Глава 5

УРОВНИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
И ШКОЛЬНИКОВ

Понятие "уровень" имеет несколько значений и используется как в естественно-математических, так и в социально-гуманитарных науках. Не случайно нам хорошо известны словосочетания "уровень жидкости", "уровень шума", "уровень радиации", "уровень образования", "уровень воспитанности" и т.п.

Это довольно условное понятие обычно вводят для того, чтобы осуществить какое-либо качественное разделение между различными состояниями того или иного процесса. Например, понятие "уровень радиации" позволяет ввести условные ориентиры интенсивности радиоактивного излучения. Низкие уровни радиации могут быть практически безопасными или малоопасными, а высокие уровни - опасными или смертельно опасными для жизни человека.

Использование понятия "уровни общения" - это также некая условность. Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнеров.

Э. Берн описывает пять способов "совместного проведения времени", или общения, социальной группы, состоящей из двух или большего числа людей: ритуалы; времяпрепровождение; игра; близость; деятельность [8, с. 14].

В.Н. Сагатовский выделяет четыре уровня общения: манипулирования; "рефлексивной игры"; правового общения; нравственного общения1.

Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков, говоря о стиле общения как наиболее предпочитаемых "способах понимания других людей,

99

коммуникации и действий в общении", выделяют три основных стиля: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. По существу, эти стили, определяющие поведение человека при взаимодействии с другими людьми - партнерами по общению, являются своеобразными уровнями общения [53].

Интересную, на наш взгляд, иерархию уровней общения предложил А.Б. Добрович, выделивший семь уровней общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный. Мы расположили их в определенной последовательности - от низших к высшим уровням - и ввели соответствующие обозначения от - 3 до +3. Рассмотрим их более подробно.

  • 3 - духовный уровень
  • 2 - деловой уровень
  • 1 - игровой уровень
  • 0 - конвенциональный уровень
  • - 1 - стандартизированный уровень
  • - 2 - манипулятивный уровень
  • - 3 - примитивный уровень

100


1 См.: Сагатовский В.Н. Социальное проектирование: (К основам теории) // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием / Отв. ред. В.И. Бакштановский. - Томск, 1980.
Lib4all.Ru © 2010.
Корпоративная почта для бизнеса Tendence.ru