В психолого-педагогической литературе используются понятия "типы" и "виды" общения как определенные разновидности этого феномена. Единого подхода к тому, что считать типом, а что - видом общения ученые, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического общения, не придерживаются.
Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение [83, с. 90].
Например, для делового общения характерны довольно жесткая регламентация, строгая заданность отношений между партнерами,
24
складывающихся в ходе их взаимодействия. В любом деле, как правило, можно выделить руководителя и подчиненного, более компетентного и менее компетентного специалиста, учителя и ученика. Подобная иерархия достаточно устойчиво сохраняется. Результаты делового общения можно предвидеть и прогнозировать.
В игровом общении нет такой жесткости в регламентации отношений между субъектами. Участники игровой коммуникации могут меняться ролями, и уровень их доминирования будет зависеть не от положения начальника или подчиненного, а от проявления лучших качеств партнеров в различных ситуациях игры. Игровое общение несет в себе большой эмоциональный заряд, который способен стимулировать творческую активность как отдельной личности, так и группы. Результаты игрового общения довольно сложно прогнозировать.
Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического, религиозного, экономического общения. Например, предметом политического общения выступают сфера политики, взаимодействие политических партий и их лидеров с представителями различных партий и общественных объединений при решении тех или иных политических вопросов.
При таком подходе очевидно, что педагогическое общение представляет собой один из видов общения. Предметом педагогического общения является сфера образования, в которой осуществляется взаимодействие учителей и воспитателей со своими коллегами, учениками и их родителями вокруг вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся.
В то же время при рассмотрении особенностей, присущих общению учителя с классом или с отдельным учеником целесообразно использовать те или иные типологические характеристики общения. Например, мы можем говорить о деловом или игровом общении на уроке, об особенностях психических состояний и настроении учащихся в процессе этого общения.
Несколько иного взгляда на описание разновидностей общения придерживается А.А. Леонтьев. Ученый утверждает, что в исследовании общения неправомерно принимать за простейшую "клеточку" анализа "чистое" межличностное общение в диаде, поскольку каждый человек представляет собой совокупность (ансамбль) общественных отношений. Поэтому А.А. Леонтьев исходит из того, что общение - это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. Вследствие этого правомерно выделить три
25
вида общения: социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориентированное [61, с. 5].
Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи. Допустим, рассматривает экологические проблемы конкретного города или региона.
Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач - организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это - общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения - проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей. Например, на классном часе или педсовете обсуждаются вопросы организации какого-либо совместного дела: похода, экскурсии, трудового десанта. Коллективное участие в таком деле - это тоже групповое предметно-ориентированное общение.
Личностно-ориентированное общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно. Это может быть деловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, а личностные проблемы общающихся, например выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.
Многие исследователи выделяют деловое и личностное общение. Эти термины довольно часто встречаются как в педагогической литературе, так и в обиходе.
Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения - интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров - их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние - как бы отодвигаются на задний план.
В центре личностного (или межличностного) общения, напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы, склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.
В педагогическом процессе деловое и личностное общение довольно тесно переплетаются и неотрывны друг от друга. Учитель не только обращает внимание на то, выполняет или нет ученик
26
его задания, какими способами он получил правильный ответ. От взгляда опытного педагога не скроются физическое или психическое состояние ученика, его радостное или подавленное настроение, внутренняя тревога, озабоченность чем-либо. И если учитель в своей работе не уподобляется компьютеру, а учитывает это в своей работе, то тем самым он создает условия для того, чтобы ученик обращался к нему не только как к источнику научной информации, а еще и как к умудренному жизнью человеку, способному порадоваться его успеху, поддержать в трудную минуту, дать совет в сложной жизненной ситуации. Через подобное единение в повседневных заботах, в радостях и горестях ученик приходит к учителю за ответами на самые важные для него вопросы о добре и зле, честности и справедливости, дружбе и любви.
В зависимости от продолжительности можно вести речь о кратковременном или длительном общении.
Кратковременное общение скоротечно по времени, состоит из небольшого числа коммуникативных актов, ограничено по содержанию и тематике вопросов, затрагиваемых партнерами. Например: "Добрый день!" - "Здравствуйте!"; "Хорошая погода сегодня, не правда ли?" - "Да, приятно выйти на улицу!"
Длительное общение растянуто во времени, включает в себя многочисленные серии коммуникативных актов и может затрагивать по своему содержанию множество различных вопросов, тем, проблем.
Как кратковременное, так и длительное общение может считаться законченным или незаконченным (прерванным) в зависимости от исчерпанности содержания темы или завершенности совместной деятельности.
В общении можно выделить его внешнюю (видимую) и внутреннюю (невидимую) стороны.
Внешняя сторона общения представляет собой систему речевых и неречевых действий человека. Это те видимые и слышимые формы воздействия одного партнера на другого - слова, мимика, жесты, которые легко понимаются как участниками общения, так и сторонними наблюдателями их взаимодействия. Что говорится? Как произносятся слова? Какие жесты и мимические реакции их сопровождают? Насколько эти слова, жесты и мимика соответствуют сложившимся нравственно-этикетным нормам поведения?
На основе внешних проявлений мы можем говорить, что один ученик ведет себя спокойно, а другой агрессивно, можем судить об отношениях учащихся к своему учителю.
Внутренняя сторона общения - это биологические и социальные потребности, мотивы, интересы, чувства и другие побудители взаимодействия людей. Человек в общении с конкретным партнером испытывает, но не всегда проявляет внешне радость, страх, злорадство, беспокойство, озабоченность и т.п. Ученик подошел к
27
учителю и обратился к нему с вопросом - это очевидно и для педагога, и для всех присутствующих в классе. А вот почему ученик это сделал? Что заставило его подойти к учителю? Какие чувства он испытывал в разговоре с педагогом? На подобные вопросы часто затруднятся ответить и учитель, и тем более сторонние наблюдатели его разговора с учеником.
Интересный подход к описанию видов общения предлагает М.С. Каган. Понимая общение как взаимодействие субъектов, ученый исходит из того, что в роли субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальная группа, а также определенный социум. Поэтому общение необходимо рассматривать как взаимодействие самых различных субъектов.
В связи с этим М.С. Каган предлагает иной аспект рассмотрения общения, выделяя во всем многообразии форм общения четыре основных вида: общение с реальным партнером; общение с иллюзорным партнером; общение с воображаемым партнером; общение воображаемых партнеров [36, с. 250].
Общение с реальным партнером, т.е. с подлинным субъектом, имеет несколько разновидностей.
Это может быть межличностное общение отдельных субъектов, например учителя Иванова с учеником Петровым.
Если же в роли субъектов выступают реальные группы людей, скажем, команды КВН, то их взаимодействие называется групповым общением. Такое общение требует высокоразвитого взаимопонимания и слаженности действий всех членов команды, а также способности каждого ощущать себя частью целого и умения подчинять свои интересы интересам группы.
Представительское общение представляет собой взаимодействие индивидов, выступающих не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов. Это хорошо видно на примере переговоров делегаций разных стран или партий. Как личности участники переговоров могут испытывать друг к другу симпатии или, напротив, антипатии. Однако как делегаты они должны придерживаться той линии поведения, которая им предписана руководством страны или партии. Вследствие этого они будут улыбаться и проявлять знаки уважения ко всем представителям противоположной стороны, даже если те и не заслуживают этого, либо, напротив, станут держаться холодно и неприступно, не соглашаясь ни на какие уступки, несмотря на любезности со стороны своих визави. Все зависит от тех задач и установок, которые им даны изначально.
Очевидно, профессионально-педагогическое общение можно считать представительским общением. Ведь каждый учитель предстает перед своими учениками и их родителями не только как интересная творческая личность, как специалист в конкретной области педагогических знаний, но также и как представитель
28
огромного педагогического корпуса страны, и как представитель педагогического коллектива своей школы.
Еще одной разновидностью общения реальных субъектов является диалог культур. Одна культура может относиться к другой как к некому объекту или как к подобному себе равноценному субъекту. В первом случае наследие одной культуры не признается и отвергается, а ее реликвии и памятники могут даже оскверняться или уничтожаться, как это имело место, например, при сжигании неугодных книг в гитлеровской Германии. Во втором случае одна культура воспринимает другую с пониманием ее подлинного смысла, не отвергая ее памятников, не разрушая их, а вступая в диалог с иными взглядами, с иными культурными ценностями. Именно такое общение культур ведет к накоплению общечеловеческих ценностей, к выработке общечеловеческой коммуникативной культуры.
В этой связи перед каждым педагогом постоянно возникает две принципиально важные задачи: во-первых, как познакомить школьников с достояниями различных культур и приобщить их к сокровищам мировой культуры; во-вторых, как погрузить учащегося именно в диалог различных культур и способствовать формированию их коммуникативной культуры.
Общение реального субъекта с иллюзорным партнером осуществляется тогда, когда человек приписывает человеческие свойства и способности тем, кто ими не обладает: животным, вещам, природе.
Известно, что многие высокоорганизованные животные (собаки, кошки, лошади и др.) обладают рядом качеств, сходных с человеческими: способностью выражать свои эмоции определенными действиями, звуками, мимикой, реагируя на коммуникативные инициативы человека. Например, собака весело лает, виляет хвостом и проявляет другие знаки удовольствия, когда хозяин ее хвалит и ласкает. Или, напротив, поджимает хвост и понуро удаляется от хозяина, если тот ее ругает и бьет. На основе этого хозяин чувствует, что животное отвечает на его любовь взаимностью, привязанностью и преданностью. Поэтому люди говорят о способности животного понимать своего хозяина, сочувствовать ему, об особой преданности и верности животного человеку, о дружбе человека с животным.
Не случайно во многих художественных произведениях - сказках, баснях, мультфильмах, повестях и рассказах - люди наделяют животных способностью не только чувствовать, но и думать, и говорить по-человечески. Примерами здесь могут служить Каштанка (А.П. Чехов), Белый Клык (Дж. Лондон), Белый Бим Черное Ухо (Г.Н. Троепольский), Волк и Заяц из мультфильма "Ну, погоди!".
Подобным образом люди приписывают человеческие свойства тому или иному предмету неживой природы, а также тем или
29
иным явлениям природы. Именно так можно объяснить строки А.С. Пушкина: "Свет мой, Зеркальце, скажи, да всю правду доложи..." - или Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Когда человек наделяет вещь или природу основными чертами субъекта, а следовательно, способностью "сказать правду", ибо "владеет душой", "может любить", "имеет язык", на котором возможно общение, тогда эта вещь или это явление природы и становятся иллюзорным партнером общения. Общение с иллюзорными субъектами свойственно многим людям и отражает потребность человека в максимальном расширении сферы его общения, в очеловечивании всей окружающей его предметной среды.
В профессионально-педагогическом общении обращение к иллюзорным партнерам используется довольно часто. Например, учитель призывает детей не только наблюдать за растениями или животными, а также погладить собачку или кошку, поговорить с ней, пожалеть ее или полить яблоньку, сделать подпорки под согнувшиеся ветки, чтобы облегчить ее страдания. Подобное "очеловечивание" животных и растений способствует развитию у детей таких качеств, как любовь к природе, сострадание, забота о братьях наших меньших.
Общение реального субъекта с воображаемым партнером отличается тем, что партнер здесь мнимый, живущий лишь в воображении человека.
Одной из форм такого общения является самообщение "Я - Я", когда сознание человека как бы раздваивается на две половинки, которые вступают в диалог друг с другом. Человек как бы рассматривает себя со стороны, задает сам себе вопросы и сам же находит на них ответы, т.е. беседует сам с собой.
Другой формой общения с воображаемым партнером является разговор с фотографией или портретом, т.е. с образом реального человека, который, однако, в данный момент не присутствует и лично никаких слов не произносит. Образ этого человека воссоздается не только с помощью фотографии, но также благодаря воспоминаниям о нем и особенностях его поведения, его возможные вопросы и ответы создаются силой воображения реального партнера, вступающего в диалог с фотографией. Такое общение называют квазиобщением, а воображаемого партнера - квазисубъектом.
Подобное квазиобщение имеет место при общении человека с мифологически-религиозными героями, когда к созданному образу воображаемого партнера, наделяемого всеми качествами реального
30
друга, можно обратиться с молитвой, просьбой или заклинанием. Существо, к которому обращаются, - незримый Бог или зримый образ конкретного святого, изображенного на иконе, - воспринимается как реальный собеседник, который как бы отвечает на поставленные вопросы, слышит обращенные к нему слова и молитвы, как бы посылает свои утешения и обещания помощи.
Особым типом воображаемого партнера является художник, с которым читатель, зритель, слушатель может вступить в мысленный диалог. Соприкасаясь с литературным, музыкальным или иным произведением, читатель, слушатель или зритель вступает в диалог с образами героев конкретных произведений литературы и искусства, а через них - с их создателями. Читая "Войну и мир" или просматривая одноименный художественный фильм, мы как бы беседуем не только с Андреем Болконским, Наташей Ростовой и иными персонажами, но также обращаем свои мысли и к писателю Л.Н. Толстому, и к кинорежиссеру С.Ф. Бондарчуку. Поэтому можно сказать, что искусство включается в сферу общения и в форме общения человека с художественными образами, и в форме его общения с их творцами.
Общение воображаемых партнеров - это связь субъектов, которые являются воображаемыми участниками взаимодействия. Например, это имеет место в спектакле или кинофильме, где зритель втягивается в общение героев, переносится в мир, где они действуют, испытывает вместе с ними чувства радости или огорчения и невольно сам как бы становится участником этого общения, придуманного автором пьесы и режиссером.
По мнению М.С. Кагана, человечество "изобрело" искусство как уникальный способ моделирования человеческого общения для того, чтобы позволить людям лучше познавать сущность реального человеческого общения. Через искусство нам открывается то, что происходит в душе героев (страх, горе, отчаяние); мы понимаем, какими глазами они смотрят друг на друга, видим разногласия их мыслей и слов, научаемся читать языки поступков, взглядов, мимики и жестов.
Общение воображаемых партнеров, какими являются художественные персонажи, не только бесконечно углубляет наше понимание реального человеческого общения, но также беспредельно расширяет его сферу. Иметь возможность окунуться в жизнь героев А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других художников - значит расширять круг своего реального общения тем квазиобщением, которое создает для человека искусство.
Очевидно, не случайно А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.П. Щетинин, В.А. Караковский и многие другие известные педагоги стремились и стремятся приобщать своих воспитанников и к киноискусству, и к театральному, и к изобразительному искусству, а также к соответствующим видам публицистики и критики.
31
Таким образом, общение - это довольно емкое и многозначное понятие, охватывающее процессы взаимодействия субъектов, в роли которых могут выступать отдельные личности и группы, реальные и воображаемые партнеры. В процессе общения возможны обмен информацией, взаимовлияние партнеров друг на друга, обмен ролями, самоутверждение и реализация иных функций.
Б.Д. Парыгин в связи с этим отмечает, что существуют все основания для того, чтобы рассматривать общение как сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга1.
Для педагогов, прежде всего, необходимо понимание общения как взаимодействия людей, в процессе которого возможна реализация образовательной и воспитательной функций.
- Что такое общение? Каково основное назначение этого процесса?
- В чем заключаются особенности субъект-объектного воздействия?
- Каковы отличительные черты субъект-субъектного общения?
- Правомерно ли использование выражений: "общение с книгой", "общение с телевизором", "общение с компьютером"?
- В чем заключаются различия монологического и диалогического общения?
- Охарактеризуйте коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
- Какова взаимосвязь понятий "общение" и "деятельность"?
- Почему можно говорить о взаимосвязи понятий "общение" и "отношение"?
- Приведите примеры социально-ориентированного общения, группового предметно-ориентированного общения и личностно-ориентированного общения.
- Докажите, что в общении можно выделить видимую и скрытую стороны. Подберите педагогическую ситуацию, в которой проявляются эти стороны.
- Каковы особенности общения с реальным партнером?
- Приведите примеры общения реального субъекта с иллюзорным партнером. Какова роль такого общения в профессиональной деятельности педагога с учащимися?
- В чем суть общения реального субъекта с воображаемым партнером?
- Что представляет собой общение воображаемых партнеров? Как это общение можно использовать в работе учителя-воспитателя?
32
1
См.:
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. - С. 178.