Скрытыми называются трансакции, в которых одновременно осуществляется не менее двух ролевых позиций каждого из партнеров по общению. В трансакции такого вида можно выделить два условных плана: внешний, видимый (социальный) и скрытый (психологический).
Рассмотрим такую ситуацию. На уроке учитель предложил учащимся открыть учебники и самостоятельно изучить конкретный вопрос. Наблюдая за самостоятельной работой учеников, учитель заметил, что один из них читает не учебник, а художественное произведение, не имеющее никакого отношения к уроку. После истечения времени, отведенного на самостоятельную работу с учебником, учитель приступает к опросу учащихся. "К доске пойдет Соловьев", - говорит он. Слова учителя звучат спокойно, корректно, без раздражения, без заискивания перед учеником, без давления на него с помощью голоса. В ответ ученик также спокойно и корректно произносит: "Олег Николаевич! Можно я еще поготовлюсь?"
На первый взгляд здесь осуществляется взаимодополняющая трансакция типа Взрослый - Взрослый. В самом деле, любой сторонний наблюдатель может сказать, что корректный Взрослый учителя предлагает Взрослому ученика заняться делом: "Я предложил классу самостоятельное изучение вопроса, а теперь хочу выяснить, как усвоен изученный материал. Поэтому прошу Соловьева выйти к доске и озвучить прочитанное". А в ответ все, кто находился в учитель Ученик классе, слышат спокойное обращение Взрослого ученика к Взрослому учителя с просьбой разрешить ему еще немного поготовиться. В этом случае как бы осуществляется трансакция, изображенная на рисунке 16.
Однако наш учитель не просто вызывает ученика к доске. Он ведь знает, что ученик-то отвлекался и нужный материал не изучал. Следовательно, Родитель учителя может подсказать педагогу, что "на уроке отвлекаться нельзя", что "нарушителя дисциплины надо наказать". Поэтому у учителя появятся и
Рис. 16
139
другие слова, которые он не будет произносить вслух: "Сейчас я посмотрю, как ты будешь себя чувствовать! Будешь знать, как отвлекаться на уроке!" Тем самым скрытый коммуникат учителя будет направлен от его Родителя к Дитя ученика.
Очевидно, ученик, попавший в такую ситуацию, будет чувствовать себя довольно неловко. Его Дитя начнет тревожиться: "Ну вот, опять влип. Что же делать? Как упросить учителя, чтобы не вызывал меня к доске?" Поэтому обращение к учителю с просьбой еще немного поготовиться может отражать внутренние, не произносимые вслух слова ученика: "Ну, пожалуйста, не вызывайте меня сейчас к доске! Я больше не буду отвлекаться!" Тем самым скрытый коммуникат ученика будет направлен от его Дитя к Родителю учителя.
На рисунке 17 видно, что на социальном плане происходит общение Взрослый - Взрослый (сплошные коммуникаты 1 - 2), а на психологическом уровне осуществляется трансакция, которую мы обозначили как пристройку "сверху" (пунктирные коммуникаты 3 - 4).
Рис. 17
Скрытые коммуникаты существенно обогащают общение партнеров, поскольку вовлекают в процесс взаимодействия дополнительные данные Родителя, Взрослого и Дитя. Одновременно скрытые трансакции создают дополнительные трудности партнерам по общению, так как скрытые коммуникаты часто не совпадают с внешними, видимыми коммунистами, противоречат им и перечеркивают их.
Наличие скрытых коммунистов превращает общение в своеобразную игру, в которой есть видимый и скрытый планы.
На внешне видимом плане и учитель, и ученик ориентируются на соблюдение формальных атрибутов общения. В условиях урока педагог предложил учащимся изучить новую тему, а затем попросил одного из учеников ответить по изученному материалу. В свою очередь, ученик Соловьев дал учителю информацию о том, что он еще недостаточно хорошо освоил новый материал, что ему хотелось бы не отвечать у доски, а поготовиться еще немного на своем месте. Это внешне видимый план их общения понятен всем присутствующим в классе.
На скрытом плане и учитель, и ученик ориентируются на личностные атрибуты общения. Самолюбие учителя было задето дерзкой выходкой ученика, отдавшего предпочтение не учебному предмету, а посторонним занятиям на уроке. Поэтому внутренний голос
140
учителя будет подыскивать достойные этому задетому самолюбию слова типа: "Ну и наглец!", "Ах ты, нахал!", "Ах ты, умник!", "Ну, я тебя проучу за это!" Подобные непроизносимые слова учителя и определяют направление его скрытого коммуниката от своего Родителя к Дитя ученика.
В свою очередь, обращение учителя к Соловьеву с просьбой выйти к доске также задевает самолюбие ученика. Ведь сейчас вскроется его обман, сейчас и педагог, и все ученики поймут, что он не справился с заданием, что он либо обманщик, либо тупица, либо лентяй. Поэтому лихорадочный поиск выхода из создавшегося положения может сопровождаться такими непроизносимыми вслух словами ученика: "Не повезло!", "Он (учитель) все же видел, что я не читал учебник!", "К доске выходить нельзя, так как я не знаю материала! Но как же выйти из этой ситуации, чтобы не позориться перед классом?", "Как отвести от себя гнев учителя?", "Попробую вести себя корректно: не признаюсь, что не знаю нового материала, но и отвечать не пойду, попрошу отсрочки". Подобный лихорадочный поиск решения и сопровождающие этот поиск слова определяют зависимую позицию ученика и говорят о том, что его скрытый коммуникат направлен от его Дитя к Родителю учителя.
Следует отметить, что сами непосредственные участники общения, т.е. учитель и ученик, не получают полной информации о скрытых коммуникатах своего партнера, а могут лишь догадываться о них. Еще меньшую информацию об этих скрытых коммуникативных посылах учителя и ученика Соловьева, об их внутренних диалогах получат сторонние наблюдатели общения, т.е. все ученики класса.
Таким образом, знания о ролевых позициях партнеров по общению и видах трансакций дают возможность для осуществления двух принципиально важных функций педагогической деятельности: аналитической и прогностической. Во-первых, эти знания позволяют анализировать особенности состоявшегося общения между педагогом и воспитанником, понимать причины успешного или, напротив, неудачного взаимодействия между ними, видеть промахи в действиях педагога. Во-вторых, на основе этих знаний у педагога появляются возможности для прогнозирования своего общения со своими подопечными, для влияния на характер этого общения в ходе взаимодействия с воспитанником.
- Что понимается под состояниями партнеров по общению?
- Охарактеризуйте состояние Родителя. Приведите примеры воздействия на партнера с позиции Родителя.
- Что характерно для состояния Дитя? Приведите примеры, в которых ученик находится в позиции Дитя.
141
- Охарактеризуйте состояние Взрослого. Подберите примеры, в которых ученик общается с учителем, находясь в позиции Взрослого.
- Подберите из литературных источников ситуации взаимодействий педагогов и воспитанников. Проанализируйте особенности ролевых позиций общающихся в этих ситуациях людей.
- Инсценируйте небольшие фрагменты известных детских сказок и охарактеризуйте ролевые позиции действующих персонажей.
- Поупражняйтесь в выполнении некоторых типичных действий учителя: а) войдите в класс и поприветствуйте учащихся; б) выразите свое возмущение по поводу того, что ученик отвлекается на вашем уроке. Повторите подобные действия поочередно, занимая различные ролевые позиции.
- Подберите примеры педагогических ситуаций к схемам, изображенным на рисунках 5, 7, 9, 10, 14 и 15.
142