6.2.1. Пристройка "сверху"

Представим себе следующую ситуацию: учитель начинает урок с анализа проведенной ранее самостоятельной работы. Обращаясь к конкретному ученику, он в резких тонах, в бесцеремонной, а порой и грубой форме говорит, что этот ученик получил за самостоятельную работу оценку "2", так как из-за своего невнимания и небрежного отношения к инструктажу, проводимому учителем перед началом работы, не понял сути заданий, все перепутал и не смог их выполнить верно. При этом учитель допускает по отношению к ученику такие выражения, как "лентяй", "тупица", "балбес" и т.п. Очевидно, что педагог в данном случае начинает общение с учеником с ролевой позиции Родителя и направляет свой коммуникативный посыл на ролевую позицию Дитя своего ученика.

В свою очередь, ученик, пытаясь оправдаться, обращается к учителю извиняющимся тоном, робко и застенчиво. Он объясняет педагогу причины своих затруднений и тем самым как бы просит извинения за свое невнимание к инструктажу учителя и за результаты своей самостоятельной работы.

Ученик, соглашаясь с отведенной ему ролевой позицией Дитя, осуществляет свой коммуникативный посыл от этой ролевой позиции к Родителю своего учителя, дополняет первый коммуникативный посыл. Описанная трансакция может быть изображена схематически (рис. 4).

Рис. 4
Рис. 4

Коммуникат ученика идет параллельно коммуникату учителя, как бы дополняя его, поэтому данная трансакция и называется взаимодополняющей. А поскольку первый коммуникат осуществлен с более высокой ролевой позиции, то трансакция именуется как пристройка "сверху".

Пример пристройки "сверху" хорошо описан в повести Н. Соломко "Если бы я был учителем".

Звенит звонок - это начало моих ежедневных мучений.

Анна Михайловна входит в класс:

  • - Здравствуйте. Садитесь. Кто отсутствует?

131

  • - Все тута, - отвечает дежурный.
  • - Что я вам задавала?

Класс настороженно молчит: она задавала выучить наизусть стихотворение.

  • - Кажется, я задавала вам стихотворение... Все выучили?
  • - Все! - говорит отличница Ленка.
  • - Так не бывает, Лена, - усмехается Анна Михайловна.
  • - Афанасьев!
  • - Я... - уныло откликается самый длинный ученик в классе, - это...
  • - Не выучил? - неодобрительно смотрит на него Анна Михайловна.
  • - Так я огород копал... Не успел...
  • - Сядь, "два".
  • - Я к завтрему выучу... - басом канючит Афанасьев. - Не ставьте...
  • - Вот когда выучишь, тогда поговорим.

(Соломко Н. Если бы я был учителем. - М., 1987. - С. 125.)

Другая разновидность пристройки сверху показана на рисунке 5. Предлагаем читателю подобрать для нее педагогическую ситуацию.

 Рис. 5
Рис. 5

132

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.