Глава 8

МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ ПЕДАГОГОВ
И ШКОЛЬНИКОВ

8.1. Виды манипуляций

Общение педагога со своими учениками и коллегами далеко не всегда протекает открыто и гладко. Довольно часто партнеры ведут себя неискренне: говорят одно, а думают другое, внешне демонстрируют доброжелательность и правдивость, а внутренне настроены враждебно и агрессивно, всячески манипулируют своим собеседником. Поэтому вопрос о манипуляциях в общении важен для каждого педагога.

Манипуляциями в общении называют систему действий одного партнера по отношению к другому с целью получения определенной выгоды. Это довольно искусная игра, ловкие подделки и ухищрения. Манипуляция в общении - это ловкость поведения, осуществляемая с помощью слов, мимики, жестов и иных средств общения.

Можно говорить о двух принципиально важных признаках манипулятивного общения.

Первый - это наличие выигрыша, к которому стремится манипулятор в общении с конкретным партнером. Таким выигрышем может быть что-то материальное, например та или иная вещь, понравившаяся манипулятору, которую он хочет заполучить "в подарок". В качестве выигрыша может выступать и нечто житейское: особое отношение партнера по общению к манипулятору, поддержка в решении каких-то конкретных вопросов, возможность войти в контакт с нужными людьми, уход от ответственности и многое другое. Это может быть также определенная психологическая выгода, которая позволяет манипулятору безнаказанно подшучивать над партнером по общению, ставить его в неловкое положение, наносить скрытые "уколы", иметь психологическую уверенность.

Второй признак - это специальные манипулятивные приемы-манипуляции, с помощью которых манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло или пытается предстать перед партнером в выгодном для себя свете.

163

Наблюдения показывают, что значительное число людей используют манипуляции в общении друг с другом. Педагоги и школьники не являются исключением. Более 60 % опрошенных нами учителей и учащихся ответили, что им нередко приходится прибегать к манипулированию своими партнерами по общению. Среди причин использования манипуляций учениками наиболее часто указывались такие: "С целью уклониться от ответа", "Для получения более высокой отметки", "Для оказания помощи своему однокласснику", "Чтобы выручить класс". Педагоги обращались к манипуляциям в иных целях: "Чтобы обеспечить рабочую обстановку на уроке", "Чтобы пресечь нарушения дисциплины", "Для того чтобы заинтересовать учащихся".

Несмотря на то что причины, побуждающие учителей и учащихся к использованию манипуляций, существенно отличаются, сам факт манипулирования со стороны взрослых и детей остается. Поэтому феномен манипулирования представляет определенный интерес для профессионально-педагогического общения. Рассмотрим некоторые особенности различных манипуляций.

В зависимости от сложности манипулятивных приемов можно выделить простые и сложные манипуляции.

Простые манипуляции представляют собой небольшое действие или несложную систему манипулятивных приемов. Такие манипуляции затеваются с целью отвлечения партнера по общению от нежелательной для манипулятора проблемы, для переключения его внимания на другой объект.

Пример такой манипуляции приведен в повести "Чучело".

Все стали смотреть на Маргариту, толпа на секунду затихла, а она смущенно отмахнулась и спросила у нас:

"Так что это еще за история с бойкотом?"

"С бойкотом? - переспросила находчивая Железная Кнопка. - Ах, с бойкотом..." Она выразительно посмотрела на меня: только попробуй, мол, сознайся, несчастное чучело.

"Ой, Маргарита Ивановна, - вмешалась Шмакова, - вы платье испачкали".

Маргарита заволновалась и стала искать, где она испачкала платье.

"Вот, - Шмакова показала ей пятно на груди. - Жалко. Такое красивое!"

(Железников В. Чучело: Повесть. - М., 1995. - С. 112.)

Обратив внимание учительницы на значимый для нее объект - новое красивое платье, манипулятор Шмакова отключает внимание Маргариты Ивановны от нежелательного разговора о бойкоте в их классе. Буквально одной фразой манипулятор добивается нужного поведения партнера по общению и получает свой выигрыш в виде ухода от нежелательных объяснений перед учительницей.

164

Сложные манипуляции представляют собой достаточно тонкую игру, достаточно искусное сплетение различных манипулятивных приемов. Основная цель манипуляции тщательно скрывается, маскируется с помощью всевозможных средств. Это - интересная комбинация слов и действий, подготавливающая почву для решающего шага, ради которого манипулятор предпринимает отвлекающие ходы. Таким шагом может быть обращение манипулятора с просьбой, в которой после столь тонкой игры ему будет сложно отказать. Это может быть также действие, ставящее партнера в затруднительное положение. Некоторые примеры такого манипулирования описаны на с. 168 - 169 и 170 - 172.

Как простые, так и сложные манипуляции отличаются характером выигрыша, получаемого в результате манипулирования, выгодой, извлекаемой манипулятором. На этой основе можно говорить о корыстных, бескорыстных (безобидных) и благородных манипуляциях.

Корыстные манипуляции направлены на получение манипулятором определенной материальной выгоды для себя. В качестве выигрыша могут выступать какие-либо предметы, значимые для манипулятора, деньги, билеты на то или иное мероприятие и что-то иное.

Вот, например, как описывает одного из таких манипуляторов писатель А. Алексин.

Задолго до праздника я составлял точный список всех наших родственников и знакомых, которые могли достать билеты на Елку. Дней за десять до первого января я начинал звонить:

  • - С Новым годом! С новым счастьем! - говорил я двадцатого декабря.
  • - Уж очень ты рано поздравляешь, - удивлялись взрослые.

Но я-то знал, когда надо поздравлять: ведь билеты на Елку везде распределялись заранее.

  • - Ну, а как ты заканчиваешь вторую четверть? - неизменно интересовались родные и знакомые.
  • - Неудобно как-то говорить о самом себе... - повторял я фразу, услышанную однажды от папы.

Из этой фразы взрослые почему-то немедленно делали вывод, что я - круглый отличник, и завершали нашу беседу словами:

  • - Надо бы тебе достать билет на Елку! Как говорится, кончил дело - гуляй смело!

Это было как раз то, что нужно: гулять я очень любил! Но вообще-то мне хотелось немного изменить эту известную русскую поговорку - отбросить два первых слова и оставить только два последних: "Гуляй смело!".

(Алексин А.Г. Веселые повести. - М., 1971. - С. 74.)

Бескорыстные (безобидные) манипуляции - это очевидные действия, где манипулятор не очень-то пытается скрыть свои цели,

165

свое желание получить определенный выигрыш. Здесь манипулятор, как правило, играет в открытую: говорит комплименты, улыбается, делает то, что нравится партнеру. При этом он отлично понимает, что его замысел понятен партнеру, что партнер видит истинное назначение комплиментов и улыбок, видит цель, к которой стремится манипулятор. Но манипулятор осознает и то, что партнер не будет в обиде на него, не будет против выигрыша манипулятора, особенно если хорошо сыграть. Поэтому манипулятор и играет почти в открытую, доставляя удовольствие и себе, и партнеру. Ну а если не удастся получить желаемый выигрыш, то можно спокойно разойтись без обид и злости на партнера. Ведь впереди еще много возможностей для новых попыток. Иногда манипулятор обнажает свои цели и раскрывает свои приемы лишь после получения своего выигрыша. Однако данные манипуляции также можно считать бескорыстными, так как манипулятор не хотел зла своему партнеру, а затевал свои действия ради шутки или желания преподать партнеру определенный жизненный урок.

В детской литературе мы находим немало таких примеров. Вот один из них.

Потасовка кончилась тем, что в комнату решительно вошла рассерженная Анна Герасимовна, классный руководитель, и призвала всех к порядку. А пока ребята наводили порядок в спальне и считали шишки и синяки, Илья вынул из тумбочки какую-то книжку и с ней улизнул в коридор. Не ожидая вызова, он сам направился в кабинет директора, который имел обыкновение приходить на работу за час до побудки. Михаил Петрович был удивлен, увидев Саввушкина в такую рань. Он поднял на него суровые глаза.

  • - Опять?

Илюха вздохнул, подошел к столу директора.

  • - Язык проглотил? - спросил Михаил Петрович.
  • - Получилось так... - Илья взъерошил волосы. - Понимаете, Михаил Петрович, сегодня финальная игра по баскетболу.
  • - Знаю, - перебил директор. - Покороче, мне надо в районе ехать.
  • - Понимаете, мы вчера были на острове, и ребята из нашей команды здорово устали...
  • - Слышал, - кивнул Михаил Петрович.
  • - Вот я и решил подзарядить их энергией.
  • - Подзарядить? Чем? - вскинул брови директор.
  • - Как чем? Энергией! - сказал Саввушкин и открыл книжку. - Вот, слушайте. - Илья стал читать: - "Сейчас, когда появились асфальтовые покрытия, когда люди ходят в ботинках с резиновыми подошвами, человек почти полностью оторвался от потенциала земли и стал испытывать электронное голодание..."

Взглянув на часы, директор прервал:

  • - Знаешь что, Саввушкин, расскажешь ты мне об этом позже, хорошо?
  • - Еще немного, - взмолился Илья.

166

Главное, ему надо было все рассказать директору, пока сведения о потасовке в спальне не дошли до него другим путем. А что они дойдут, и в невыгодном для Ильи свете, сомневаться не приходилось. Чтобы поверили, Саввушкин решил процитировать книгу. И он начал:

  • - "Для пополнения убыли электронов рекомендуется прикреплять на ночь к рукам и ногам..." - Илья посмотрел на директора и пояснил: - Я так и сделал. - И продолжил чтение: - "алюминиевые пластинки, соединенные проводом с водопроводным краном или трубой". - Саввушкин опять посмотрел на недоумевающего директора и закончил: - До умывальника у нас далековато, и я присоединил ребят к батареям отопления.
  • - Ну и что?
  • - Ничего, - пожал плечами Илья.
  • - Чудной ты, Имс, - усмехнулся директор. Он взял книгу и прочел вслух название: - "Мысль и движение". Подгорный.
  • - Профессор, - подтвердил Саввушкин. - Московский.
  • - Ладно, я книжку просмотрю, - сказал Михаил Петрович, - а ты ступай.

Илюха вышел в коридор, тихо закрыв за собой дверь.

Весь день он сторонился своих одноклассников. Шота сильно хромал, Игорь Данилов не мог пошевелить правой рукой. Играть они не могли. Вместо них вышли запасные и просто случайные. Наверное, поэтому, а может быть, потому, что команда шестого "Б" была вообще сильнее, "ашники" проиграли с разгромным счетом.

Утреннее происшествие оставалось для всех загадкой. Илья не решался открыться, что провода - его затея.

Вечером его вызвал Михаил Петрович.

  • - Ну и хитер ты, Саввушкин, - сказал директор. - Вот для чего ты дал мне книжку профессора Подгорного.
  • - Михаил Петрович, я же хотел как лучше...
  • - Ребятам признался?
  • - Еще нет, - потупился Илья.
  • - Да, подложил ты им свинью, - покачал головой Михаил Петрович. - Кто же так поступает? Не разобравшись как следует, не посоветовавшись...
  • - Но ведь в книжке... - начал оправдываться Илья.
  • - Книжки тоже с умом читать надо. Во-первых, речь в ней идет о городе, где действительно кругом асфальт. А у нас? Тротуары и те не везде асфальтированные. Потом, у нас на селе люди ближе к земле, и это самое электронное голодание, о котором пишет московский профессор, им не грозит. Не разобрался, значит?
  • - Не подумал, Михаил Петрович, - вздохнул Илья.
  • - Не подумал... Кстати, как же ты все это устроил?
  • - Когда они заснули, я и...
  • - И никто не почувствовал? - удивился директор.
  • - Я аккуратно. Правда, Игорь Данилов дрыгался... Остальные спали как убитые.

Михаил Петрович протянул Илье книжку:

  • - На, держи. И в следующий раз думай. Советуйся со старшими. Хватит партизанить.

167

  • - Можно идти? - грустно спросил Саввушкин.
  • - Иди, - кивнул директор и на прощание добавил: - А с ребятами объяснись сам.

(Безуглов А.А. Приключения Имса: Повесть. - М., 1990. - С. 57 - 59.)

Из ситуации понятно, что инцидент в спальне возник из-за неудачного "эксперимента", проведенного Ильей Саввушкиным, пытавшимся подзарядить своих одноклассников энергией. Подсоединив ночью их руки и ноги к батареям отопления, Илья добился того, что они получили травмы и устроили потасовку между собой.

Понимая серьезность последствий своего "эксперимента", Илья встает на путь манипулирования. Он не объясняется с ребятами в спальне, а идет к директору школы - к человеку, не подверженному эмоциям произошедшего инцидента, к человеку, обладающему реальной властью в школе. В разговоре с директором Илья делает акцент на благородном замысле своих действий: он ведь хотел как лучше, хотел помочь уставшим ребятам подзарядиться энергией перед финальной игрой по баскетболу.

Экспериментатор, понимая, что его аргументы недостаточно убедительны для директора, ссылается на авторитет московского профессора, чьи рекомендации и использует. Для этого он цитирует директору выдержки из книги, специально принесенной для разговора. При этом Михаил Петрович отлично видит замысел Ильи. Да и сам Саввушкин не скрывает своих намерений.

Суть манипулирования Ильи не в том, чтобы обмануть директора школы, а в том, чтобы сделать его своим союзником. Если директор с пониманием отнесется к проделкам Ильи, если он не накажет Илью за его "эксперименты", а может быть, и замолвит словечко в его защиту, то это и будет выигрышем манипулятора Саввушкина.

Благородные манипуляции - это действия, осуществляя которые манипулятор преследует благородные цели: защитить слабого, помочь наладить отношения, оградить от негативных поступков, помочь преодолеть какой-либо личностный недостаток. Здесь цели манипуляций не обнажаются и не демонстрируются партнеру, а манипулятивные приемы исполняются искренне и искусно. И чем искуснее игра, тем искреннее принимается выигрыш, который записывается не только в актив манипулятора, но также и в актив его "жертвы".

Блестящий пример одной из таких манипуляций описан В. Распутиным в повести "Уроки французского".

...Игра началась заново. Мы перебрались из комнаты в прихожую, где было свободнее, и били о ровную дощатую заборку. Били, опускались на колени, ползали по полу, задевая друг друга, растягивали пальцы, замеряя

168

монеты, затем опять поднимались на ноги, и Лидия Михайловна объявляла счет. Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня - одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница, мне даже хотелось порой прикрикнуть. Но выигрывала тем не менее она, а я проигрывал. Я не успел опомниться, как на меня набежало восемьдесят копеек, с большим трудом мне удалось скостить этот долг до тридцати, но Лидия Михайловна издали попала своей монетой на мою, и счет сразу подскочил до пятидесяти. Я начал волноваться. Мы договорились расплачиваться по окончании игры, но, если дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хватит, их у меня чуть больше рубля. Значит, за рубль переваливать нельзя - не то позор, позор и стыд на всю жизнь.

... И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги. Это меня обидело, и я поднялся.

  • - Нет, - заявил я, - так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно.
  • - Но я действительно не могу их достать, - стала отказываться она. - У меня пальцы какие-то деревянные.
  • - Можете.
  • - Хорошо, хорошо, я буду стараться.

Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету.

  • - Что вы делаете? - возмутился я.
  • - Я? А что я делаю?
  • - Зачем вы ее подвинули?
  • - Да нет же, она тут и лежала, - самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.

Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.

В этот день мы занимались французским минут пятнадцать-двадцать, а затем и того меньше. У нас появился другой интерес. Лидия Михайловна заставляла меня прочесть отрывок, делала замечания, по замечаниям выслушивала еще раз, и мы не мешкая переходили к игре. После двух небольших проигрышей я стал выигрывать. Я быстро приловчился к "замеряшкам", разобрался во всех секретах, знал, как и куда бить, что делать в роли разыгрывающего, чтобы не подставить свою монету под замер.

169

И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко - теперь уже в мороженых кружках. Я осторожно срезал с кружка наплыв сливок, совал рассыпающиеся ледяные ломтики в рот и, ощущая во всем теле их сытую сладость, закрывал от удовольствия глаза. Затем переворачивал кружок вверх дном и долбил ножом сладковатый молочный отстой. Остаткам позволял растаять и выпивал их, заедая куском черного хлеба.

Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время.

Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама. Отказываться я не смел. Мне казалось, что игра доставляет ей удовольствие, она веселела, смеялась, тормошила меня.

Знать бы нам, чем это все кончится...

(Распутин В. Уроки французского // Школьная пора. - М.: Молодая гвардия, 1989. - С. 185 - 187.)

Тот, кто знаком с повестью В. Распутина, помнит, почему учительница французского языка Лидия Михайловна играет со своим учеником на деньги. Не азарт и тем более не стремление обогатиться за счет выигрыша у ученика толкают ее к подобному антипедагогическому занятию. Учительница хочет поддержать мальчика, живущего в суровые военные годы у своей тетки и постоянно испытывающего чувство голода. Все ее попытки открыто подкормить автора повествования наталкиваются на его принципиальный отказ. Мальчик предпочитал испытывать страдания от голода, нежели от унижения при получении помощи от посторонних людей. Он мог принять только честный заработок или честный выигрыш. Понимая это, учительница и затевает свои манипуляции с играми на деньги, поскольку только таким способом она видит возможность помочь своему ученику. И, надо сказать, Лидии Михайловне удается реализовать свой благородный замысел. Ее ученик, хоть и испытывал определенную неловкость при получении денег от учительницы, всегда был уверен, что получает честный выигрыш.

170

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.