1.2. Общение и деятельность

Является ли общение деятельностью особого рода или же общение - это всего лишь один из атрибутов трудовой, учебной, игровой и какой-либо иной деятельности?

Исторически общение между людьми возникало и складывалось, прежде всего, непосредственно в совместной трудовой деятельности. Даже корень слова "общение" тот же, что и слова "сообща". Объединение усилий позволяло нашим далеким предкам приобретать дополнительную физическую мощь и за счет этого выживать в нелегкой борьбе с природой. Люди не просто собирались вместе. Для объединения усилий и организации совместной деятельности им необходимо было понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими ее участниками. А это возможно благодаря общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных средств.

В большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве существенного и неотъемлемого ее атрибута, важного условия ее успешности. Вне общения людей друг с другом немыслимы не только трудовые процессы, но также учение, игра и многие другие виды деятельности. Нельзя не согласиться с А.А. Леонтьевым, который утверждает единство и взаимосвязь труда, сознания и общения в процессе анализа развития человека и человеческого общества: "Ни одна из этих категорий не может быть "выключена" из общего процесса развития: развитие труда невозможно без эволюции сознания и общения, развитие сознания связано с развитием, усложнением, дифференциацией трудовой деятельности и появлением специфического, основного средства общения - языка, наконец, развитие общения понятно только в свете развития трудовой деятельности и эволюции сознания" [62, с. 236].

Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками.

16

Ибо любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их конкретными правами и обязанностями.

Учебная деятельность, как правило, предусматривает роли учителей и учащихся, права педагогов на управление познавательной и практической деятельностью обучаемых, а также обязанности по соблюдению норм педагогической этики во взаимодействии со школьниками, их родителями, со своими коллегами. Поэтому общение конкретного учителя со своими учащимися на уроках будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге.

На уроке будет преобладать деловое общение, нацеленное на то, чтобы помочь учащимся усвоить новые понятия, овладеть более сложными умениями и навыками, когда, например, приходится работать с вычислительной техникой, решать учебные задачи, собирать электрические схемы и т.п. Учитель выступает в роли компетентного специалиста и организатора деятельности учащихся, отвечающего по закону перед своими учениками, их родителями и обществом за качество своей работы.

В игровой деятельности со своими сверстниками этот учитель будет всего лишь одним из участников, использующих игру как средство своеобразной разрядки и отдыха от своей основной работы, как возможность психологической подзарядки положительными эмоциями. Здесь общение способствует взаимопониманию партнеров в ходе игры, обмену мнениями о ее качестве и предполагает внесение необходимых поправок в свои действия. В случае неудачной игры учитель может выйти из нее в любой момент и уже не несет за это никакой административной ответственности.

Наряду с этим общение может протекать как самостоятельный процесс, не обслуживающий никакую деятельность. Например, это имеет место при знакомстве людей друг с другом, при обсуждении случайно встретившимися прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они неожиданно оказались. Такой вариант общения А.А. Леонтьев определяет как "чистое" общение, не включенное в какую-либо совместную деятельность. Через это общение происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми, в результате чего создаются условия, когда внутренний мир одного человека раскрывается для другого.

Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения.

17

Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности. В этой связи М.С. Каган отмечает, что вопрос заключается в том, согласимся ли мы считать деятельностью только операции, производимые субъектом с объектами, или же будем понимать под деятельностью всю полноту и целостность проявлений действенной энергии человека как субъекта. Если деятельность человека не сводить к его предметной деятельности, то общение естественно впишется в это целокупное и разностороннее проявление человеческой активности.

Ведь наряду с материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности.

Яркими примерами такого общения служат довольно бурные обсуждения болельщиками итогов сыгранного матча с участием своей любимой команды либо своеобразные тусовки поклонников популярных эстрадных певцов. Эти люди не ставят задачи по созданию каких-либо материальных ценностей, а преследуют совершенно иные цели. Например, спортивных болельщиков привлекает возможность обменяться мнениями о действиях любимых игроков, о положении своей команды в турнирной таблице и о дальнейших перспективах ее выступлений в чемпионате. В процессе общения у каждого появляются возможности для проявления своей эрудиции в понимании сути спортивной борьбы, осуществляется сближение позиций партнеров по общению, создаются условия для отделения "своих" болельщиков от "чужих".

Рассмотрение общения как деятельности имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет использовать соответствующий понятийный аппарат, получивший признание как в психологии, так и в педагогике.

Заслуживает внимания концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым и развитая в трудах Б.Ф. Ломова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина и других психологов. Согласно этой концепции, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Осуществить анализ деятельности - значит указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее мотивы, описать разновидности действий и операций, составляющих эту деятельность.

Процесс активности человека побуждается тем или иным мотивом, за которым стоит та или иная актуальная потребность. При этом мотив деятельности может как осознаваться, так и быть неосознанным.

18

Действие же побуждается осознаваемой целью, т.е. тем результатом, который может быть получен данным действием. А.Н. Леонтьев отмечает, что процесс активности со стороны мотива выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели - в качестве действия или системы, цепи действий.

Например, когда ученик читает книгу, то ее содержание является тем предметом, на который направлена его активность. При этом необходимо понять, что побуждает ученика к чтению. Если ученик читает книгу потому, что удовлетворяет свою потребность в знаниях, то можно утверждать, что источником его активности является познавательный мотив. Поэтому чтение книги будет деятельностью, так как предмет активности совпадает с мотивом. Если же ученик читает книгу лишь в силу необходимости подготовиться к экзамену, то причиной его активности выступает не потребность в знаниях, а конкретная цель - получение оценки на экзамене. Чтение книги в этом случае будет действием, побуждаемым осознаваемой целью - получить отметку за ответ на экзамене. Это действие является включенным в совсем другую деятельность по подготовке к экзаменам.

Таким образом, действие выступает как составная часть, как единица деятельности, в том числе коммуникативной.

Действие может осуществляться разными способами в зависимости от тех или иных условий, в которых оно завершается. Эти способы получили название операций.

Например, когда первоклассник учится писать буквы, то вначале сам процесс является для него действием, которое направляется сознательной целью - правильно написать букву. Позже, по мере овладения этим действием, ребенок будет использовать написание букв как способ для выполнения более сложных действий - написания слов и предложений. А написание букв превратится для него из действия в операцию. Можно сказать, что операция является составной частью действия, его элементом.

Действие, таким образом, имеет свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не целью, а условиями ее достижения. А весь процесс деятельности, в том числе и коммуникативной, строится как система "сопряженных актов" (Б.Ф. Ломов), в ходе которых создаются условия для обмена информацией между партнерами, установления и корректировки их отношений, познания партнерами друг друга и самих себя.

Следовательно, общение как коммуникативная деятельность может быть представлено как процесс активности человека, направленный на другого человека (на его чувства, мотивы, поступки), выражаемый с помощью различных коммуникативных средств (слов, жестов, мимики) и побуждаемый соответствующими мотивами (познать другого человека как личность) для реализации той

19

или иной коммуникативной потребности (вступить в контакт с другим человеком, приобщить партнера к своим ценностям).

Коммуникативные действия - это активность человека по отношению к другому человеку, преследующая определенные цели: передать информацию, изменить поведение, воздействовать на чувства партнера.

Коммуникативные операции - это способы осуществления коммуникативных действий. Например, когда ребенка обучают, как надо здороваться со взрослыми людьми, как входить в чужой дом и вести себя в гостях, как надо знакомиться с новыми друзьями, то сам процесс научения ребенка будет состоять из коммуникативных действий. Ему предлагают: войди, скажи "Здравствуйте!", протяни руку для знакомства, назови свое имя. А он послушно повторяет эти действия, контролируя правильность их выполнения. Когда же ребенок овладеет подобными действиями, то процедура знакомства либо процедура появления в чужом доме превратится из коммуникативных действий в коммуникативные операции. Ребенок самостоятельно, без подсказок взрослого, может представиться: "Здравствуйте! Меня зовут Олегом!", протянуть руку для знакомства, осуществить иные необходимые в таких случаях операции.

Поскольку активность в общении направлена на партнера по общению, то можно утверждать, что предметом коммуникативной деятельности является другой человек - партнер по общению. Более того, предметом активности в общении может быть не просто абстрактный партнер, а та или иная особенность конкретной личности, выступающей в качестве партнера по общению. Например, при общении с известным артистом или спортсменом предметом общения будет именно популярность этого человека, его успех у зрителей или его спортивные достижения. Не случайно при обсуждении особенностей своих эстрадных или спортивных кумиров школьники с восторгом говорят о том, как он (кумир) "был необычно одет", "как оригинально играл на гитаре и пританцовывал", "как эффектно завершил выступление" или "как ловко обыграл своих соперников", "как неотразимо пробил по воротам, забил гол и принес победу своей команде".

Это особенно важно учитывать при анализе общения педагога со своими воспитанниками, поскольку их взаимодействие всегда носит конкретный характер. Очевидно, школьника притягивает к себе либо отталкивает от себя не просто человек с дипломом учителя.

В общении с одним учителем предметом коммуникативной активности школьника может быть его высокая компетентность в конкретной области знаний. Ученика привлекают начитанность и эрудированность педагога, его умение решить любую математическую

20

задачу или проанализировать ту или иную историческую ситуацию. Поэтому можно предположить, что в качестве внутреннего побуждения к общению ученика с этим учителем будут выступать, прежде всего, познавательные мотивы: ученик вступает в общение, чтобы узнать что-то новое и интересное, чтобы проверить уровень своей компетентности в определенной области знаний, чтобы научиться решать более сложные задачи.

В общении с другим учителем в качестве предмета коммуникативной активности ученика могут выступать высокая нравственность, отзывчивость педагога, его способность понять внутренний мир школьника и оказать ему необходимую помощь и поддержку в решении его личностных вопросов. Вероятнее всего, ученик в коммуникативной деятельности с этим учителем будет побуждаться главным образом нравственными мотивами. Школьник вступает в общение не столько для того, чтобы узнать что-то интересное, освоить какие-либо новые способы интеллектуальной и практической деятельности. Ученика будет притягивать педагогический такт учителя, уважительное отношение к его (ученика) личности, заинтересованность в его судьбе.

Для педагогического анализа важны, прежде всего, нравственный смысл общения педагога и воспитанников, педагогическая целесообразность используемых учителем методов и приемов, а также те нравственные новообразования, которые формируются в процессе их общения.

Задумаемся над вопросом: что побуждает ученика оставаться после уроков и что-то мастерить в кабинете учителя?

Это может быть поиск чего-то нового, неоткрытого для себя, т.е. то, что побуждается познавательным мотивом.

Это может быть интерес к личности педагога, тяга к общению с ним. Ведь он не только научит собирать радиосхемы или составлять компьютерные программы, но и поможет разобраться в таких важных понятиях, как "добро и зло", "дружба и любовь", интерес к которым есть практически у каждого школьника. Побуждаемый нравственными мотивами и мотивами общения, ученик остается после уроков.

А возможно, что остаться после уроков школьника заставляют страх перед учителем, опасение навлечь на себя его немилость, боязнь наказания.

Очевидно, что одно и то же событие - работа ученика после уроков в кабинете учителя - будет иметь совершенно различные нравственные смыслы. Поэтому важно, чтобы педагог не только обращал внимание на внешне видимые проявления активности своих подопечных, но и понимал причины этой активности, видел те мотивы, которые побуждают школьника совершить тот или иной поступок, проявлял заботу о нравственных смыслах этих поступков.

21

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.