В реальной жизни нам часто приходится исполнять описанные социальные роли не по очереди, а одновременно. Человек, выступающий в формальной роли директора, является также представителем различных групп и коллективов, в которых исполняет те или иные внутригрупповые роли. При взаимодействии с конкретными людьми ему присущи определенные межличностные роли, а в беседе с самим собой он намечает исполнение различных индивидуальных ролей, которые затем пытается реализовать.
У каждого из нас существует довольно богатый набор различных социальных ролей, которые можно представить в виде своеобразного "ролевого веера" (рис. 1). Одни лепестки этого "веера"
95
могут соответствовать различным формальным ролям: "директора", "компетентного специалиста", "пациента", "покупателя"... Другие лепестки "веера" будут адекватны внутригрупповым ролям: "лидера", "веселого рассказчика", "справедливого арбитра", "непререкаемого авторитета"... Третья группа лепестков этого "веера" представлена "лепестками" межличностных ролей: "друга", "спасителя", "защитника", "партнера по игре в теннис"... Четвертая группа лепестков "веера" соответствует индивидуальным ролям: "способного ученика", "толкового специалиста", "смелого и решительного человека"...
- Директор.
- Компетентный специалист.
- Смелый и решительный человек.
- Веселый рассказчик.
- Друг.
- Спаситель.
- Лидер.
Рис. 1
В каждой конкретной ситуации человек раскрывает не весь свой "веер", а только часть его. Например, выступая на педагогическом совете, директор школы демонстрирует своим коллегам главным образом "лепесток" формальной роли "директора" и "лепесток" внутри-групповой роли "лидера". А остальные"лепестки" своего "ролевого веера" он может не показывать в этой ситуации (рис. 2).
Рис. 2
В кругу своих друзей и близких этот человек предпочтет не демонстрировать "лепесток" с формальной ролью "директора", а отдаст предпочтение "лепесткам" с внутригрупповыми и межличностными ролями "веселого рассказчика" и "смелого и решительного человека" (рис. 3).
Рис. 3
Те части "веера", которые видны в данный момент общения, называются актуальной ролью человека. "Актуальная роль - это роли всех категорий, которые исполняются нами "здесь и сейчас", одновременно, хотя каждая из них будет представлена в актуальной роли в разных пропорциях" [25, с. 87].
Актуальная роль представляет собой комбинацию различных социальных ролей в данной ситуации. Она отражает желание человека предстать перед своими партнерами и перед самим собой в том или ином качестве. Это - определенный способ психологической защиты личности.
96
Очевидно, что это вполне оправдано, поскольку зачем всем подряд демонстрировать, какой я есть на работе, в кругу друзей, со своими близкими, с самим собой. Во-первых, многим это неинтересно и не нужно, так как у каждого человека есть свои, более значимые для него проблемы. Директор школы как покупатель выбрал необходимые товары, заплатил за них деньги и тем самым закончил общение с продавцом. А кем и как он работает, какие у него отношения в кругу друзей - это совершенно неважно для продавца. Во-вторых, педагогу и самому не хотелось бы демонстрировать те или иные свои особенности отдельным людям. Видят его коллеги и подчиненные в нем строгого руководителя, выполняют свои функциональные обязанности и его требования, и этого вполне достаточно для осуществления совместной работы. Но обсуждать с каждым из них особенности своих дружеских контактов и семейных отношений совершенно необязательно.
Таким образом, знание различных социальных ролей, понимание особенностей их проявления в различных жизненных ситуациях существенно расширяют коммуникативные возможности педагога. По сути, создана основа для осуществления им анализа поведения своих воспитанников и их родителей, а также для прогнозирования и выстраивания собственного поведения в общении с различными партнерами.
То, что человек является учителем или директором школы, - это всего лишь одна из предпосылок к исполнению определенной социальной функции. Это - формальное разрешение на появление в школе, на проведение уроков или педагогических советов. Но педагогическая деятельность обязательно предполагает взаимодействие учителя с конкретными учениками или их родителями и своими коллегами, а также с различными группами и учащихся, и родителей, и коллег. Поэтому каждому педагогу приходится не только постоянно исполнять самые различные межличностные и внутригрупповые роли, но и неизменно доказывать свое моральное право на обучение и воспитание своих учащихся и их родителей, на предъявление им своих требований, на свою почетную миссию по приобщению школьников к общечеловеческой культуре.
- Что называется социальной ролью? Чем актерские роли отличаются от социальных ролей?
- Что такое формальная роль? Приведите примеры исполнения одним и тем же человеком различных формальных ролей.
- Что представляет собой внутригрупповая роль? Приведите примеры исполнения вами и вашими знакомыми различных внутригрупповых ролей. Какие внутригрупповые роли возможны в педагогическом общении?
97
- Каковы особенности межличностных ролей? Какие межличностные роли могут исполняться учителями, учениками и их родителями?
- В чем особенности индивидуальной роли? Какие индивидуальные роли могут исполнять ученики и учителя?
- Что представляет собой "ролевой веер"?
- Охарактеризуйте "ролевой веер" хорошо знакомого вам человека.
- Что такое актуальная роль? Приведите примеры исполнения актуальных ролей учителями и учениками.
- Подберите 2 - 3 педагогические ситуации и проанализируйте их с позиции исполнения различных социальных ролей участниками взаимодействия.
98