. была разработана новая школьная программа по предмету "Физическая культура". Содержание учебного материала и требования к учащимся были приближены к нормативам и требованиям нового варианта комплекса ГТО, утвержденного в 1946 г. В пояснительной записке к программе 1947 г. уже традиционно говорилось, что комплекс ГТО является основой физического воспитания в школах.
188