Представим себе следующую ситуацию: учитель начинает урок с анализа проведенной ранее самостоятельной работы. Обращаясь к конкретному ученику, он в резких тонах, в бесцеремонной, а порой и грубой форме говорит, что этот ученик получил за самостоятельную работу оценку "2", так как из-за своего невнимания и небрежного отношения к инструктажу, проводимому учителем перед началом работы, не понял сути заданий, все перепутал и не смог их выполнить верно. При этом учитель допускает по отношению к ученику такие выражения, как "лентяй", "тупица", "балбес" и т.п. Очевидно, что педагог в данном случае начинает общение с учеником с ролевой позиции Родителя и направляет свой коммуникативный посыл на ролевую позицию Дитя своего ученика.
В свою очередь, ученик, пытаясь оправдаться, обращается к учителю извиняющимся тоном, робко и застенчиво. Он объясняет педагогу причины своих затруднений и тем самым как бы просит извинения за свое невнимание к инструктажу учителя и за результаты своей самостоятельной работы.
Ученик, соглашаясь с отведенной ему ролевой позицией Дитя, осуществляет свой коммуникативный посыл от этой ролевой позиции к Родителю своего учителя, дополняет первый коммуникативный посыл. Описанная трансакция может быть изображена схематически (рис. 4).
Рис. 4
Коммуникат ученика идет параллельно коммуникату учителя, как бы дополняя его, поэтому данная трансакция и называется взаимодополняющей. А поскольку первый коммуникат осуществлен с более высокой ролевой позиции, то трансакция именуется как пристройка "сверху".
Пример пристройки "сверху" хорошо описан в повести Н. Соломко "Если бы я был учителем".
Звенит звонок - это начало моих ежедневных мучений.
Анна Михайловна входит в класс:
- - Здравствуйте. Садитесь. Кто отсутствует?
131
- - Все тута, - отвечает дежурный.
- - Что я вам задавала?
Класс настороженно молчит: она задавала выучить наизусть стихотворение.
- - Кажется, я задавала вам стихотворение... Все выучили?
- - Все! - говорит отличница Ленка.
- - Так не бывает, Лена, - усмехается Анна Михайловна.
- - Афанасьев!
- - Я... - уныло откликается самый длинный ученик в классе, - это...
- - Не выучил? - неодобрительно смотрит на него Анна Михайловна.
- - Так я огород копал... Не успел...
- - Сядь, "два".
- - Я к завтрему выучу... - басом канючит Афанасьев. - Не ставьте...
- - Вот когда выучишь, тогда поговорим.
(Соломко Н. Если бы я был учителем. - М., 1987. - С. 125.)
Другая разновидность пристройки сверху показана на рисунке 5. Предлагаем читателю подобрать для нее педагогическую ситуацию.
Рис. 5
132