Поскольку основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе могут иметь различное направление и разный удельный вес, то можно говорить о вертикальных и горизонтальных конфликтах.
Вертикальные конфликты возникают при появлении противоречий в своеобразной иерархической структуре: между обществом и системой образования, между администрацией школы и учителем, между учителем и учеником.
Кроме этого, имеют место и горизонтальные конфликты: "учитель - учитель", "ученик - ученик", "родитель - родитель" и т.п.
Некоторые авторы обращают внимание на то, что конфликты учителей с учащимися младших, средних и старших классов имеют существенные отличия. Например, В.И. Журавлев, описывая конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах, выделяет конфликты дидактического характера, конфликты этики и запредельно-этические конфликты. Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками автор выделяет конфликты дисциплины, конфликты в сфере дидактического взаимодействия,
146
конфликты в методике обучения и конфликты в тактике взаимодействия учителей с подростками, а также конфликты этики. В работе с учащимися старших классов имеют место конфликты, связанные с дисциплиной учеников, конфликтогенное поведение педагогов и конфликты, вызываемые бестактностью учителей [31, гл. 5, 6, 7].
Конфликт можно описать с помощью различных характеристик.
По содержанию или по предмету, вокруг которого возникает столкновение субъектов, различают следующие конфликты: бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, этические, амбициозные.
В бытовых конфликтах столкновение субъектов происходит вокруг каких-либо бытовых проблем: почему в классе грязно? Куда запропастился классный журнал? Почему нет мела? Кто должен стереть с доски? Когда в школе появится новая мебель в классах и сделают ремонт в учительской? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые довольно часто возникают в столкновениях бытового характера между учителем и учениками, учителями и школьной администрацией.
Административные конфликты возникают вокруг полномочий в системе "начальник - подчиненный". Это типичные вертикальные конфликты. Например, если директор школы вменяет в обязанности учителя дополнительные виды деятельности (допустим, поливать цветы в школе во время летних каникул), а учитель отказывается от их выполнения, то между ними может возникнуть административный конфликт.
Профессиональные конфликты возникают, как правило, в сфере профессиональной деятельности между представителями одной профессии. В качестве объекта конфликта выступают особенности организации этой деятельности. Например, принципиальные разногласия двух учителей, преподающих один и тот же учебный предмет, по поводу методики изучения конкретной темы, или существенные расхождения их взглядов на способы поощрений и наказаний учащихся. У педагогов такие конфликты могут возникать не только с коллегами, но также с учениками или их родителями, выражающими недовольство методикой преподавания учителя или системой оценивания знаний учащихся.
Предметом столкновения в идеологических конфликтах выступают отношения субъектов к тому или иному явлению идеологического характера. Примерами конфликтов такого рода являются бурные споры людей, в том числе и учителей, по поводу важнейших событий, происходящих в России и за ее пределами: приватизации, военных действий в Чечне и других уголках мира, террористических актов в Москве и других городах, выборов в Государственную Думу и президента России, а также в местные органы законодательной и исполнительной власти, заявлений
147
ведущих политиков разных стран и иные важные общественно-политические события. Идеологические конфликты способны существенно развести представителей одной профессии по лагерям различных политических партий и общественных движений, превратив их из коллег в политических противников.
В психологических конфликтах предметом столкновения становятся конкретные особенности психических свойств и процессов одного из субъектов, вызывающие неудобства у другого субъекта общения. Так, в школьной практике встречаются примеры, когда учителя, отличающиеся быстротой мышления, крепкой памятью и холерическим темпераментом, вступают в конфликты с медлительными учениками, долго ищущими ответы на самые элементарные вопросы. Низкая скорость мыслительных процессов, слаборазвитая речь и медлительность таких учащихся вызывают раздражение у педагогов и порождают конфликты.
Предметом столкновений в этических конфликтах становятся нормы поведения, а точнее, отступления одного из субъектов от сложившихся норм, либо ориентация субъектов на различные нормы поведения. Порой в руки учителя попадает записка, которой обмениваются ученики на уроке. Учитель вправе потребовать от учащихся прекращения переписки во время урока, но он не имеет право читать не ему адресованное послание, тем более озвучивать его всему классу. Нарушение этого правила чревато возникновением этического конфликта.
Амбициозные конфликты отличаются тем, что объектом столкновения в них выступают претензии одного из субъектов на особый статус, на особое отношение к себе. "Я в этой школе проработал двадцать лет и поэтому требую, чтобы при составлении расписания мои уроки были сгруппированы в те дни, которые я указал в своей заявке!" - говорит учитель завучу школы. И если завуч не выполнит предъявленных требований учителя, то между ними может возникнуть амбициозный конфликт.
Существуют также конфликты, когда у каждого из субъектов присутствует свой предмет интереса и каждый из них ориентируется лишь на себя, не желая считаться с партнером по общению.
Например, учитель довольно бурно выражает свой протест директору школы по поводу того, что его кабинет нуждается в срочном ремонте: стены покрываются плесенью, с потолка падает штукатурка, электропроводка становится опасной для жизни учащихся, а освещение не отвечает гигиеническим нормам. Директор же обращает внимание не на содержание требований учителя, а на тон, с которым эти требования излагаются. Директор считает, что учитель разговаривает с ним слишком резко и некорректно. Получается, что для учителя предметом столкновений с директором являются бытовые вопросы, а для директора - этические. Поэтому стороны не смогут договориться до тех пор, пока
148
не переведут разговор в одну плоскость: станут обсуждать либо бытовые проблемы школы, либо проблемы педагогической этики.
Иногда встречаются бессодержательные, пустые или беспредметные конфликты, так как между субъектами нет предмета столкновения. Причиной такого конфликта может быть плохое самочувствие одного из субъектов общения или, напротив, его особый эмоциональный подъем по поводу какого-то значимого для него события.
Например, один ученик может не работать на уроке математики из-за элементарного заболевания гриппом или из-за переутомления на предыдущем уроке физической культуры. Другой - "выпадает" из урока, так как получил известие о том, что ему предстоит поездка на важный для него конкурс музыкантов или на спортивные соревнования федерального уровня. Поэтому он никак не может отвлечься от этого существенного для себя события и настроиться на урок. А учитель не обращает внимания ни на болезнь одного, ни на радость другого и "награждает" обоих "двойками", создавая конфликтную ситуацию и с этими учениками, и с их родителями, и с классом.
По числу субъектов различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
Во внутриличностном конфликте противоречие возникает между двумя внутренними противоположно направленными мотивами, интересами или потребностями одного человека. В современной жизни каждому из нас довольно часто приходится делать выбор: встать утром пораньше и сделать зарядку на свежем воздухе или же понежиться лишний часочек в теплой постели; высказать в лицо своему начальнику все, что думаешь о его интеллектуальных и организаторских способностях, или же не говорить, чтобы не портить отношений с ним и не наживать неприятностей.
В межличностном конфликте происходит столкновение интересов двух личностей, которые заявляют о своем праве на предмет спорной ситуации. Например, такой конфликт может возникнуть, когда учитель отказывается выполнить просьбу директора школы о том, чтобы повысить итоговую отметку ученику, не отличающемуся ни способностями, ни прилежанием, ни уважением к этому учителю.
Межличностные конфликты довольно часто возникают между всеми субъектами общения в школе: учителем и учеником, директором и учителем, учителем и родителем ученика, между двумя учениками и учителями.
Межгрупповой конфликт представляет собой столкновение интересов двух групп как совокупных субъектов общения. Примером такого конфликта может быть противостояние двух микрогрупп одного класса в борьбе за право навязать свои нормы взаимоотношений
149
между одноклассниками. Возможно также противостояние двух классов одной школы, отстаивающих свои групповые интересы.
Следует отметить, что внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликты по своему содержанию могут быть бытовыми, административными, профессиональными, идеологическими, психологическими, этическими и амбициозными.
При рассмотрении конфликтов, возникающих в профессионально-педагогическом общении, можно использовать описанные выше характеристики. Особенно если речь идет о взаимодействии взрослых людей: представителей школьной администрации, учителей и родителей, т.е. субъектов, относительно равных в жизненном плане.
Когда же речь заходит о конфликтах взрослых и детей, то возникает ряд принципиальных особенностей, на которые необходимо обратить внимание.
Прежде всего, эти особенности связаны с существенным неравенством субъектов такого конфликта. Взрослый (учитель, директор или родитель) обладает большим, нежели ребенок, жизненным опытом, его поведение более стабильно, он в меньшей мере подвержен импульсивным действиям и в большей степени способен к осмыслению складывающейся конфликтной ситуации. В отличие от взрослого у ребенка значительно меньший жизненный опыт, его поведение более импульсивно, а способность к аналитической деятельности довольно невысокая.
Другая особенность конфликтов взрослых и детей связана с предметом их конфликта. Если при конфликтных столкновениях взрослых людей каждый из субъектов имеет свой предмет интереса, что вынуждает стороны действовать вопреки намерениям друг друга, то в конфликтах педагогов и воспитанников ситуация складывается иначе. Поскольку миссия педагога заключается в том, чтобы способствовать обучению, воспитанию и развитию ребенка, то любая профессиональная деятельность учителя-воспитателя подчинена этой благородной миссии. Поэтому все стратегические интересы педагога связаны с задачами развития ребенка и введения его в мир культуры, в том числе и в мир культуры взаимоотношений между людьми. Следовательно, интересы педагога как субъекта того или иного педагогического конфликта в итоге должны быть все равно направлены на интересы ребенка. Ведь педагог достигает положительного эффекта не тогда, когда удалось перехитрить или обмануть своего воспитанника в споре или конфликте, а когда он смог сделать ученика своим союзником и оказать ему помощь в процессе восхождения к культурным ценностям. Получается, что интересы педагога как субъекта конфликта оборачиваются на интересы ребенка. Поэтому в конфликте между педагогом и воспитанником субъекты имеют не различные интересы, а один общий интерес, связанный с процессом развития ребенка.
150