В реальных жизненных ситуациях партнеры обычно не задумываются о том, на каком уровне протекает их общение. К тому же этот процесс, как правило, осуществляется не на одном, а на нескольких уровнях. При этом один из партнеров может быть не заинтересован в том, чтобы проинформировать другого о своих истинных намерениях.
118
Так, манипулятор может настолько тщательно скрывать свои манипуляции, что у собеседника, да и у сторонних наблюдателей их диалога может возникнуть впечатление, что их общение протекает без ухищрений и уловок, без манипуляций, т.е. на игровом или деловом уровне. Более глубокий анализ их взаимодействия может показать, что манипулятор прилагает немало усилий, чтобы замаскировать свои манипуляции и всеми своими средствами убедить партнера в "деловых" намерениях в общении с ним. Такое общение будет развертываться на нескольких уровнях одновременно: один уровень (деловой) будет явно выражен, а остальные - скрыты, завуалированы (манипулятивный, игровой). В отдельные моменты их взаимодействия возможно изменение явного и скрытых уровней.
Сторонние наблюдатели также могут не задумываться либо просто не знать, на каких уровнях общаются конкретные партнеры. Однако по характерным признакам поведения партнеров можно с определенной степенью уверенности говорить об уровне, на котором они общаются, либо об уровне, на котором стремится общаться тот или иной партнер.
Обычно опытный педагог хорошо чувствует, что ученики пытаются манипулировать им либо уходят от откровенного разговора путем использования различных "масок".
Понимание особенностей общения на различных уровнях позволит педагогам и всем, кто постоянно погружен в сферу "человек - человек", быть не пассивным участником общения, а осознанно включаться в процесс взаимодействия с людьми, в определенной степени управлять этим процессом.
Педагогу важно постоянно задумываться над такими вопросами:
- 1) Почему ученик задает тот или иной вопрос? Что им движет? Чего он хочет?
- 2) Как подобрать нужные слова для ответа ученику?
При этом важно понимать, что ученик может руководствоваться двумя принципиально важными для него моментами:
- - получить информацию о том, что его действительно волнует, что имеет значение для его жизни (возможно, что и не по теме урока);
- - набрать дополнительные "очки" в глазах своих одноклассников за счет оригинального острословия, за счет того, что педагога удалось поставить в неловкое положение и "загнать в тупик" благодаря тому, что сумел "увести" урок в другое русло.
В первом случае учитель имеет дело с любознательным, ищущим учеником, а во втором - с человеком, исполняющим определенную внутригрупповую роль (шута, остряка и т.п.).
В первом случае педагог может сразу ответить на вопрос или перенести ответ за пределы урока. Ведь здесь ученик выходит на педагога "с открытым забралом", его вопрос искренен, даже если
119
и не очень желателен на уроке. Во втором случае ученик предстает перед педагогом "в маске" (шута, остряка). Если педагог будет отвечать этой "маске", то он попадется в расставленные сети и, вероятнее всего, станет объектом насмешек и ученика-шута, и всего класса.
Чтобы не попадать впросак, педагог должен суметь рассмотреть эту "маску", понять ее назначение и найти адекватные способы реагирования на нее. При этом следует не просто переиграть ученика в "маске", чтобы унизить его в глазах класса, сделав объектом всеобщих насмешек. Важно, чтобы педагог дал возможность и этому ученику, и всем учащимся почувствовать ненужность, необязательность использования маски, сумел перевести общение на другой, более высокий уровень. Очевидно, для этого педагогу необходимо уметь продемонстрировать учащимся образцы культурного общения со всеми своими партнерами.
- Назовите известные вам уровни общения.
- Чем характеризуется примитивный уровень общения?
- В чем заключаются особенности общения на манипулятивном уровне?
- Приведите примеры манипуляций, используемых учащимися и учителями.
- Каковы особенности общения на стандартизированном уровне? Приведите примеры известных Вам стандартизированных масок.
- Каковы особенности общения на конвенциональном уровне? Приведите примеры общения педагога и учащихся на этом уровне.
- Чем характеризуется игровой уровень общения?
- Каковы особенности общения партнеров на деловом уровне?
- В чем особенности общения на духовном уровне? Приведите примеры общения педагога и учащихся на этом уровне.
- Подберите 2 - 3 педагогические ситуации и охарактеризуйте уровни, на которых строят общение участники этих ситуаций.
120