Глава 6

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСАКЦИОННОГО
АНАЛИЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ОБЩЕНИИ

6.1. Различные состояния партнеров по общению

Теория трансакционного (или трансактного) анализа была разработана психологом и психотерапевтом Э. Берном и получила признание во всем мире благодаря своей доступности, понятности, кажущейся очевидности и открытости и для узких специалистов, и для всех педагогов и психологов. Использование логики трансакционного анализа позволяет не только понять состояния, в которых находятся вступившие в общение партнеры, но и увидеть своеобразные линии их взаимодействия и на основе этого объяснить причины гладкого или, напротив, конфликтного общения.

Согласно этой теории, каждый человек может находиться в трех различных состояниях: "Родитель", "Взрослый", "Дитя". Говоря иначе, в каждом из нас как бы живут одновременно три человека: "Родитель", "Взрослый", "Дитя". (Условимся, что в дальнейшем мы будем записывать эти состояния с заглавной буквы без кавычек.)

Состояния Родителя и Дитя представляют собой своеобразные коллекции записей, отраженных в мозгу человека в результате его взаимодействия со своими родителями в первые годы жизни (от рождения до 3 - 4 лет).

В этот период многие действия малыша сопровождаются многочисленными запретами: нельзя брать в рот игрушку, упавшую на землю; нельзя подходить к телевизору; нельзя брать в руки ножи и вилки; нельзя срывать скатерть со стола за обедом. Эти многочисленные "нельзя" часто сопровождаются страдальческим выражением маминого лица, ее испуганным криком, а иногда даже неприятными ощущениями боли от физического воздействия.

Другая категория детских поступков, напротив, получает одобрение мамы или папы. Ребенок понимает, что он "молодец", если

121

сам поднялся и не заплакал после падения на пол; что он поступил хорошо, если все съел за обедом; что он "хороший мальчик", если сам убрал свои игрушки на место.

Поскольку источником информации о действиях растущего человека являются люди "почти двухметровой высоты", "значимые взрослые", то исходящие от них правила и наставления записываются в Родителе малыша как абсолютная истина. В Родителе отражаются предписания о поведении, верования и предрассудки, убеждения, ценности и установки, полученные ребенком от своих родителей и воспринимаемые им как свои собственные.

Следует отметить, что многие Родительские данные очень помогают маленькому человеку в его стремлении стать самостоятельным. Большое число этих данных, полученных в результате наблюдений за взрослыми, содержит прямые указания, "как сделать то-то и то-то": как надо держать ложку, как заправить постель, как сложить свою одежду, как поблагодарить хозяйку, как дать отпор своему обидчику.

Значительное число предписаний взрослых выполняет охранительную функцию и предостерегает ребенка от физической боли, травм и увечий. Хорошо, если в Родителе ребенка зафиксируется, что нельзя выбегать на проезжую часть улицы, что нельзя прикасаться к электрической розетке или горячему утюгу, что нельзя брать в руки спички. То есть записи Родительских предписаний - это важное подспорье для выживания как в физическом, так и в социальном плане.

Состояние Дитя - это также богатая коллекция переживаний, испытанных человеком в раннем детстве.

Дело в том, что на маленького и беспомощного ребенка, движимого биологическими побуждениями, обрушивается бесконечное число самых разнообразных требований. Родители малыша требуют, чтобы он засыпал (даже если малышу этого не хочется), чтобы он кушал то, что ему дают (даже если это не очень-то нравится), чтобы он не брал в рот блестящие предметы (которые так хочется попробовать на вкус). Мама и папа постоянно требуют, чтобы ребенок пожертвовал удовлетворением своих основных потребностей ради родительского одобрения. А отказ от удовлетворения этих потребностей вызывает отрицательные эмоции у ребенка.

К тому же ребенку не всегда понятны причины появления или исчезновения этого Родительского одобрения, а также причины смены одобрения на раздражение. Только что родители демонстрировали свое удовлетворение из-за того, что ребенок самостоятельно пьет молоко из чашки, и вдруг они стали раздражительны из-за того, что часть этого молока малыш вылил на мамино платье. Непонимание причин смены настроения родителей также вызывает отрицательные эмоции у ребенка.

122

Взрослые знают, что осуществляется вполне естественная притирка биологических потребностей ребенка с нормами поведения, принятыми в данном обществе. Но ребенок-то не знает этого. Поэтому его отрицательные эмоции трансформируются в отрицательные сведения о себе: "У меня что-то не в порядке, я виноват, я плохой". Убежденность "я плох" все время подкрепляется чувством "я несчастен". То и другое непрерывно записывается в мозгу, и стереть эту запись невозможно.

Эта долгая запись достается каждому в наследство от детства. Именно каждому, даже ребенку добрых любящих родителей. Проблема порождается не родителями, а самой ситуацией детства. А поскольку каждый человек вырастает из детства, то в его Дитя оказываются изначально записанными чувства вины, страха, собственной ничтожности.

И когда в повседневной жизни взрослый человек попадает в ситуацию затруднения, то он может испытывать те же ощущения, которые испытывал в детстве. Это стимулирует состояние его Дитя, и тогда проигрываются записанные чувства: и вины, и страха, и собственной ничтожности, и ряд других. Взрослый человек превращается в маленького человечка, которого легко обидеть, легко подчинить, сделать зависимым от окружающих. Поэтому когда кто-либо охвачен чувствами, то говорят, что он как ребенок, т.е. находится в состоянии Дитя. Если эмоции преобладают над рассудком, значит, Дитя берет верх.

В состоянии Дитя есть немало и положительного. Ведь ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Поэтому в записях из детства отражаются радости первых открытий, беззаботная шаловливость и беспечность, ощущения благополучия и покоя от опеки со стороны родителей. Все это также может быть проиграно во взрослой жизни. В отдельные периоды в каждом из нас может проявляться беззаботный ребенок, несерьезный и шаловливый человек, маленький мальчик, нуждающийся в защите и опеке со стороны более сильных покровителей.

Состояние Взрослого начинает развиваться в человеке несколько позже, чем состояние Родителя и Дитя, - по мере накопления определенного жизненного опыта.

Если в Родителе записывается информация о предписаниях и правилах поведения, а в Дитя отражаются ощущения от общения с людьми по этим правилам и предписаниям, то во Взрослом осуществляется анализ всей этой информации. "Взрослые" данные накапливаются по мере того, как ребенок начинает открывать для себя различия между той жизнью, которой он обучен (Родитель), той жизнью, которая представлена в его чувствах, желаниях и фантазиях (Дитя), и жизнью, как он ее понимает сам (Взрослый).

Одно из предназначений Взрослого заключается в проверке Родительских данных, чтобы выяснить, какие из них годны к

123

использованию на сегодняшний день, а от каких лучше отказаться. Другое предназначение Взрослого - исследовать собственное Дитя, чтобы понять, соответствуют ли сегодняшние чувства реальному положению дел или это просто старые страхи, побуждаемые устаревшими Родительскими предписаниями.

Цель состоит в том, чтобы отдавать себе отчет в степени достоверности данных, собранных в этих двух коллекциях. Поэтому Взрослый подобен компьютеру, который выдает решения на основе обработки информации, поступающей из трех источников: Родителя, Дитя и того запаса, который был заготовлен и непрерывно пополняется самим Взрослым.

Если в ходе подобной проверки оказывается, что Родительские предписания верны (что действительно опасно выбегать на дорогу), то данные Взрослого будут составлять некие "постоянные величины", которым можно доверять. Поэтому задача Взрослого будет заключаться в том, чтобы в соответствующих ситуациях сдерживать эмоциональные порывы Дитя в стремлении перебежать дорогу перед идущим транспортом и руководствоваться при переходе улицы предписаниями Родителя, отраженными в правилах уличного движения (т.е. переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора).

Если же проверка показывает, что улицу можно перебежать в любом месте, даже там, где очень интенсивное движение, то значение Родительских предписаний будет постепенно ослабевать. В этом случае Взрослому будет сложнее "добираться" до этих предписаний и "включать" их в руководство поведением человека. То есть, даже зная правила уличного движения, человек будет нарушать их и пересекать улицу в удобном для него месте.

Исследуя информацию, записанную в Дитя, Взрослый определяет, какие из чувств можно проявлять открыто в той или иной ситуации, а какие лучше не проявлять. Убеждаясь в том, что на празднике нужно веселиться, а на траурной церемонии радость неуместна, Взрослый "регулирует" проявление эмоций в определенных рамках. Поэтому человек стремится проявлять улыбки, восторги и другие радостные эмоции при веселье, но сдерживать подобные проявления в ситуациях, связанных с неудачами, бедами, трагедиями.

В "обязанности" Взрослого входят также оценка вероятностей и просчитывание вариантов. Неучтенные вероятности развития тех или иных событий часто становятся источником неудач в различных ситуациях общения. Непредвиденные опасности в отличие от предвиденных чаще приводят к личностным конфликтам. Поэтому если Взрослый сумеет предвидеть возможность какой-либо неприятности, то примет меры, чтобы уменьшить ее вероятность, а если она все же случится, то будет искать способ, как из нее выпутаться.

124

Таким образом, в процессе развития у каждой личности формируется своя "заученная концепция", которая отражается в ее Родителе. Практически одновременно формируется "эмоциональная концепция", отражаемая в Дитя. И несколько позже во Взрослом формируется "обдуманная концепция", основанная на анализе собственного опыта. Понимание особенностей процессов формирования этих концепций, а также знание характерных признаков состояний Родителя, Взрослого и Дитя позволяет нам осуществлять анализ поведения конкретной личности, анализ взаимодействия людей друг с другом. Последнее Э. Берн назвал трансактным или трансакционным анализом.

Прежде чем говорить о таком анализе, рассмотрим характерные признаки каждого из этих состояний.

У определенной категории людей предписания, записанные в Родителе, настолько сильны, что человек не задумывается над реальностью, а просто руководствуется данными Родителя. Их Родитель настолько силен, что постоянно принуждает человека следовать полученным ранее предписаниям. Такой человек знает, что ни в коем случае нельзя переходить улицу на красный сигнал светофора, и постоянно соблюдает это правило.

Другая категория людей также не очень-то задумывается над реальностью, но уже из-за своего Дитя. Информация, хранящаяся в Дитя, говорит им, что добиться успеха в той или иной ситуации можно за счет импульсивных, необдуманных действий, за счет эмоционального порыва, а то и просто каприза. Эмоции таких людей настолько сильны, что перечеркивают предписания, отраженные в Родителе. Спустя некоторое время их разум возьмет верх и они станут понимать, что поступили необдуманно или даже глупо. Но в момент принятия конкретного решения ими движет состояние Дитя. Такой человек, увидев на противоположной стороне улицы значимого для него человека (например, девушку или юношу), устремляется навстречу ему без оглядки на сигналы светофора и движение транспорта. И лишь затем он может задуматься об опасности, которой подвергает себя. В то же время, заметив на пересечении улицы милиционера, он может испугаться и изменить свое решение.

Иначе ведут себя люди с сильно развитым Взрослым. Они способны проанализировать ситуацию, сопоставить предписания Родителя (нужно соблюдать правила уличного движения) и информацию Дитя (надо быстрее бежать навстречу значимому человеку) с накопленным опытом (люди не всегда соблюдают правила движения). Принятие решения будет зависеть от особенностей конкретной ситуации (насколько интенсивно движение на этом участке улицы? Далеко ли пешеходный переход? Есть ли другие способы встречи с нужным человеком без нарушения правил уличного движения?).

Очевидно, что Родитель, Дитя и Взрослый будут проявляться в человеке не только при переходе улицы. Особенно существенно

125

проявление этих состояний в общении людей, и прежде всего в педагогическом общении. В конкретных ситуациях взаимодействия людей каждое из этих состояний будет не просто присутствовать, но также и доминировать в тех или иных эпизодах и, следовательно, накладывать существенный отпечаток на характер этого общения.

Существует множество характерных примет, по которым партнер будет чувствовать, с кем он имеет дело: с Родителем, с Дитя или со Взрослым. Эти характерные признаки содержатся не только в словах, но также в интонации голоса, мимике лица, жестах, позах. Рассмотрим их более подробно.

Каковы характерные признаки Родителя?

Позиция Родителя отличается независимостью, неподчиняемостью субъекта общения, стремлением взять инициативу в свои руки, навязать партнеру по общению свой взгляд, свою волю, подчинить его себе. Родитель склонен к авторитарному давлению на своего партнера, к определенной бесцеремонности в общении. В то же время Родитель любит опекать и защищать партнера (порой даже тогда, когда в этом нет особой необходимости).

Характерными признаками Родителя являются строгий, холодный, а порой даже сердитый взгляд, нахмуренные брови, плотно сжатые губы, "металл" в голосе, крик, стремление погрозить пальцем, топнуть ногой, а также снисходительные взгляд, улыбка, похлопывание собеседника по плечу.

Для Родителя присущи категоричные фразы: "Заруби себе на носу!", "Запомни раз и навсегда!", "Сколько можно тебе повторять!", "Ни в коем случае не делай этого!", "Только попробуй!". Учитель, занимающий позицию Родителя, часто использует приказания типа: "Дай сюда дневник!", "Сядь на место!", "Выйди сейчас же из класса!", "Без родителей в школу не приходи!".

Существенными приметами Родителя являются оценочные слова: "глупый", "ленивый", "чушь", "ерунда", "отвратительный", "противный"; снисходительные слова: "бедняжка", "несчастный", "деточка", "сынок" и т.п.

Каковы характерные признаки Дитя?

В позиции Дитя обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность, которая нуждается в опеке и защите. Находящийся в этой позиции партнер бывает пуглив, беспомощен, доверчив, а порой по-детски игрив, несерьезен.

Характерные признаки Дитя проявляются в том, что человек вздрагивает от испуга, хнычет, плачет, надувает губы, вспыхивает от раздражения, "строит глазки", пожимает плечами, потупляет взор, дразнится, восторгается, смеется, поднятием руки спрашивает разрешения что-нибудь сказать, смущается, хихикает, кусает ногти, шмыгает носом.

Слова, используемые Дитя, отличаются определенным упрямством, характерным для ребенка: "а я хочу", "нет, давай пойдем",

126

"не буду", "не пойду"; просящим тоном - уговариванием, определенным заискиванием: "а можно мне сделать...", "а почему мне нельзя?", "можно я отвечу?". В лексиконе Дитя встречаются детские угрозы и заявления: "подумаешь какой...", "вот когда я вырасту...", "я тоже смогу...", "сам получишь!", "сам такой!".

Что характерно для Взрослого?

Характерными признаками Взрослого являются корректность и сдержанность в общении с людьми, умение считаться с ситуацией, стремление понять интересы партнеров по общению, распределение ответственности между собой и ими.

Речь Взрослого лишена авторитарного давления и бесцеремонности, а также Родительских поучений, высказываемых в категоричном тоне. Она также не содержит неуверенности, боязливости и несерьезности Дитя. Поскольку Взрослый контролирует действия Родителя и Дитя, то в его словаре используются такие слова и выражения, как "вероятно", "возможно", "я полагаю", "на мой взгляд", "если я вас правильно понял, то...". В словаре Взрослого есть твердые Родительские выражения: "я считаю", "я убежден", "думаю, что этого делать нельзя". Однако существенными признаками Взрослого при этом выступает не содержание произносимых фраз, а тон, с которым они произносятся, сопровождающие эти слова мимика и жесты говорящего.

Таким образом, состояние Родителя, Дитя и Взрослого, доминирующее в данный момент общения, является информативным, т.е. узнаваемым для партнера по общению. Эта информативность реализуется через различные внешние проявления: жесты, мимику, позы, интонации голоса.

Следует отметить, что некоторые авторы вместо понятия "состояние" используют понятие "ролевая позиция" или просто говорят о "позиции" человека, с которой он осуществляет воздействие на своего партнера по общению. Поскольку при этом термины "состояние" и "позиция" несут одну и ту же смысловую нагрузку, то мы порой допускаем использование обоих понятий, особенно при осуществлении трансактного анализа.

Появление учителя в классе, его первые посылы в виде хмурого взгляда, плотно сжатых губ, сердитых слов или, напротив, озорного взгляда, беспечной улыбки, шутливых слов говорят учащимся о состоянии педагога, о том, что перед ними появился Родитель, с которым необходимо соблюдать дистанцию, с которым шутки плохи, либо о том, что перед ними Дитя, с которым можно пошутить и побалагурить.

Можно сказать, что состояние учителя проявляется для воспитанников с первых минут общения, т.е. в период "коммуникативной атаки". Поэтому своеобразная самопрезентация во многом определяется доминирующим состоянием педагога в этот период.

127

Если учитель начинает свое общение с классом с позиции Родителя, то это будет проявляться в жестком, командном тоне его обращений к ученикам, в его стремлении подавить их волю, подчинить учащихся своим требованиям. Это будет также проявляться в санкциях к тем, кто не выполняет требований учителя: опоздал на урок - оставайся за дверью, не выучил - получи оценку "2". "С таким учителем лучше не связываться", - так отзываются о таком педагоге ученики.

Для учителя, начинающего общение с классом с ролевой позиции Взрослого, характерно спокойное, корректное, доброжелательное обращение к учащимся, стремление понять их проблемы и затруднения, желание помочь им в решении этих проблем. Педагог в этом случае сумеет предъявить свои требования ученикам, но в этих требованиях нет жесткости, стремления унизить ученика, подавить его волю, растоптать его достоинство. "Требовательный, но справедливый", - так говорят о нем ученики.

Педагога, начинающего взаимодействие с учащимися с ролевой позиции Дитя, будут отличать некоторая неуверенность и нерешительность в словах и действиях, несколько извиняющийся и уговаривающий характер обращений к ученикам. Особенно в той части взаимодействия, где требуется включение учащихся в работу, где необходимы инструктивные указания о последовательности и качестве действий учеников. Одновременно такая ролевая позиция позволяет педагогу шутить и в определенной мере "заигрывать" с учащимися, либеральничать с ними и за счет этого выглядеть "своим человеком" среди школьников.

В процессе дальнейшего общения ролевая позиция педагога может изменяться. Например, учитель, осуществивший коммуникативную атаку на учащихся с позиции Родителя и обнаруживший, что ученики сидят в классе подавленные, со страхом в глазах, что обстановка в классе не способствует успешной организации интеллектуальной деятельности учащихся, имеет возможность сменить свою ролевую позицию и снять возникшее у учащихся излишнее напряжение. Для этого он может использовать шутку, веселую реплику, забавную историю или какой-то иной прием, с помощью которого учащиеся смогли бы увидеть в учителе не строгого и сердитого Родителя, а веселое и беспечное Дитя.

Напротив, учитель, позволивший себе начать общение с учащимися с позиции Дитя, почувствует излишнюю раскрепощенность учащихся, их нежелание заниматься на уроке серьезной интеллектуальной работой и сделает вывод о необходимости более строгого подхода к ученикам и вследствие этого перейдет в общении с ними на ролевую позицию Родителя. В результате педагог как бы предстанет перед учениками в ином качестве и в классе будут слышны его строгий голос, четкие распоряжения и требования, сопровождаемые мерами поощрения и наказания.

128

Следует также отметить, что в некоторых ситуациях не все школьники однозначно определяют для себя ролевую позицию педагога. В проявлении требований к себе, произнесенных учителем спокойным, но твердым голосом, один ученик может почувствовать Взрослого, обращающегося к нему строго, но справедливо, а другому может показаться, что учитель оказывает на него давление, что педагог выступает с позиции Родителя. К тому же предыстория взаимоотношений учителя с каждым из своих учеников далеко не одинакова: кто-то в этом учителе души не чает, уважительно относится к нему и преподаваемому им предмету, а кто-то из учеников терпеть не может этого педагога, часто ссорится с ним, имеет от него массу неприятностей. Это необходимо учитывать в общении с учащимися.

Каким образом рассмотренные состояния проявляют себя при проведении трансактного анализа?

Американский психотерапевт Э. Берн, а за ним наш соотечественник А.Б. Добрович, а также ряд других психологов и педагогов считают, что любой знакообмен между людьми представляет собой контакт. Этот контакт состоит из коммуникативных посылов - коммуникатов. Примерами коммуникатов являются обращенные к партнеру по общению взгляд, улыбка, приветствие или иное словесное обращение, жест или мимическое выражение в адрес партнера.

Коммуникаты могут "подаваться" партнеру в различной "упаковке": в виде "поглаживаний" и в виде "уколов". Примерами "поглаживаний" являются улыбка, доброе слово, одобрение, похвала. "Уколы" могут быть представлены в виде сердитого взгляда, язвительной реплики, злого слова и т.п.

Обмен коммуникатами называют трансакцией, являющейся своеобразной единицей общения. Когда друзья при встрече говорят друг другу: "Привет!" - "Привет!", то это и есть обмен их коммуникативными посылами, образующими трансакцию. Обмены взглядами, улыбками, мимическими выражениями (например, гримасами) также представляют собой различные трансакции.

Первый коммуникат Э. Берн называет трансакционным стимулом, ответный - трансакционной реакцией, а их сочетание - трансакцией.

Очевидно, общение начинается там, где возникает хотя бы одна трансакция, поскольку общение - это Процесс двухсторонний.

Каждый из нас ежедневно направляет своим партнерам по общению сотни, даже тысячи различных коммуникативных посылов. Не все эти посылы доходят до наших партнеров: кто-то просто не заметил вашего взгляда, не услышал сказанных вами слов, не разглядел поднятой учеником руки, не понял вашей иронии или язвительной реплики. Подобные коммуникаты словно стрелы, не попавшие в цель.

129

Но большинство наших коммуникатов все же достигает цели, доходит до наших партнеров и вызывает ответные коммуникативные посылы: девушка улыбнулась в ответ на улыбку юноши; ученик, пытавшийся воспользоваться шпаргалкой, смутился, заметив строгий взгляд учителя; учитель вызвал к доске ученика, поднявшего руку.

В некоторых случаях партнеры вынуждены ограничить свое общение и довольствоваться одной-единственной трансакцией. Например, незнакомые друг другу юноша и девушка, обменявшиеся при случайной встрече улыбками, могут больше никогда не увидеться. Но в ситуации обмена улыбками их можно считать партнерами по общению, хотя само общение было очень скоротечным.

В других ситуациях вслед за первой трансакцией может пойти вторая, третья и целая серия трансакций. Так, коммуникаты учителя и ученика, вызванного к доске, могут продолжаться не только в виде вопросов педагога и ответов ученика, заданий и решений, но также сурового взгляда учителя и смущения учащегося, возмущения педагогом по поводу незнания учеником элементарных истин и попытками ученика объяснить причины своего незнания, одобрения учителем успешных действий ученика и радостной улыбки последнего.

Таким образом, общение также можно представить как совокупность коммуникативных посылов, образующих трансакции.

На характер общения педагога и воспитанников оказывает влияние не только ролевая позиция педагога. Большое значение имеет также и то, куда направляются коммуникативные посылы с этой ролевой позиции, на какие ролевые позиции воспитанника и как воспитанник будет отвечать на воздействие педагога. Для понимания особенностей их взаимодействия необходимо рассмотреть вопрос о видах трансакций.

В работах Э. Берна и А.Б. Добровича рассматриваются некоторые варианты трансакций партнеров по общению. Используя предложенную авторами логику и терминологию, попробуем осуществить трансакционный (или трансактный) анализ в общении педагога с воспитанником.

Условимся, что первый коммуникативный посыл всегда будет исходить в наших рассуждениях и схемах слева направо, как это принято при письме, а ответный коммуникат - в противоположную сторону: справа налево.

130

Rambler's Top100
Lib4all.Ru © 2010.